Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 864 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 180103.04 Слесарь-механик судовой" стр. 2

4.3.4. Обслуживание, настройка и регулировка приспособлений и стендов, применяемых при производстве и испытаниях для судов различных типов.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)*(2).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Сборка, регулировка, испытание приборов, механизмов и узлов, установок, испытательных камер и стендов для проведения испытании.
ПК 1.1. Осуществлять разметку плат, фундаментов, оснований и установочных плоскостей в корпусах под установку на них механизмов в соответствии с техническими условиями.
ПК 1.2. Производить сборку, электромонтаж механизмов и узлов.
ПК 1.3. Осуществлять механическую и ручную подгонку и доводку деталей.
ПК 1.4. Регулировать сложные механизмы и приборы средней сложности по сборочным чертежам и техническим условиям.
ПК 1.5. Производить статическую и динамическую балансировку сложных узлов и деталей.
5.2.2. Комплексная отработка и проверка взаимодействия систем собранных изделий для судов различных типов.
ПК 2.1. Обеспечивать выполнение технологических требований, предъявляемых к собираемым единицам.
ПК 2.2. Работать на установках, испытательных камерах и стендах для исследования, контроля и испытания судовых механизмов и узлов.
ПК 2.3. Заполнять необходимую технологическую документацию.
5.2.3. Контроль качества собранных судовых систем, механизмов и узлов.
ПК 3.1. Выявлять причины возникновения дефектов судовых механизмов и узлов и устранять их.
ПК 3.2. Осуществлять контроль качества сборки и испытание сборочных единиц и агрегатов судовых механизмов и узлов с использованием контрольно-измерительных приборов.
ПК 3.3. Эффективно использовать оборудование, применяемое для контроля, регулировки и настройки узлов и агрегатов судовых приборов.
5.2.4. Обслуживание, настройка и регулировка приспособлений и стендов, применяемых при производстве и испытаниях для судов различных типов.
ПК 4.1. Осуществлять настройку, регулировку приспособлений, испытательных камер и стендов для проведения испытаний.
ПК 4.2. Обслуживать испытательное оборудование и устранять возникающие небольшие неисправности при его работе.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
1824
1188
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
390
260
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;знать:виды нормативно-технической и производственной документации;правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизовОП.01. Основы инженерной графикиОК 1 - 7ПК 1.2ПК 1.4ПК 2.1ПК 3.2ПК 4.1
уметь:анализировать условия работы деталей машин и механизмов; оценивать их работоспособность;соединять разъемные соединения;читать кинематические схемы;знать:классификацию механизмов и машин;звенья механизмов;кинематику механизмов (механизм и машина, кинематические пары и цепи, типы кинематических пар);классификацию, назначение и требования к деталям и сборочным единицам; виды соединения деталей (разъемные и неразъемные соединения);назначение, характеристики механизмов и устройств передач вращательного движения;виды передач вращательного движения (механические, ременные, фрикционные, зубчатые, цепочные, червячные) и их обозначение, кинематические схемы, определение передаточного числа;основные сведения по сопротивлению материалов;основные виды деформации и распределение напряжения при них;внешние силы и их виды, внутренние силы упругости и напряжения, действительные, предельно опасные и предельно допустимые напряжения;основные понятия гидростатики и гидродинамикиОП.02. Основы механикиOK 1 - 7ПК 1.2ПК 1.4ПК 2.1ПК 3.2ПК 4.1
уметь:читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;рассчитывать параметры электрических схем;собирать электрические схемы;пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;знать:электротехническую терминологию;основные законы электротехники;типы электрических схем;правила выполнения электрических схем;методы расчета электрических цепей;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;схемы электроснабжения;основные правила эксплуатации электрооборудования;способы экономии электроэнергии;основные электротехнические материалы;правила сращивания, спайки и изоляции проводов;принципы работы типовых электронных устройствОП.03. Основы электротехники и электроникиОК 1 - 7ПК 1.2ПК 3.1 - 3.3
