5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Решение проблем пациента посредством сестринского ухода.
ПК 1.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 1.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 1.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 1.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
ПК 1.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 1.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
5.2.2. Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.1. Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 2.2. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
ПК 2.3. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
ПК 2.4. Владеть основами гигиенического питания.
ПК 2.5. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 562 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 288 | 192 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;поддерживать деловую репутацию;создавать и соблюдать имидж делового человека;организовывать рабочее место;знать:правила делового общения;этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары;правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения. | ОП.01. Основы деловой культуры | ОК 8ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.5 | |||
уметь:применять латинскую терминологию в практической деятельности;знать:основы латинского языка с медицинской терминологией. | ОП.02. Основы латинского языка с медицинской терминологией | ОК 4 - 6ПК 1.1ПК 1.5ПК 2.3 | |||
уметь:ориентироваться в общих вопросах экономики;применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;знать:основные принципы рыночной экономики;понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли;организационно-правовые формы организаций;основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;механизмы ценообразования;формы оплаты труда. | ОП.03. Экономические и правовые основы производственной деятельности | OK 1OK 4OK 8ПК 1.3ПК 1.4ПК 1.6 | |||
уметь:применять знания о строении организма человека и физиологических процессах при проведении сестринского ухода;применять знания о проявлениях лихорадки, воспаления, опухолей, расстройств органов систем кровообращения, дыхания, выделения;знать:строение, функции и топографию органов и систем;основные закономерности жизнедеятельности организма;понятие о болезни;механизмы развития и проявления типовых патологических процессов. | ОП.04. Основы анатомии, физиологии и патологии | ОК 3 - 4ОК 7 - 8ПК 1.3 - 1.4ПК 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 2.5 | |||
уметь:формировать у пациента ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;участвовать в проведении санитарно-гигиенического воспитания и образования населения;применять знания о свойствах микроорганизмов с целью сохранения и укрепления иммунитета;знать:санитарно-гигиенические и экологические факторы здоровья человека;основные группы микроорганизмов, их свойства, пути распространения;влияние микроорганизмов на здоровье человека. | ОП.05. Основы микробиологии, гигиены и экологии человека | OK 1ОК 3 - 4ОК 8ПК 1.3 - 1.4ПК 1.6ПК 2.1 - 2. 5 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | 32 | ОП.06. Безопасность жизнедеятельности | OK 1 - 8ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.5 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 496 | 330 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | ||||
ПМ.01 | Решение проблем пациента путем сестринского уходаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выявления нарушенных потребностей пациента;оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;планирования и осуществления сестринского ухода;ведения медицинской документации;уметь:собирать информацию о состоянии здоровья пациента;определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;оказывать помощь при потере, смерти, горе;осуществлять посмертный уход;знать:способы реализации сестринского ухода;технологии выполнения медицинских услуг. | МДК.01.01. Технология оказания медицинских услуг | OK 1 - 8ПК 1.1 - 1.6 | ||
ПМ.02 | Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процессаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;обеспечения гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для пациентов в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ);применения средств транспортировки пациентов и средств малой механизации с учетом основ эргономики;соблюдения требований техники безопасности и пожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций;уметь:обеспечивать безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания;использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного;знать:факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;основы профилактики внутрибольничной инфекции;основы эргономики. | 140 | МДК.02.01. Организация и охрана труда младшей медицинской сестры по уходу за больными | OK 1 - 8ПК 2.1 - 2.5 | |
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 80 | 40 | OK 1 - 8ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.5 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Всего по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 20 | 1080 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | OK 1 - 8ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.5 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;