5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанности*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт главных энергетических установок и вспомогательных механизмов, судовых систем и технических устройств.
ПК 1.1 Выполнять обслуживание, ремонт главных и вспомогательных механизмов и всех технических средств.
ПК 1.2. Под руководством вахтенного механика управлять главными и вспомогательными механизмами, техническими средствами и клапанами судовых систем.
ПК 1.3. Вести установленную техническую документацию.
ПК 1.4. Соблюдать правила несения судовой вахты.
ПК 1.5. Пользоваться средствами связи.
5.2.2. Выполнение судовых работ.
ПК 2.1. Выполнять слесарно-монтажные работы.
ПК 2.2. Выполнять швартовные операции.
ПК 2.3. Выполнять погрузочно-разгрузочные работы, крепление груза.
ПК 2.4. Выполнять малярные работы.
5.2.3. Обеспечение безопасности плавания.
ПК 3.1. Применять средства по борьбе за живучесть судна.
ПК 3.2. Предупреждать возникновение пожара и действовать при тушении пожара.
ПК 3.3. Действовать по тревогам.
ПК 3.4. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
ПК 3.5. Действовать при оставлении судна, использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства.
ПК 3.6. Предупреждать и предотвращать загрязнения водной среды.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 288 | 192 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;знать:виды нормативно-технической и производственной документации;правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов | ОП.01. Основы инженерной графики | ОК 1-7ПК 1.1-1.3ПК 2.1 | |||
уметь:анализировать условия работы деталей машин и механизмов, оценивать их работоспособность;соединять разъемные соединения;читать кинематические схемы;знать:классификацию механизмов и машин;звенья механизмов;кинематику механизмов (механизм и машину, кинематические пары и цепи, типы кинематических пар);классификацию, назначение и требования к деталям и сборочным единицам;виды соединения деталей (разъемные и неразъемные соединения);назначение, характеристики механизмов и устройств передач вращательного движения;виды передач вращательного движения (механические, ременные, фрикционные, зубчатые, цепочные, червячные) и их обозначение, кинематические схемы, определение передаточного числа;основные сведения по сопротивлению материалов;основные виды деформации и распределение напряжения при них;внешние силы и их виды, внутренние силы упругости и напряжения, действительные, предельно опасные и предельно допустимые напряжения;основные понятия гидростатики и гидродинамики | ОП.02. Основы механики | ОК 1-7ПК 1.1ПК 2.1 | |||
уметь:читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;собирать простейшие электрические схемы;пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;знать:электротехническую терминологию;основные законы электротехники;типы электрических схем;правила выполнения электрических схем;методы расчета электрических цепей;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;схемы электроснабжения;основные правила эксплуатации электрооборудования;способы экономии электроэнергии;основные электротехнические материалы;правила сращивания, спайки и изоляции проводов;принципы работы типовых электронных устройств | ОП.03. Основы электроники и электротехники | ОК 1-7ПК 1.1-1.3ПК 1.5ПК 2.3 | |||
уметь:выбирать основные конструкционные и эксплуатационные материалы;проводить первичную обработку материалов с разными свойствами;пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;использовать механическое оборудование судовой мастерской, ручные инструменты, измерительное и испытательное оборудование при эксплуатации и ремонте судовых технических средств;выполнять общеслесарные работы:разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;выполнять смазку деталей и узлов;знать:особенности строения металлов и сплавов;основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;основные технологические процессы обработки материалов с разными свойствами;виды обработки металлов и сплавов;виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;правила выбора и применения инструментов;последовательность слесарных операций;приемы выполнения общеслесарных работ;требования к качеству обработки деталей;виды износа деталей и узлов;основы стандартизации, погрешности при изготовлении деталей и сборке машин, номинальный и предельные размеры, действительный размер, допуск размера, поле допуска, посадки, их виды и назначение, точность обработки, системы допусков и посадок;основы метрологии:понятие, термины, показатели измерительных приборов;назначение, характеристики, устройство и порядок использования универсальных средств измерения;оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, применяемые при выполнении слесарных работ;свойства смазочных материалов | ОП.04. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ | ОК 1-7ПК 1.1-1.5ПК 2.1-2.4ПК 3.6 | |||
уметь:определять типы судов;ориентироваться в расположении судовых помещений;знать:классификацию судов по правилам Регистра, обозначения на судах;мореходные качества судна (плавучесть, остойчивость, поворотливость, ходкость), технико-эксплутационные характеристики судна, главные размерения и коэффициенты, водоизмещение, грузоподъемность, непотопляемость;архитектурный тип судна, конструкцию корпуса, судостроительные материалы;конструкцию надстроек и оборудование судовых помещений;конструкцию грузовых люков;конструкции отдельных узлов судна;оборудование и снабжение судна;спасательные средства;конструктивную противопожарную защиту;судовые устройства;назначение и классификацию судовых систем;назначение, состав, функционирование системы предупреждения загрязнения воды | ОП.05. Теория и устройство судна | ОК 1-7ПК 1.1-1.5ПК 2.1-2.4ПК 3.1-3.6 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям начального профессионального образования;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.06. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1-7ПК 1.1-1.5ПК 2.1-2.4ПК 3.1-3.6 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 576 | 384 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 576 | 384 | ||
ПМ.01 | Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт главных энергетических установок и вспомогательных механизмов, судовых систем и технических устройствВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:эксплуатации и технического обслуживания главных энергетических установок и вспомогательных механизмов, судовых систем и технических устройств;выбора материалов и оборудования, применяемых при обслуживании и ремонте;устранения повреждений теплоизоляции, трубопроводов, теплообменных аппаратов;выполнения профилактических работ, установленных правилами технической эксплуатации; борьбы с коррозией;обслуживания двигателей при реверсах и маневрах;подготовки двигателей и вспомогательных механизмов к ремонту;разборки, ремонта и сборки;уметь:нести вахту согласно судовому расписанию в машинном отделении и на центральном пульте управления, выполнять (под наблюдением вахтенного механика) маневры главного двигателя по сигналам с командного поста;осуществлять техническое обслуживание и ремонт компрессоров, теплообменных аппаратов;очищать фильтры водяной и масляной систем, системы кондиционирования воздуха;осуществлять техническую эксплуатацию грузовых и зачистных насосов и трубопроводов, системы замера груза, газоотвода;проводить регулирование холодильного агента рефрижераторной установки, удаление и заправку рефрижераторной установки;обеспечивать подготовку к работе, техническое обслуживание и ремонт главных и аварийных двигателей, вспомогательных механизмов, валопроводов, средств автоматизации, движителей, механической части рулевого устройства и всех систем, обеспечивающих их надежное функционирование в соответствии с инструкциями;следить за техническим состоянием и работой механизмов машинного отделения, определять неисправности и неполадки в работе двигателей и механизмов по контрольно-измерительным приборам и внешним признакам, своевременно обнаруживать и устранять их;проводить техническое обслуживание и ремонт парогенераторов и паровых турбин;производить необходимые замеры с помощью измерительных инструментов;обслуживать электрооборудование машинного отделения и электроприводных механизмов, судовые системы и трубопроводы машинного отделения;проводить дефектовку деталей остова двигателей, кривошипно-шатунного механизма, производить регулировку, устранять неисправности механизма газораспределения, топливных насосов, осуществлять техническое обслуживание топливной системы;осуществлять техническое обслуживание и ремонт средств автоматизации, осуществлять контроль за их работой по контрольно-измерительным приборам;принимать меры при выходе параметров за пределы допустимого;управлять клапанами и клинкетами судовых систем;знать:классификацию судовых двигателей внутреннего сгорания (назначение, принцип действия, конструктивное выполнение);рабочие процессы, мощность и экономичность двигателей внутреннего сгорания;параметры технической эксплуатации главных двигателей;смесеобразование дизелей и карбюраторных двигателей, виды смесеобразования, устройство и принцип работы карбюратора;остов двигателя внутреннего сгорания, схемы компоновки, общее устройство, фундаментную раму, рамовые подшипники, амортизаторы, станины;назначение, устройство кривошипно-шатунного механизма;назначение, устройство механизма газораспределения (регулировку, возможные неисправности, обслуживание и ремонт);смазочную систему двигателя внутреннего сгорания, предъявляемые требования, свойства смазочных материалов;назначение, классификацию топливной системы, ее составные элементы;виды топлива, применяемые для двигателей внутреннего сгорания, нормы, учет расхода;системы пуска и реверсирования, обслуживающие системы судовых дизелей, эксплуатационные характеристики и режимы работы, выбор ограничительных параметров и характеристик, работа системы воздуховпуска, влияние наддува на эксплуатационные показатели двигателей;назначение, основные элементы и обслуживание общесудовых систем;схемы, составные элементы электрооборудования судов, назначение, устройство, принцип действия и расположение электрических приборов, аппаратов, механизмов и установок судна;принцип действия и устройство электрогенераторов и электродвигателей;судовые электроэнергетические системы, устройство и принцип действия системы дистанционного управления, средств автоматизации механизмов машинного отделения и аварийно-предупредительной сигнализации;назначение, характеристики, принцип действия судовых парогенераторов, схемы питания;принцип действия, устройство, техническую эксплуатацию и ремонт паровых турбин;назначение основных судовых вспомогательных механизмов;эксплуатационные показатели насосов, гидроприводов, вентиляторов, компрессоров, сепараторов, водоопреснительных установок;техническое использование рулевых машин, якорных, швартовных и грузоподъемных механизмов, управление действием судовых систем;такелажное снаряжение;устройство валопроводов, судовых движителей, передачи от главных двигателей на гребные валы | МДК.01.01. Основы эксплуатации, техническое обслуживание и ремонт главных энергетических установок и вспомогательных механизмов, электрооборудования, судовых систем и технических устройств | ОК 1-7ПК 1.1-1.5 | ||
ПМ.02 | Выполнение судовых работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:повседневного ухода за судном и судовыми устройствами;работы с измерительным инструментом и оборудованием;выполнения слесарно-монтажных и ремонтных работ;выполнения погрузочно-разгрузочных работ;выполнения малярных работ;уметь:осуществлять повседневный уход за корпусом, надстройками, внутренними помещениями, грузовыми трюмами, цистернами, грузовыми танками и судовыми устройствами и механизмами;выполнять общеслесарные работы:разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;выполнять смазку деталей и узлов;работать с нормативными и справочными документами для выбора материала с целью обеспечения требуемых характеристик изделия, выбирать материалы для конструкций в соответствии с их назначением и условиями эксплуатации;ремонтировать и регулировать оборудование, разбираться в технической документации на оборудование, заполнять техническую документацию;готовить инструмент, поверхности и лакокрасочные материалы к окрасочным работам:осуществлять покрасочные работы различными способами с соблюдением технологии и техники безопасности;соблюдать правила техники безопасности при выполнении швартовных операций с помощью лебедки, шпиля, брашпиля и вручную;осуществлять погрузочно-разгрузочные работы с соблюдением технологии и техники безопасности;знать:повседневные работы, выполняемые на судне;виды, приемы и последовательность выполнения слесарных работ;правила выбора и применения инструментов;лакокрасочные материалы (краски, лаки, олифы, растворители, разбавители, грунтовки, шпаклевки):назначение, химические и физические свойства, область применения, нормы расхода, подготовку к применению;технологию покраски различных поверхностей;меры безопасности при выполнении малярных работ;основные виды грузов, перевозимых на судне, и требования, предъявляемые к их перевозке;правила подготовки грузовых трюмов к приему груза и правила его размещения;виды транспортных документов и порядок их оформления;организацию и правила производства грузовых работ | МДК.02.01. Организация и проведение судовых работ и швартовных операций | ОК 1-7ПК 2.1-2.4 | ||
ПМ.03 | Обеспечение безопасности плаванияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:действий по тревогам;борьбы за живучесть судна;выполнения указаний при оставлении судна;использования коллективных и индивидуальных спасательных средств;использования средств индивидуальной защиты;действий при оказании первой медицинской помощи;устранения последствий различных аварий;уметь:действовать при различных авариях;применять средства и системы пожаротушения;применять средства по борьбе с водой;пользоваться средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия;применять меры защиты и безопасности пассажиров в аварийных ситуациях;производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов;управлять коллективными спасательными средствами;предотвращать неразрешенный доступ на судно;оказывать первую медицинскую помощь, в том числе под руководством квалифицированных специалистов с применением средств связи;знать:нормативно-правовые документы в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности;расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;порядок действий при авариях;мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на судне;особенности тушения пожаров в различных судовых помещениях;виды средств индивидуальной защиты;мероприятия по обеспечению непотопляемости судна;методы восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна;виды и способы подачи сигналов бедствия;способы выживания на воде;виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжения;устройства спуска и подъема спасательных средств;порядок действий при поиске и спасании;порядок действий при оказании первой медицинской помощи;мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды | МДК.03.01. Безопасность жизнедеятельности на судне | ОК 1-7ПК 3.1-3.6 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1-7ПК 1.1-1.5ПК 2.1-2.4ПК 3.1-3.6 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.