уметь:выбирать основные конструкционные и эксплуатационные материалы;проводить первичную обработку материалов с разными свойствами;пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;определять правильность работы контрольно-измерительных приборов, пользоваться ими; анализировать условия работы, оценивать работоспособность деталей машин и механизмов; использовать механическое оборудование судовой мастерской, ручные инструменты, измерительное и испытательное оборудование при эксплуатации и ремонте судовых технических средств;обеспечивать качество слесарных работ при обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;знать:основные свойства конструкционных и эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании;основные технологические процессы обработки материалов с разными свойствами;основы стандартизации, погрешности при изготовлении деталей и сборке машин, номинальный и предельные размеры, действительный размер, допуск размера, поле допуска, посадки, их виды и назначение, точность обработки, системы допусков и посадок;основы метрологии: понятие, термины, показатели измерительных приборов;назначение, характеристики, устройство и порядок использования универсальных средств измерения;виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, применяемые при выполнении слесарных работОП.04. Основы материаловедения и технология общеслесарных работОК 1 - 7ПК 1.2 - 1.5ПК 2.1ПК 3.2ПК 4.2
уметь:определять типы судов;ориентироваться в расположении судовых помещений;знать:классификацию судов по правилам Регистра, обозначения на судах;мореходные качества судна (плавучесть, остойчивость, поворотливость, ходкость), технико-эксплуатационные характеристики судна, главные размерения и коэффициенты, водоизмещение, грузоподъемность, непотопляемость;архитектурный тип судна, конструкцию корпуса, судостроительные материалы;конструкцию надстроек и оборудование судовых помещений;конструкцию грузовых люков;конструкции отдельных узлов судна;оборудование и снабжение судна;спасательные средства;конструктивную противопожарную защиту;судовые устройства;назначение и классификацию судовых систем;назначение, состав, функционирование системы предупреждения загрязнения водыОП.05. Теория и устройство суднаOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.2ПК 3.1 - 3.3
уметь:использовать в производственной деятельности средства механизации и автоматизации технологических процессов;производить настройку и сборку простейших систем автоматизации;знать:понятие о механизации и автоматизации производства, их задачи;принципы измерения, регулирования, контроля параметров технологического процесса и автоматического управления ими;основные понятия автоматизированной обработки информации;классификацию автоматических систем и средств измерений;общие сведения об автоматизированных системах управления (АСУ) и системах автоматического управления (САУ);классификацию технических средств автоматизации;типовые средства измерений и автоматизации, область их применения;основные виды электрических, электронных, пневматических, гидравлических и комбинированных устройств, в том числе соответствующие датчики и исполнительные механизмы, интерфейсные, микропроцессорные и компьютерные устройства;основы техники измерений;принципы автоматизации рабочего местаОП.06. Основы автоматизации производстваOK 1 - 7ПК 1.2ПК 2.2 - 2.3ПК 3.3ПК 4.2
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
68
ОП.07. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.2
П.00Профессиональный учебный цикл
1266
844
ПМ.00Профессиональные модули
1266
844
ПМ.01Сборка, регулировка, испытание приборов, механизмов и узлов, установок, испытательных камер и стендов для проведения испытанийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:сборки и регулировки установок, приборов и механизмов на судах;уметь:читать чертежи узлов и агрегатов;производить настройку и регулировку установок, приборов и механизмов на судах;выполнять монтаж несложных схем испытаний;проводить сборку средней сложности приборов по 9 квалитету (3 классу) точности;знать:необходимую технологическую документацию, особенности работы с шарикоподшипниками;классификацию, устройство судов, судовые устройства и системы;основные правила и способы регулировки установок, приборов и механизмов;назначение и применение слесарного инструмента;правила чтения рабочих чертежей;конструкцию, монтажные и принципиальные схемы;способы монтажа;основные сведения по теплотехнике, применяемое топливо, смазочные материалы;устройство и принцип действия средней сложности счетно-решающих часовых, электромеханических, электромагнитных, акустических, гироскопических приборов и механизмов для судов различных типов;устройство токарного и фрезерного станка;технологические особенности обработки металлов и сплавов;причины деформации металлов, возникновение внутренних повреждений и способ устранения их;основы расчета передаточных чисел зацепленияМДК.01.01. Технология изготовления, сборки и регулировки типовых узлов судовых приборов и комплексовОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5
