физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный цикл | 230 | 160 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийсяпо общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:определять возраст, породу, масть лошадей;определять топографическое расположение и строение органов и частей тела лошади;определять анатомические и возрастные особенности животных;знать:типы конституции и экстерьер лошади;топографическое расположение и строение органов, частей тела животных;физиологические функции органов и систем органов;анатомо-физиологические особенности лошадей;породы лошадей;рабочие качества лошадей и их использование;государственные мероприятия по коневодству | ОП.01. Биология лошадей с основами коневодства | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.7ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.5 | |||
уметь:соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования к работникам конюшен;производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;применять необходимые в коневодстве методы и средства защиты;готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;знать:санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, санитарной одежде;правила личной гигиены работников конюшен;классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения;правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации;основные типы гельминтозов лошадей;заболевания, общие для человека и сельскохозяйственных животных;типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения;профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний лошадей | ОП.02. Основы ветеринарии, санитарии и зоогигиены | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.7ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.5 | |||
уметь:ориентироваться в общих вопросах экономики сельского хозяйства;применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;знать:основные принципы рыночной экономики;понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития коневодства;организационно-правовые формы организаций;основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;механизмы ценообразования;формы оплаты труда | ОП.03. Экономические и правовые основы профессиональной деятельности | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.7ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.5 | |||
уметь:обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в профессиональной деятельности;использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности;знать:принципы рационального природопользования;источники загрязнения окружающей среды;государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;экологические аспекты коневодства | ОП.04. Экологические основы природопользования | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.7ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.5 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.03. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.7ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.5 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 554 | 376 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 554 | 376 | ||
ПМ.01 | Выполнение работ по содержанию, кормлению лошадей и уходу за нимиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:содержания и кормления лошадей разных пород и типов использования и ухода за ними;уметь:седлать лошадь;запрягать лошадь во все виды экипажей;собирать и разбирать сбрую;применять инвентарь, используемый в тренинге, при обработке лошадей и уходе за ними;знать:питательные достоинства различных кормов;рационы и нормы кормления лошадей всех возрастов в различные производственные периоды;правила и технику кормления и поения лошадей;устройство и детали сбруи и защитных приспособлений | МДК.01.01. Технологии содержания, кормления лошадей и ухода за ними | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3 | ||
ПМ.02 | Тренинг верховых и упряжных лошадейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения различных видов тренинга лошадей;уметь:собирать и разбирать все виды беговых экипажей;заезжать и тренировать лошадей;составлять планы тренировки;знать:принципы и методы тренировки скаковых лошадей;особенности подготовки лошадей к гладким скачкам, барьерным скачкам и стипль-чезам;особенности заводского и ипподромного тренинга верховых лошадей;особенности тренинга тяжелоупряжных лошадей;основные методы тренинга лошадей по возрастам;все виды упряжи и экипажей;правила сборки и запряжки рысаков;правила заездки и тренировки лошадей;правила составления помесячных планов тренировки;технику безопасности при тренинге лошадей | МДК.02.01. Тренинг верховых лошадейМДК.02.02. Тренинг упряжных лошадей | ОК 1 - 8ПК 2.1 - 2.4 | ||
ПМ.03 | Подготовка лошадей к испытаниям, соревнованиям и аукционамВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:испытаний лошадей разных пород и типов использования;уметь:измерять скорость лошади при помощи секундомера;испытывать лошадей в конных заводах и на ипподромах;знать:виды испытаний, дистанции скачек, весовые нагрузки;устройство и функции ипподромов для скаковых испытаний лошадей;порядок проведения бегов и скачек;правила испытания лошадей разных пород и типов использования;правила проведения соревнований по классическим видам конного спорта | МДК.03.01. Методики подготовки лошадей к испытаниям, соревнованиям и аукционам | ОК 1 - 8ПК 3.1 - 3.7 | ||
ПМ.04 | Обеспечение исправности конюшенного, тренировочного инвентаря и надлежащего состояния построек и сооружений для лошадейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:уборки и ремонта помещений и денников;мелкого ремонта конского снаряжения;уметь:обеспечивать надлежащее санитарно-гигиеническое состояние помещений и денников при стойловом содержании лошадей;обеспечивать надлежащее санитарно-гигиеническое состояние пастбищ и территорий пребывания лошадей;обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм при транспортировке лошадей;знать:устройство и назначение машин и оборудования коневодческих ферм для хранения, приготовления и раздачи кормов, для уборки конюшен;устройство системы вентиляции и отопления в конюшнях;правила транспортировки лошадей | МДК.04.01.Эксплуатация и ремонт построек и сооружений для лошадейМДК.04.02. Технологии мелкого ремонта конюшенного, тренировочного инвентаря | ОК 1 - 8ПК 4.1 - 4.3 | ||
ПМ.05 | Выполнение несложных ветеринарных назначенийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:фиксации лошадей различными способами (вручную, закруткой или зажимом, в станке, в деннике, повалом);уметь:фиксировать лошадей, их конечности различными способами;определять наличие травмы (болезни) конечностей и копыт лошадей;знать:общие приемы осмотра и обследования больных животных;методы оказания первой ветеринарной помощи лошадям | МДК.05.01. Основы ветеринарной помощи лошадям | ОК 1 - 8ПК 5.1 - 5.4 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7ОК 8 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.5 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение но учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, пауки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) | 57 нед. |
промежуточная аттестация | 3 нед. |
каникулы | 22 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.