Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 2160 | 1440 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 557 | 388 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:определять топографическое расположение и строение органов частей тела животных;определять анатомические и возрастные особенности животных;знать:общебиологические, морфологические, анатомические и физиологические понятия;топографическое расположение и строение органов, частей тела животных;физиологические функции органов и систем органов животных;физиологические константы сельскохозяйственных животных;особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных | ОП.01. Биология сельскохозяйственных животных | ОК 1 - 8ПК 1.2 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.5 | |||
уметь:применять латинскую ветеринарную терминологию в профессиональной деятельности;выписывать рецепты (по образцу);знать:лексический минимум ветеринарного профиля;бинарную номенклатуру;правила заполнения рецепта | ОП.02. Латинский язык в ветеринарии | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.5 | |||
уметь:обеспечивать асептические условия работы с биоматериалами;проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;знать:основные группы микроорганизмов, их классификацию;значение микроорганизмов в природе, в жизни человека и животных;микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования;правила отбора, доставки и хранения биоматериала;методы стерилизации и дезинфекции;понятия патогенности и вирулентности;чувствительность микроорганизмов к антибиотикам;формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных | ОП.03. Основы микробиологии | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.5 | |||
уметь:определять вид, породу, упитанность, живую массу, масть сельскохозяйственных животных;подбирать режимы содержания и кормления для различных сельскохозяйственных животных;знать:основные виды и породы сельскохозяйственных животных;их хозяйственные особенности;факторы, определяющие продуктивные качества сельскохозяйственных животных;технику и способы ухода за сельскохозяйственными животными, их содержания, кормления и разведения | ОП.04. Основы зоотехнии | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.5 | |||
уметь:обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в производственной деятельности;использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности;знать:принципы рационального природопользования;источники загрязнения окружающей среды;государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности | ОП.05. Экологические основы природопользования | ОК 1 - 8ПК 1.2 - 1.3ПК 2.3ПК 3.1ПК 4.1 - 4.5 | |||
уметь:вести ветеринарную документацию установленного образца;применять законодательные нормы в профессиональной деятельности;знать:основные законодательные акты Российской Федерации в области ветеринарии;систему организации ветеринарной службы;экономические характеристики ветеринарных мероприятий;нормы материально-технического обеспечения ветеринарной службы;порядок регистрации ветеринарных препаратов и средств по уходу за животными;правила учета, отчетности и делопроизводства в ветеринарии;обязанности ветеринарного фельдшера | ОП.06. Организационно-правовые основы ветеринарного дела в Российской Федерации | ОК 1 - 8 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 68 | ОП.07. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.5 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 1403 | 952 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1403 | 952 | ||
ПМ.01 | Выполнение работ по предупреждению заболеваний и падежа сельскохозяйственных животныхВ результате изучения дисциплины обучающийся должен:иметь практический опыт:участия в выполнении зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий;уметь:проводить зоотехнический анализ кормов;проводить оценку питательности кормов по химическому составу и перевариваемым питательным веществам;готовить дезинфицирующие препараты;проводить санитарную обработку помещений;применять акарицидные, инсектицидные и дератизационные средства с соблюдением правил безопасности;проводить ветеринарную обработку животных;стерилизовать ветеринарные инструменты для проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий;проводить массовую вакцинацию животных;знать:систему зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий и методику их проведения в различных условиях;биологически активные вещества, действующие на функции различных органов и систем организма животных;инфекционные болезни животных (их симптомы, возбудителей и переносчиков);внешних и внутренних паразитов сельскохозяйственных животных | МДК.01.01. Основы профилактики заболеваний и падежа животных | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3 | ||
ПМ.02 | Участие в лечебно-диагностических мероприятияхВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения лечебных манипуляций;участия в лечебно-диагностических мероприятиях под руководством ветеринарного врача;ухода за сельскохозяйственными животными, находящимися на карантине, в изоляторе, на стационарном лечении;уметь:фиксировать животных разных видов;определять клиническое состояние животных;устанавливать функциональные и морфологические изменения в органах и системах органов сельскохозяйственных животных;обеспечивать режимы хранения лекарственных средств и их компонентов;готовить жидкие и мягкие лекарственные формы;вводить животным лекарственные средства основными способами;готовить ветеринарные инструменты для обследования и лечения животных, перевязочный и шовный материал для проведения хирургических операций;кастрировать сельскохозяйственных животных;знать:методы лечения и профилактики различных заболеваний животных;технологию приготовления лекарственных форм;основные методы терапевтической техники для животных | МДК.02.01. Диагностика и лечение заболеваний сельскохозяйственных животных | ОК 1 - 8ПК 2.1 - 2.4 | ||
ПМ.03 | Участие в экспертизе сельскохозяйственной продукции и сырья животного происхожденияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:предубойного осмотра животных;участия в различных видах экспертиз сельскохозяйственной продукции и сырья животного происхождения;уметь:проводить предубойный осмотр животных;помогать ветеринарному врачу проводить отбор проб биологического материала, продуктов и сырья животного для исследований;консервировать, упаковывать и пересылать пробы биологического материала, продуктов и сырья животного происхождения;знать:правила ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов, сырья животного происхождения;методику предубойного осмотра животных | МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы сельскохозяйственной продукции и сырья животного происхождения | ОК 1 - 8ПК 3.1 - 3.4 | ||
ПМ.04 | Выполнение работ по размножению сельскохозяйственных животныхВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:искусственного осеменения животных;ухода за новорожденными;уметь:определять половую охоту и беременность у сельскохозяйственных животных;оказывать помощь животному при нормальных родах;принимать новорожденного, ухаживать за ним в ранний постнатальный период, в т.ч. проводить искусственное вскармливание;оказывать помощь ветеринарному врачу при патологии - беременности, родов и послеродового периода, участвовать в постанове диагноза и лечении болезней молочной железы;знать:методы определения половой охоты и беременности у сельскохозяйственных животных;анатомо-физиологические основы размножения;физиологию беременности, родов и послеродового периода сельскохозяйственных животных;способы оказания помощи животным при нормальных родах, патологии беременности, родов и послеродового периода;диагностику, профилактику и лечение болезней половых органов и молочной железы;биотехнику размножения животных | МДК.02.01. Технология искусственного осеменения животныхМДК.02.02. Ведение беременности и родов животных, уход за новорожденными | ОК 1 - 8ПК 4.1 - 4.5 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 200 | 100 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 8 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 540 | 360 | |||
Всего часов обучения по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 2700 | 1800 | |||
УП.00 | Учебная практика | 28 нед. | ОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.6 | ||
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 3 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 50 нед. |
Учебная практика | 28 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 3 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 13 нед. |
Итого | 95 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке36 часов в неделю) | 57 нед. | |
промежуточная аттестация | 3 нед. | |
каникулы | 22 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
биологии сельскохозяйственных животных;
организации ветеринарного дела;
зоотехнии;