ПМ.02Комплексная отработка и проверка взаимодействия систем собранных изделий для судов различных типовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы на испытательных стендах и оборудовании;уметь:подбирать и регулировать режимы испытаний;находить и устранять повреждения;управлять простыми установками и стендовой контрольно-измерительной аппаратурой;проводить подбор и регулирование режимов испытания, находить и устранять повреждения;заполнять техническую документацию;знать:сведения по проведению испытаний на установках;устройство, назначение и условия применения сложного контрольно-измерительного инструмента, приборов и аппаратуры;основы конструкции приспособлений и стендов, снимаемые параметры, прикладные программы, применяемые на данном рабочем месте;правила проверки и эксплуатации простых и средней сложности установок, испытательных камер и стендов;технологию демонтажа стендовой контрольно-измерительной аппаратуры;основные сведения о проведении испытаний на простых и средней сложности установках, испытательных камерах и стендахМДК.02.01. Технология проведения испытаний установок и аппаратурыOK 1 - 7ПК 2.1 - 2.3
ПМ.03Контроль качества собранных судовых систем, механизмов и узловВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы с измерительным инструментом и оборудованием;уметь:работать с контрольным инструментом и оборудованием;замерять "мертвые ходы" и статические моменты в кинематических линиях, испытывать простые установки со снятием характеристик;подготавливать стендовую аппаратуру, испытательные камеры;проводить контрольно-типовые испытания на простых и средней сложности установках и стендах приборов средней сложности;работать с осциллографом, с микроскопом, оптическими головками;знать:причины возникновения "мертвых ходов" и методы их устранения;устройства камер тепла и холода;принципы конструирования;правила технической эксплуатации оборудования, приспособлений и инструментов и ухода за ними;требования органов технического надзора при нахождении системы отдельных агрегатов под напряжением, высоким давлением или при пользовании холодильными установкамиМДК.03.01. Типовое испытательное оборудование и инструментOK 1 - 7ПК 3.1 - 3.3
ПМ.04Обслуживание, настройка и регулировка приспособлений и стендов, применяемых при производстве и испытаниях для судов различных типовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:обслуживания приспособлений и стендов;уметь:ремонтировать и регулировать оборудование;разбираться в технической документации на оборудование;заполнять техническую документацию;собирать экспериментальные и опытные образцы приборов средней сложности и сложных механизмов по кинематическим схемам или эскизам с изготовлением деталей на универсальных токарных и фрезерных станках по 9 квалитету (3 классу) точности;выполнять разметку плит, оснований и установочных плоскостей в корпусах под установку на них механизмов в соответствии с техническими условиями;соблюдать правила безопасности труда и внутреннего распорядка;пользоваться средствами предупреждения и тушения пожаров на своем рабочем месте, участке;знать:методы сборки, механического регулирования и настройки приборов и механизмов в соответствии с установленными техническими условиями по 9 квалитету (3 классу) точности;способы разметки деталей и узлов;конструкции обслуживаемого оборудования;основы системы планово-предупредительного ремонта (ППР);безопасные, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, методы труда;средства предупреждения и тушения пожаров на своем рабочем месте;производственную инструкцию, правила внутреннего распорядка в организацииМДК.04.01. Основы проектирования приспособлений и оснасткиOK 1 - 7ПК 4.1 - 4.2
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
168
84
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
486
324
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
2268
1512
УП.00Учебная практика
36 нед.
1296
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.2
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
3 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
42 нед.
Учебная практика
36 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
3 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
13 нед.
Итого
95 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.