Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 722 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 072500.02 Ювелир" стр. 3

ИндексНаименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опытуВсего максимальной учебной нагрузки обучающегося(час./нед.)В т.ч. часов обязательных учебных занятийИндекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"17281152
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл376264
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:использовать традиционные приемы и техники рисунка, живописи, лепки при выполнении творческих работ, связанных с профессией;применять традиционные методы и приемы передачи модели;применять правила композиции при художественной обработке и изготовлении изделий из дерева;знать:принципы композиционного построения изображения;цвет в изобразительном искусстве; особенности цветовых решений;порядок и приемы изображения предметов в технике рисунка и живописи;традиционные способы и приемы передачи изображения модели: предметы разных форм, натюрморты, орнаменты, узоры и др.;принципы композиционного построения рисунков прикладного характера;способы передачи формы и объема предметов в скульптуре, приемы построения лепных композиций.ОП.01. Основы изобразительного искусстваОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4ПК 5.1 - 5.5
уметь:различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна;создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна;использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования;выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды;выдерживать соотношение размеров;соблюдать закономерности соподчинения элементов;знать:основные приемы художественного проектирования;принципы и законы композиции;средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов и др.;принципы создания симметричных и асимметричных композиций;основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания;ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними;свойства теплых и холодных тонов;особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, светотеневые градации.ОП.02. Основы композиции и дизайнаОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4ПК 5.1 - 5.5
уметь:подбирать материалы для выполнения ювелирных и художественных работ;применять материалы в соответствии с особенностями выполняемых работ;знать:общие сведения о строении материалов;общую классификацию материалов, их характерные свойства и области применения;общие сведения, назначение, виды и свойства художественных материалов;физические и химические свойства цветных и драгоценных металлов;состав и свойства сплавов драгоценных металлов; их классификацию, применение, пробы и маркировку;требования к качеству обработки драгоценных (благородных) металлов;типы материалов для ювелирных вставок;свойства припоев и флюсов, применяемых в ювелирном производстве;виды обработки различных материалов;требования техники безопасности при хранении и использовании различных материаловОП.03. Основы материаловеденияОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4ПК 5.1 - 5.5
уметь:использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;защищать свои права в соответствии с действующим законодательством;определять конкурентные преимущества организации;вносить предложения по усовершенствованию товаров и услуг, организации продаж;составлять бизнес-план организации малого бизнеса;знать:основные положения Конституции Российской Федерации;права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;характеристики организаций различных организационно-правовых форм;порядок и способы организации продаж товаров и оказания услуг;требования к бизнес-планам.ОП.04. Правовое обеспечение профессиональной и предпринимательской деятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4ПК 5.1 - 5.5
уметь:осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме;поддерживать деловую репутацию;создавать и соблюдать имидж делового человека;организовывать рабочее место;знать:правила делового общения; этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и др.;правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения.ОП.05. Основы деловой культурыОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4ПК 5.1 - 5.5
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.68ОП.06. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.4ПК 5.1 - 5.5
П.00Профессиональный учебный цикл1270860
ПМ.00Профессиональные модули1270860
ПМ.01Изготовление ювелирных и художественных изделий из цветных и драгоценных металловВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:монтировки, изготовления и шлифования ювелирных и художественных изделий средней сложности из цветных и драгоценных металлов; уметь:организовывать рабочее место;опиливать и шабровать ювелирные изделия посудной группы из цветных и драгоценных металлов;монтировать ювелирные изделия посудной группы из цветных и драгоценных металлов;монтировать кольца, броши, серьги из цветных и драгоценных металлов с количеством деталей от трех до пяти;выполнять заготовки медно-цинковых, серебряных и золотых припоев из слитков и проволок;выполнять проколку и сверление отверстий с применением различных приспособлений;изготавливать из скани детали простых форм для заполнения рисунка по готовому образцу;выполнять навивку сканных шнурков простых фасонов, струнцал из трех-четырех жилок;выполнять опиловку основ звеньев, винтов и шайб, впаивание рантов, шарниров и пластин под замок;производить пайку готовых деталей по рисунку с бумаги или модели на изделия или бумагу при ажурной скани;производить пайку накладной филиграни на изделия;выполнять отделочные операции; гравировать, оксидировать, чернить, эмалировать, чеканить изделия ювелирного производства;изготавливать художественные изделия методом литья;знать:способы пайки твердыми припоями;назначение припоев и их условное обозначение на чертежах;геометрию заточки, правки и термообработки режущего инструмента;приемы и способы обработки, обеспечивающие минимальные потери драгоценных металлов;способы протяжки проволоки разного сечения;способы применения приспособлений для сверления и проколки отверстий;правила термической обработки ювелирных и художественных изделий из цветных и драгоценных металлов;устройство муфельных печей;технологию навивки скани и пайки филиграни;приемы плавки деталей ювелирных и художественных изделий;методы плавки лома цветных и драгоценных металлов;методы травления;технологию изготовления цепочек;устройство цепевязальных автоматов, методы наладки и подналадки их в процессе работы;способы замены и установки быстроизнашивающихся деталей, узлов подачи и формовки звена цепочки;методы контроля качества вязки полотна цепочки и стыка звена;назначение и правила пользования применяемыми контрольно-измерительными инструментами и приборами;виды используемого материала и основные свойства быстроизнашивающихся деталей;инструкции по учету, хранению, переработке и сдаче драгоценных металлов;монтировочные операции ювелирного производства при работе с цветными и драгоценными (благородными) металлами;особенности технологии изготовления припоев и флюсов;технологии шлифования и полирования ювелирных изделий;технологии электрохимического полирования, гальванического золочения и серебрения;состав оксидирующих растворов;технологию изготовления черни и способы ее наложения и обжига;виды, способы приготовления и наложения эмалей;технологии различных видов чеканки и гравировки;технологии ссучивания проволоки и изготовления филигранного припоя;техники ажурной, фоновой и объемной филиграни;технологию литья;понятие о скульптурной форме;средства передачи реального объема предметов в скульптуре;правила техники безопасности при работе с применением художественных видов обработки металлов.МДК.01.01.Технология изготовления металлических ювелирных и художественных изделийОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3
ПМ.02Изготовление вставок в ювелирные изделияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения огранок разного вида;шлифовки ювелирных вставок;уметь:организовывать рабочее место;подбирать материалы и последовательно их обрабатывать в зависимости от вида ювелирного изделия;обрабатывать вручную ювелирные вставки из различных материалов;определять вид и технологическую последовательность огранки;подбирать инструменты и приспособления по виду работ;настраивать приспособления для огранки;подбирать и устанавливать граночный диск;контролировать качество обработки;выявлять и исправлять дефекты обработки;знать:характеристики ювелирных камней, их классификацию, свойства, применение;характеристики полудрагоценных и драгоценных природных и синтетических камней;имитации ювелирных камней: их виды, способы получения, свойства, применение;виды, формы и типы огранок камней;требования к качеству ювелирных вставок;виды художественной обработки полудрагоценных и драгоценных камней;назначение и устройство оборудования, инструментов и приспособлений для огранки;правила пользования каратометром, каратными и аналитическими весами.МДК.02.01. Технология изготовления ювелирных вставокОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.3
ПМ.03Изготовление ювелирных изделий со вставкамиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:монтировки изделий художественного и утилитарного назначения;закрепления вставок в касты;закрепления вставок с помощью клея;уметь:организовывать рабочее место;производить сборку неподвижных и подвижных соединений (посредством штифта, заклепки, резьбовой пары);закреплять вставки из стекла, поделочных камней и корунда прямоугольной, квадратной и грушевидной формы в крапановые и глухие касты;знать:различные виды закрепок: ободковой, крапановой, глухой, корнеровой, каре, фаденовой, тиктовой, кармезиновой; рельсовой, гладной, "паве", закрепки "на щелчок", клеевой закрепки;приемы пассовки оправы и подгонки гнезда под вставку;назначение и устройство оборудования, инструментов и приспособлений для закрепок ювелирных вставок;правила техники безопасности при выполнении ювелирных работ.МДК.03.01. Технология изготовления ювелирных изделий со вставкамиОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.4
ПМ.04Ремонт и реставрация ювелирных и художественных изделийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:ремонта ювелирных и художественных изделий;уметь:промывать и производить сухую чистку ювелирных изделий;готовить моющие и чистящие растворы;производить ремонт ювелирных украшений;изготавливать приспособления, необходимые для ремонта;знать:причины старения ювелирных изделий;способы промывки и чистки ювелирных изделий;распространенные виды поломок, встречающиеся в ювелирных изделиях;технологии ремонта ювелирных изделий;технологии изменения размеров колец;методы консервации и реставрации ювелирных изделий;требования к материалам и технологиям реставрации.МДК.04.01. Технологии ремонта и реставрации ювелирных и художественных изделийОК 1 - 7ПК 4.1 - 4.4
ПМ.05Ведение индивидуальной трудовой деятельностиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:оформления документации;принятия хозяйственных решений;уметь:готовить документы для подачи заявления о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;выбирать режим уплаты налогов;вести отчетность установленной формы;анализировать состояние рынка товаров и услуг в области профессиональной деятельности;планировать объем и ассортимент выпускаемой продукции и услуг;вести учет;рассчитывать прибыль и убытки по результатам индивидуальной трудовой деятельности;знать:правовые основы индивидуального предпринимательства;соотношение финансов индивидуальных предпринимателей и физических лиц;упрощенный порядок ведения учета;экономическую сущность налогов, их функции;режимы уплаты налогов: общий режим, режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), упрощенную систему налогообложения (УСН), УСН на основе патента;порядок оформления кредитов;методы подсчета прибыли и убытков;ассортимент выпускаемой продукции и услуг.МДК.05.01.Индивидуальное предпринимательствоОК 1 - 7ПК 5.1 - 5.5
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни.16080ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)532288
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС21601440
УП.00Учебная практика38 нед.1368ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.4ПК 5.1 - 5.5
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация3 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"40 нед.
Учебная практика38 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация3 нед.
Государственная итоговая аттестация1 нед
Каникулы13 нед.
Итого95 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)57 нед.
промежуточная аттестация3 нед.
каникулы22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:
деловой культуры;
технологии ювелирных работ;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Лаборатории: