Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 660 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 270839.01 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных си стр. 2

4.3.1. Монтаж санитарно-технических систем и оборудования.
4.3.2. Монтаж систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации.
4.3.3. Электрогазосварка.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). *(2)
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Монтаж санитарно-технических систем и оборудования.
ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы к монтажу санитарно-технических систем и оборудования.
ПК 1.2. Выполнять укрупнительную сборку монтажных узлов и блоков.
ПК 1.3. Выполнять монтаж систем отопления, трубопроводов, котельных, водоснабжения, водоотведения (канализации), газоснабжения, наружных трубопроводов.
ПК 1.4. Участвовать в испытаниях смонтированного оборудования.
ПК 1.5. Участвовать в эксплуатации и ремонте санитарно-технических систем и оборудования.
5.2.2. Монтаж систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации.
ПК 2.1. Выполнять подготовительные работы к монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации.
ПК 2.2. Выполнять укрупнительную сборку вентиляционного оборудования, воздуховодов.
ПК 2.3. Выполнять монтаж вентиляционного оборудования и воздуховодов.
ПК 2.4. Выполнять техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт вентиляционных систем.
5.2.3. Электрогазосварка.
ПК 3.1. Производить электродуговую сварку металлических конструкций различной сложности.
ПК 3.2. Производить газовую сварку и резку металлических конструкций различной сложности.
ПК 3.3. Осуществлять контроль качества сварочных работ.
ПК 3.4. Производить испытания сварных швов.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
230
160
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:определять виды зданий, их назначение, конструктивное решение;перечислять виды строительных работ, называть последовательность их выполнения, давать краткую характеристику;объяснять организацию производства строительных и монтажных работ;приводить примеры организации и планирования труда рабочих-строителей;перечислять виды стандартизации и контроля качества строительных работ;знать:виды зданий и сооружений;виды строительных работ, их последовательность, организацию производства и контроль качества строительных работОП.01. Основы строительного производстваОК 1 - 7ПК 1.1ПК 2.1
уметь:разбираться в рабочих чертежах, схемах и маркировках;читать рабочие чертежи и схемы;знать:законы, методы и приемы проекционного черчения;требования государственных стандартов единой системы конструкторской документацииОП.02. Строительное черчениеОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.2
уметь:составлять электрические схемы;подключать электрические элементы;измерять напряжение, силу тока, сопротивление;читать простейшие электрические схемы;знать:законы постоянного и переменного тока;об электрических и магнитных цепях;об электрических устройствах;назначение и принцип действия трансформаторов, автогенераторов;производство, распределение и потребление электроэнергииОП.03. ЭлектротехникаОК 1 - 7ПК 1.2 - 1.4ПК 2.2 - 2.3ПК 3.1 - 3.4
уметь:оценивать поведение материала и причины отказа деталей при воздействии на них различных эксплуатационных факторов;в результате анализа условий эксплуатации и производства правильно выбирать материалы, назначать их обработку в целях получения заданных структуры и свойств, обеспечивающих высокую надежность и долговечность деталей машин;различать строительные материалы и изделия;знать:физическую сущность явлений, происходящих в материалах в условиях производства и эксплуатации, их взаимосвязь со свойствами;основные свойства современных металлических и неметаллических материалов;современные строительные материалы и конструкции;экологические требования к строительству;факторы, обеспечивающие здоровый образ жизни в городеОП.04.МатериаловедениеОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.05. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
П.00Профессиональный учебный цикл
554
376
ПМ.00Профессиональные модули
554
376
ПМ.01Монтаж санитарно-технических систем и оборудованияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения подготовительных работ к монтажу санитарно-технических систем и оборудования;транспортировки деталей трубопроводов, санитарно-технических приборов и других грузов;выполнения укрупнительной сборки монтажных узлов и блоков;установки подъемно-такелажных приспособлений;подбивки уложенных трубопроводов грунтом или бетоном;пробивки отверстий механизированным инструментом;выполнения работ средней сложности при монтаже и ремонте внутренних систем центрального отопления, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, водостоков;уметь:подготавливать вспомогательные материалы; выполнять комплектование труб, фитингов, арматуры, средства крепления;выполнять слесарные работы по профессии;выполнять укрупнительную сборку;транспортировать детали трубопроводов, санитарно-технических приборов и других грузов;выполнять монтаж трубопроводов и запорной арматуры;выполнять простые работы при монтаже и ремонте внутренних систем центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и водостоков;устанавливать ручной пресс для опрессовки систем;производить работы с чугунным котлом снаружи и внутри с промывкой;производить монтаж трубопроводов, санитарно-технических приборов, производить разметку мест установки приборов;предупреждать и устранять дефекты при монтаже внутренних санитарно-технических систем и оборудования;знать:виды и назначение санитарно-технических материалов и оборудования;сортамент труб, соединительные и фасонные части, арматуру и средства крепления, способы измерения их диаметров;способы выполнения слесарных работ по профессии;виды основных деталей санитарно-технических систем, соединений труб и креплений трубопроводов;назначение, устройство и особенности монтажа внутренних систем центрального отопления, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и водостоков;способы сверления и пробивки отверстий;правила обращения и транспортировки баллонов с кислородом и ацетиленом;правила пользования механизированным инструментом;способы монтажа разводящих трубопроводов и подводок к стоякам;устройство монтажных поршневых пистолетов и правила работы с ними;способы соединения стальных труб на клею;способы разметки мест установки креплений и приборов;правила установки санитарных, отопительных приборовМДК.01.01. Монтаж санитарно-технических систем и оборудованияОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5
ПМ.02Монтаж систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирацииВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:сортировки прямых и фасонных частей воздуховодов, болтов и гаек;транспортировки деталей и узлов воздуховодов;выполнения слесарных работ по профессии;натягивания сетки по стержням и крючьям рамок, ячеек масляных фильтров и каркасов насадок;укрупнительной сборки узлов при помощи ручных и механизированных инструментов; установки креплений;установки и заделки кронштейнов;сборки фланцевых и бесфланцевых соединений вентиляционных деталей и оборудования при помощи электрического и пневматического инструмента;уметь:выполнять простые работы при монтаже систем и оборудования вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации;выполнять слесарные работы;натягивать сетки по стержням и крючьям рамок, ячеек масляных фильтров и каркасов насадок;выполнять укрупнительную сборку узлов при помощи ручных и механизированных инструментов;собирать фланцевые и бесфланцевые соединения вентиляционных деталей и оборудования при помощи электрического и пневматического оборудования;проводить включение и отключение оборудования и систем;осуществлять контроль параметров во время работ;поддерживать эксплуатационные параметры работающего оборудования;своевременно обнаруживать неисправности в работе обслуживаемого оборудования;предупреждать аварии и поломки;проводить техническое обслуживание оборудования и ремонт согласно технологическим картам;самостоятельно разбираться в схемах;подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления и содержать их в надлежащем состоянии;пользоваться инструментом, приспособлениями и контрольно-измерительными приборами;пользоваться специальными средствами защиты;знать:основные детали и узлы систем и оборудования вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации;правила строповки и перемещения грузов;назначение слесарных инструментов;способы соединения вентиляционных деталей;способы укрупнительной сборки узлов;правила пользования механизированным инструментом;типы креплений воздуховодов и фасонных частей;простые такелажные приспособления и правила пользования ими;условные обозначения, применяемые в монтажных проектах;устройство электрического и пневматического инструмента и правила пользования имМДК.02.01. Монтаж систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирацииОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.4
ПМ.03ЭлектрогазосваркаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:подготовки металла к сварке с выполнением слесарных операций;очистки поверхности металла от ржавчины и грязи;подготовки сварочных материалов, электродов, проволоки, флюсов к использованию (просушке, прокалке электродов, проволоки, флюсов, очистке проволоки);обслуживания электросварочного оборудования, газосварочного и газорезательного оборудования;сварочных и газорезательных работ;организации рабочего места и соблюдения правил безопасности труда;проведения испытания плотности сварных швов различными методами с соблюдением правил техники безопасности;уметь:выполнять ручную дуговую, плазменную, газовую сварку, автоматическую и полуавтоматическую сварку простых деталей, узлов и конструкций из конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов и средней сложности деталей, узлов, конструкций и трубопроводов из углеродистых сталей во всех положениях шва, кроме потолочного;осуществлять кислородную плазменную прямолинейную и криволинейную резку в различных положениях металлов, простых и средней сложности деталей из углеродистых и легированных сталей цветных металлов и сплавов по разметке вручную на переносных, стационарных и плазморезательных машинах во всех положениях сварного шва;выполнять ручную кислородную резку и резку бензорезательными и керосинорезательными аппаратами на заданные размеры с выделением отходов цветных металлов и с сохранением или вырезом узлов и частей машин;осуществлять ручное дуговое воздушное строгание простых и средней сложности деталей из различных сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов в различных положениях;выполнять наплавку раковин и трещин в деталях, узлах и отливках средней сложности;производить предварительный и сопутствующий подогрев при сварке деталей с соблюдением заданного режима;знать:устройство обслуживаемых электросварочных и плазморезательных машин, газосварочной аппаратуры, автоматов, полуавтоматов и плазматрона;требования, предъявляемые к сварочному шву и поверхностям после воздушного сгорания;способы подбора марок электродов в зависимости от марок сталей;свойства и значение обмазок электродов;строение сварного шва;правила подгонки деталей и узлов под сварку и заварку;правила подбора режима нагрева металла в зависимости от марки металла и его толщины;причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых изделиях и меры их предупреждения;основные технологические приемы сварки и наплавки деталей из разных сталей чугуна, цветных металлов и сплавов;режим резки и расход газов при кислородной и газоэлектрической резкеМДК.03.01. Технология электросварочных и газосварочных работОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.4
ФК.00Физическая культура.уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
384
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих