6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 354 | 236 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;знать:общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем. | ОП.01. Техническое черчение | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1ПК 6.1 | |||
уметь:контролировать выполнение заземления, зануления;производить контроль параметров работы электрооборудования;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации:читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;знать:основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;типы и правила графического изображения и составления электрических схем;условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия, правила пуска, остановки;способы экономии электроэнергии;правила сращивания, спайки и изоляции проводов;виды и свойства электротехнических материалов;правила техники безопасности при работе с электрическими приборами. | ОП.02.Электротехника | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.2ПК 4.1 - 4.4ПК 5.1 - 5.2ПК 6.1 - 6.3 | |||
уметь:выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;читать кинематические схемы;знать:виды износа и деформации деталей и узлов;виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;назначение и классификацию подшипников;основные типы смазочных устройств;принципы организации слесарных работ;трение, его виды, роль трения в технике;устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики. | ОП.03. Основы технической механики и слесарных работ | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.2ПК 4.1 - 4.4ПК 5.1 - 5.2ПК 6.1 - 6.3 | |||
уметь:определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления;подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам;знать:виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве;виды прокладочных и уплотнительных материалов;виды химической и термической обработки сталей;классификацию и свойства металлов и сплавов,основных защитных материалов, композиционных материалов;методы измерения параметров и определения свойств материалов;основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;основные свойства полимеров и их использование;способы термообработки и защиты металлов от коррозии. | ОП.04.Материаловедение | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.2ПК 4.1 - 4.4ПК 5.1 - 5.2ПК 6.1 - 6.3 | |||
уметь:оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;использовать экобиозащитную и противопожарную технику;определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:виды и правила проведения инструктажей по охране труда;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;законодательство в области охраны труда;меры предупреждения пожаров и взрывов;нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;основные источники воздействия на окружающую среду;основные причины возникновения пожаров и взрывов;особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;права и обязанности работников в области охраны труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов. | ОП.05. Охрана труда | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.2ПК 4.1 - 4.4ПК 5.1 - 5.2ПК 6.1 - 6.3 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | 32 | ОП.06. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.2ПК 4.1 - 4.4ПК 5.1 - 5.2ПК 6.1 - 6.3 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 430 | 300 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 430 | 300 | ||
ПМ.01 | Ремонт и обслуживание автоматики и средств измерений электростанцийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работ по выявлению и устранению дефектов средств измерений теплотехнического контроля, авторегулирования и управления;работы по разборке и сборке кинематики и подвижной системы средств измерений и авторегулирования, по замене измерительной системы;по регулированию кинематики, градуировке или переградуировке, слесарной обработке деталей, монтажу сложных схем, сочленений и соединений деталей приборов;работ по настройке и наладке устройств релейных схем защит и автоматики технологического оборудования;по снятию разгонных характеристик несложных объектов для автоматизации, расходных характеристик регулирующих органов;уметь:выявлять дефекты в работе автоматики и средств измерения и устранять их;составлять дефектные ведомости, заполнять паспорта и аттестаты на приборы и автоматические устройства;выполнять разборку (сборку) средств измерений и авторегулирования;выполнять замену измерительной системы, регулирование кинематики, её градуировку или переградуировку;вычислять абсолютную и относительную погрешности при проверке и испытании приборов;настраивать и налаживать устройства релейных схем защит и автоматики технологического оборудования;знать:причины возникновения и методы устранения дефектов в работе средств измерений и автоматики;меры предупреждения дефектов;устройство, назначение и принцип действия ремонтируемых средств измерений и авторегулирования и технические условия на их ремонт, монтаж и наладку;правила вычисления абсолютной и относительной погрешностей при проверке и испытании средств измерений;принципы действия и электрические схемы применяемых датчиков, схемы технологической сигнализации, методы проверки и настройки авторегуляторов тепловых процессов на месте установки, статические и динамические характеристики объекта, методы настройки автоматической системы регулирования с жесткой обратной связью, основы механики и элементарной электроники. | МДК.01.01.Техническое обслуживание и ремонт автоматики и средств измерений электростанций | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3 | ||
ПМ.02 | Ремонт оборудования распределительных устройствВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы по ремонту подвижных и неподвижных контактов и дугогасительных устройств, внутренней изоляции выключателей, проверке состояния и устранению дефектов приводов выключателей;по ремонту разъединителей;по ремонту компрессорных установок;по проверке и отбраковке изоляторов;капитального ремонта со сменой обмоток трансформаторов напряжением 35 кВ с устройством ПБВ (переключения без возбуждения) с применением электрического, пневматического и мерительного инструмента соответствующего такелажа;ремонта крышек, баков, подъемных выхлопных устройств, воздухосборников и предохранительных клапанов;разборки, замены неисправных деталей, армировки, вакуумсушки и заливки трансформаторным маслом негерметичных маслонаполненных вводов напряжением до 110 кВ;уметь:разбирать, ремонтировать и заменять дефектные детали оборудования всех типов напряжением 35 кВ;ремонтировать трансформаторы напряжением 35 кВ и подбирать необходимую такелажную оснастку;ремонтировать реакторы, дугогасительные катушки, трансформаторы напряжением до 110 кВ без вскрытия активной части;знать:конструкцию оборудования и составляющих его элементов;правила чтения схем первичных соединений электрооборудования;минимально допустимые расстояния между оборудованием закрытых и открытых распределительных устройств напряжением до 35 кВ;конструкцию силовых трансформаторов всех мощностей, специальных сухих и масляных трансформаторов мощностью до 6300 кВА,измерительных трансформаторов напряжением до 35 кВ, методы осушки и чистки трансформаторного масла цеолитовой установкой;конструкцию трансформаторов, высоковольтных вводов трансформаторов, переключающих устройств типа регулятор напряжения трансформаторов (РПН), реакторов, дугогасительных катушек напряжением до 110 кВ и последовательность операций по их ремонту; метод вакуумной сушки. | МДК.02.01.Техническое обслуживание оборудования распределительных устройств | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.3 | ||
ПМ.03 | Ремонт электрических машинВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выявления и устранения неисправностей и дефектов в электрических машинах;поверки изоляции мегометром;текущего капитального ремонта по типовой номенклатуре турбогенераторов и их возбудителей, синхронных компенсаторов;уметь:выполнять точные и сложные ремонтно-сварочные работы;слесарную обработку деталей;определять неисправности и дефекты в электрических машинах;ремонтировать уплотняющие подшипники, газоохладители и электрическую часть электрофильтров;определять сортамент и качество материалов, применяемых при ремонте электрических машин;составлять чертежи и эскизы;знать:виды неисправностей в электрических машинах и способы их устранения;приемы работ и последовательность операций по разборке, ремонту и сборке турбогенераторов;конструкции турбогенераторов и их возбудителей;характер повреждений электрических машин, способы их выявления и устранения;посадки цилиндрических соединений и их обозначение;общие сведения о сушке и пропитке обмоток;общие сведения об изоляции электрических машин. | МДК.03.01.Технология ремонта электрических машин | ОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.2 | ||
ПМ.04 | Ремонт электрооборудования электрических станцийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:разборки, замены неисправных деталей, армировки, вакуумсушки, заливки трансформаторным маслом негерметичных маслонаполненных вводов напряжением до 110 кВ;соединения медных, алюминиевых проводов методом прессовки и обжатия;выполнения сложных слесарных операций с обработкой по 7-10 квалитетам (2-3 класс точности) с подгонкой и доводкой;осмотра и ремонта измерительных трансформаторов напряжением 35 кВ, силовых трансформаторов мощностью до 40000 кВ напряжением 110 кВ;работ по ремонту гидрогенераторов и их возбудителей, преобразователей;работы по очистке и регенерации масел;уметь:ремонтировать оборудование с частичной заменой элементов, проводить монтаж и демонтаж оборудования, профилактику, регулировку и наладку электрооборудования и аппаратуры открытых и закрытых распределительных устройств гидроэлектростанций (ГЭС) напряжением до 35 кВ, кабельных линий, вводных устройств кабельной аппаратуры напряжением до 35 кВ, ревизию реакторов, дугогасящих катушек, силовых трансформаторов без выемки и керна;измерять изоляцию натяжных гирлянд открытых распределительных устройств;ремонтировать компрессорные установки;проводить технический осмотр и ремонт силовых двухобмоточных трансформаторов мощностью до 40000 кВА напряжением до 110 кВ, измерительных трансформаторов напряжением до 35 кВ, печных и сварочных (сухих и масляных) трансформаторов мощностью до 6300 кВА напряжением до 35 кВ;выполнять текущий и капитальный ремонты по типовой номенклатуре гидрогенераторов и их возбудителей, преобразователей;составлять эскизы, чертежи и схемы на простые узлы электрических машин;ремонтировать и обслуживать маслоочистительную аппаратуру гидроэлектростанций;знать:элементы конструкции электротехнического оборудования гидроэлектростанций;наиболее характерные повреждения, способы их выявления и устранения;приемы работ и последовательность операций при разборке, ремонте и сборке электротехнического оборудования распределительных устройств (РУ) напряжением до 110 кВ;приемы работ при ремонте, монтаже и демонтаже силовых кабелей и соединительных муфт напряжением до 35 кВ;основные сведения о профилактических испытаниях электрооборудования, методах их проведения и испытательной аппаратуре;назначение и конструкции кабельной аппаратуры и вводных устройств силовых кабелей напряжением до 110 кВ, соединительных, стопорных и концевых муфт различных конструкций для наружных и внутренних установок;технологический процесс прокладки кабелей на трассе действующих кабелей;назначение термосифонных и воздушных фильтров и простых устройств азотной защиты масляных трансформаторов, масляных реакторов;конструктивные особенности ремонтируемого оборудования;приемы работ и последовательность операций при ремонтах гидрогенераторов и их возбудителей;конструктивные особенности гидрогенераторов и их возбудителей;устройство маслоочистительной аппаратуры: центрифуги, фильтр-пресса. | МДК.04.01.Техническое обслуживание электрооборудования электрических станций | ОК 1 - 7ПК 4.1 - 4.4 | ||
ПМ.05 | Ремонт оборудования топливоподачиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:ремонта, сборки, регулирования и испытания узлов и механизмов основного и вспомогательного оборудования;выполнения такелажных работ по вертикальному и горизонтальному перемещению узлов и деталей при помощи грузоподъемных механизмов и специальных приспособлений;браковки деталей и устранения брака;гидравлических испытаний трубопроводов и сосудов;уметь:ремонтировать, собирать, регулировать и испытывать узлы и механизмы оборудования топливоподачи;изготавливать различные установочные и разметочные шаблоны;выполнять горячую посадку на вал и запрессовку в корпусах деталей;прокладывать по схеме, чертежу трубопроводные линии по помещениям топливоподачи и вне их;испытывать трубопроводы и сосуды;определять степень износа, дефекта детали, состояние пригодности ее к дальнейшей работе;знать:технологию и организацию ремонта узлов и механизмов оборудования топливоподачи:технику сборки, регулировки и испытаний узлов и механизмов оборудования топливоподачи;приемы и особенности изготовления различных установочных и разметочных шаблонов:технику горячей посадки на вал и запрессовки в корпусах деталей;правила прокладки по схеме, чертежу трубопроводных линий по помещениям топливоподачи и вне их;правила и оборудование для испытаний трубопроводов и сосудов;виды и правила определения износа, дефектов деталей. | МДК.05.01. Технология ремонта оборудования топливоподачи | ОК 1 - 7ПК 5.1 - 5.2 | ||
ПМ.06 | Ремонт и испытания такелажного оборудования и оснасткиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:капитального ремонта редуктора с заменой червячных пар и цилиндрических зубчатых колес;изготовления стропов, заделки сгонов и коушей;сращивания металлических тросов и канатов;определения массы и центра тяжести поднимаемых и перемещаемых изделий, конструкций и сооружений;уметь:разбирать и собирать, ремонтировать и регулировать узлы и механизмы грузоподъемных машин;проводить испытания узлов и механизмов грузоподъемных машин;выполнять вертикальное и горизонтальное перемещение узлов и деталей для сборки, разборки и установки на проектную отметку или фундамент машин, механизмов и станков;выполнять установку, монтаж и демонтаж блоков, талей, якорей, мачт и полиспастов;проводить подбор и испытание тросов, канатов, цепей и специальных приспособлений;знать:устройство грузоподъемных машин и механизмов и такелажных средств;конструктивные особенности специального инструмента, приспособлений и оборудования для ремонта;правила испытания узлов и механизмов грузоподъемных машин и такелажных средств; правила подъема и перемещения оборудования машин, механизмов, станков и изделий;способы испытания такелажного оборудования и оснастки | МДК.06.01. Выполнение такелажных работ | ОК 1 - 7ПК 6.1 - 6.3 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 | 684 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 6.3 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) | 57 нед. |
промежуточная аттестация | 3 нед. |
каникулы | 22 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений Кабинеты:
технического черчения;
технической механики;