Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 646 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 140101.02 Машинист паровых турбин" стр. 2

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Эксплуатация основного и вспомогательного турбинного оборудования электростанций.
ПК 1.1. Производить пуск, остановку, опрессовку, промывку и консервацию, первичное испытание (опробование) обслуживаемого турбинного оборудования.
ПК 1.2. Управлять работой паровых турбин и газотурбинных установок в соответствии с заданным графиком нагрузки, в том числе с центрального теплового щита управления турбинами.
ПК 1.3. Предупреждать и устранять аварийные ситуации.
5.2.2. Эксплуатационное обслуживание и обеспечение бесперебойной и экономичной работы паровых турбин.
ПК 2.1. Проводить осмотр турбинного оборудования в соответствии с требованиями технологической документации.
ПК 2.2. Выявлять неисправности в работе оборудования и принимать меры по их устранению.
ПК 2.3. Выводить оборудование в ремонт.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
344
236
В результате изучения обязательной части учебного цикла по общепрофессиональным дисциплинам обучающийся должен:уметь:читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;знать:общие сведения о сборочных чертежах,назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах;правила оформления и чтения рабочих чертежей; основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем.ОП.01. Техническое черчениеОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.3
уметь:контролировать выполнение заземления, зануления;производить контроль параметров работы электрооборудования;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;знать:основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;типы и правила графического изображения и составления электрических схем;условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;способы экономии электроэнергии;правила сращивания, спайки и изоляции проводов;виды и свойства электротехнических материалов;правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.ОП.02.ЭлектротехникаОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.3
уметь:выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;читать кинематические схемы;знать:виды износа и деформации деталей и узлов;виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;основы кинематики механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;назначение и классификацию подшипников;основные типы смазочных устройств;принципы организации слесарных работ;понятие трения, его виды, роль трения в технике;устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики.ОП.03. Основы технической механики и слесарных работОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.3
уметь:определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления;подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам;знать:виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве;виды прокладочных и уплотнительных материалов;виды химической и термической обработки сталей;классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;методы измерения параметров и определения свойств материалов;основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;основные свойства полимеров и их назначение;способы термообработки и защиты металлов от коррозии.ОП.04.МатериаловедениеОК 1 - 7ПК 1.1ПК 2.1ПК 2.2
уметь:оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;использовать экобиозащитную и противопожарную технику;определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:виды и правила проведения инструктажей по охране труда;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;законодательство в области охраны труда; меры предупреждения пожаров и взрывов; нормативные документы по охране труда и здоровья;основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;основные источники воздействия на окружающую среду;основные причины возникновения пожаров и взрывов;особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;права и обязанности работников в области охраны труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.ОП.05. Охрана трудаОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.3
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы зашиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
32
ОП.06. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.3
П.00Профессиональный учебный цикл
440
300
ПМ.00Профессиональные модули
440
300
ПМ.01Эксплуатация основного и вспомогательного турбинного оборудования электростанцийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:пуска, остановки, опрессовки, первичного испытания (опробования), консервации и промывки обслуживаемого турбинного оборудования;управления работой паровых турбин и газотурбинных установок в соответствии с заданным графиком нагрузки, в том числе с центрального теплового щита управления турбинами;участия в выявлении, предупреждении и устранении аварийных ситуаций;соблюдения техники безопасности при проведении работ;уметь:запускать и останавливать обслуживаемое оборудование;опрессовывать и опробовать турбинное оборудование;проводить контроль работы обслуживаемого оборудования путем обхода (наблюдения);контролировать показания средств измерения;ликвидировать аварийные ситуации;выявлять неисправности в работе оборудования и принимать меры по их устранению,выводить оборудование в ремонт;обеспечивать бесперебойную работу основного и вспомогательного турбинного оборудования;производить переключение в тепловых схемах турбоустановки в соответствии с регламентами;поддерживать режим работы оборудования газотурбинной установки в соответствии с технологическими нормами;соблюдать правила безопасной эксплуатации электрооборудования и использовать меры защиты от поражения электрическим током;оформлять различные документы служебного характера;использовать щиты контроля;пользоваться пультами управления;использовать контрольно-измерительные приборы и инструменты в соответствие с техническими инструкциями и профессиональными задачами;осуществлять поиск, обработку и представление информации в различных форматах, в том числе с использованием компьютерных программ;соблюдать правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей;знать:устройство и технические характеристики турбины и вспомогательного оборудования;тепловые схемы турбинной установки;содержание технологического процесса работы установки;устройство, технические характеристики обслуживаемых компрессоров, газовых турбин, турбогенераторов;назначение и принципы работы автоматических регуляторов, тепловых защит, блокировок, сигнализации и средств измерений;технико-экономические показатели работы турбинного оборудования;задачи и регламенты эксплуатационного обслуживания оборудования;порядок допуска к работе на оборудовании;последовательность и содержание основных операций эксплуатационного обслуживания паровых турбин;основное содержание технологической документации по эксплуатационному обслуживанию паровых турбин и вспомогательного оборудования;порядок подготовки к пуску турбин;средства контроля параметров работы турбины;принципиальные схемы контроля и автоматики газотурбинных установок;методы контроля и способы регулирования параметров работы турбины;порядок контроля работы систем регулирования;порядок операций при плановой остановке;последовательность действий персонала при аварийной остановке;эксплуатационные параметры регулирования и защиты турбины;классификацию, назначение, принципы действия, устройство, метрологические характеристики контрольно-измерительных приборов и инструментов;основные понятия и определения, способы и схемы систем автоматического регулирования;основные понятия и определения, способы тепловой защиты и блокировки;методы и средства теплотехнического контроля;назначение, конструкции и схемы щитов контроля;наиболее распространенные виды неисправностей приборов;наиболее опасные нарушения технологического режима, способные привести к загоранию, воспламенению или разрушению оборудования;требования техники безопасности при работе с электрооборудованием и электроинструментом;нормы и правила оформления служебных документов.МДК.01.01.Эксплуатация турбинного оборудования электростанцийОК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3
ПМ.02Эксплуатационное обслуживание и обеспечение бесперебойной и экономичной работы паровых турбинВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:осмотра турбинного оборудования;выявления неисправностей в работе оборудования;участия в работах по устранению неисправностей в работе оборудования;вывода оборудования в ремонт;уметь:проводить осмотр турбинного оборудования в соответствии с требованиями технологической документации;определять причины неисправностей в работе оборудования;устранять неисправности в работе оборудования под руководством лиц технического надзора;оформлять документацию по выводу оборудования в ремонт;правильно пользоваться специальными и универсальными инструментами и приспособлениями;знать:конструктивные параметры турбины и вспомогательного оборудования;конструкцию применяемого универсального и специального инструмента и приспособлений; порядок осмотра турбинного оборудования;кинематические схемы технологического оборудования;характеристики возможных неисправностей в работе оборудования, способы их профилактики и устранения;аварийные отклонения параметров работы турбины;причины неисправностей в работе оборудования;способы устранения неисправностей в работе оборудования;формы и правила заполнения документации по выводу оборудования в ремонт.МДК.02.01.Обслуживание турбинного оборудования электростанцийОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.3
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни.
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.3
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Сроки получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.