Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 799 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 260103.01 Пекарь" стр. 3

учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
134
96
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:выполнять простейшие микробиологические исследования и давать оценку полученных результатов;соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования в условиях пищевого производства;производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;знать:основные группы микроорганизмов;основные пищевые инфекции и пищевые отравления;возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве;санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде;правила личной гигиены работников пищевых производств;классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения;правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизацииОП.01. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производствеОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.7ПК 4.1 - 4.6ПК 5.1 - 5.3
уметь:ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;знать:принципы рыночной экономики;организационно-правовые формы организаций;основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;механизмы формирования заработной платы;формы оплаты трудаОП.02. Экономические и правовые основы производственной деятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.7ПК 4.1 - 4.6ПК 5.1 - 5.3
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.03. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.7ПК 4.1 - 4.6ПК 5.1 - 5.3
П.00Профессиональный учебный цикл
650
440
ПМ.00Профессиональные модули
650
440
ПМ.01Размножение и выращивание дрожжейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения работ по производству дрожжей;уметь:размножать и выращивать дрожжи;активировать прессованные дрожжи;выполнять контрольные анализы;обслуживать оборудование дрожжевого цеха;соблюдать требования безопасности труда, личной гигиены, и санитарии при работе с дрожжами;знать:способы изменения температуры дрожжей;методы определения кислотности дрожжей и подъемной силы;методы контроля производства жидких и прессованных дрожжей;способы обработки оборудования дрожжевого цеха;правила организации работ в цеху;требования безопасности труда, личной гигиены, и санитарии при работе с дрожжамиМДК.01.01. Технологии производства дрожжейОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3
ПМ.02Приготовление тестаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:хранения и подготовки сырья для приготовления различных видов теста;приготовления теста различными способами, в том числе с применением тестоприготовительного оборудования;обслуживания оборудования для приготовления теста;уметь:пользоваться производственными рецептурами и технологическими инструкциями;взвешивать, растворять, дозировать необходимое сырье;оценивать качество сырья по органолептическим показателям;оценивать качество опары, закваски, теста при замесе по органолептическим показателям;определять физико-химические показатели сырья и полуфабрикатов, различных видов теста;определять различными методами готовность теста в процессе созревания;знать:характеристики сырья и требования к его качеству;правила хранения сырья;правила подготовки сырья к пуску в производство;способы активации прессованных и сушеных дрожжей, производственный цикл приготовления жидких дрожжей;способы приготовления опары и закваски для различных видов теста в соответствии с рецептурой;способы замеса и приготовления ржаного и пшеничного теста;рецептуры приготовления кексов и мучных полуфабрикатов для изделий без крема;методы регулировки дозирующего оборудования в зависимости от рецептур;методы определения готовности полуфабрикатов при замесе и брожении;структуру и физические свойства различных видов теста;сущность процессов созревания теста;правила работы на тестоприготовительном оборудованииМДК.02.01. Технология приготовления теста для хлебобулочных изделийМДК.02.02. Технология приготовления теста для мучных кондитерских изделийОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.4
ПМ.03Разделка тестаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:деления теста вручную;формования полуфабрикатов для различных хлебобулочных изделий вручную;работы на тестоделительных машинах;работы на машинах для формования тестовых заготовок;разделки мучных кондитерских изделий из различных видов теста;настройки и регулирования режимов работы оборудования;устранения мелких неполадок оборудования;уметь:делить тесто на куски заданной массы, придавать им определенную форму;проводить предварительную (промежуточную) расстойку;придавать окончательную форму тестовым заготовкам;работать с полуфабрикатами из замороженного теста;укладывать сформованные полуфабрикаты на листы, платки, в формы;смазывать и отделывать поверхности полуфабрикатов;контролировать качество окончательной расстойки полуфабрикатов;производить разделку мучных кондитерских изделий, вырабатываемых без крема;устранять дефекты тестовых заготовок различными способами;обслуживать дежеподъемники, тестоделители, оборудование для формования тестовых заготовок и расстойки теста;знать:устройство и принцип работы тесторазделочного оборудования;ассортимент хлеба, хлебобулочных, бараночных, сухарных и мучных кондитерских изделий;массу тестовых заготовок для выпускаемого ассортимента;способы разделки различных видов теста (песочного, слоеного, заварного и других), полуфабрикатов, кексов;порядок укладки полуфабрикатов на листы, платки и в формы;рецептуры приготовления смазки;приемы отделки поверхности полуфабрикатов:режим расстойки полуфабрикатов для различных изделий и способы регулирования режима температуры и влажности;причины дефектов полуфабрикатов от неправильной разделки и укладки на листы и способы их исправления;устройство и принцип работы оборудования для окончательной расстойки теста;правила безопасного обслуживания оборудованияМДК.03.01. Технологии деления теста, формования тестовых заготовокМДК.03.01. Технологии разделки мучных кондитерских изделийОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.7
ПМ.04Термическая обработка теста и отделка поверхности хлебобулочных изделийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выпекания хлеба, хлебобулочных и бараночных изделий;сушки сухарных изделий;выпечки кексов, пряников, вафель, печенья;выпечки полуфабрикатов для мучных кондитерских изделий;наладки и регулирования режима работы печи;уметь:определять готовность полуфабрикатов после окончательной расстойки к выпечке;загружать полуфабрикаты в печь;контролировать паровой и температурный режим пекарной камеры;определять готовность изделий при выпечке;разгружать печь;определять выход готовой продукции, рассчитывать упек и усушку;выпекать сухарные плиты и производить сушку нарезанных ломтей сухарей;оценивать качество выпеченных изделий по органолептическим показателям;приготавливать отделочную крошку, помаду;производить отделку поверхности готовых изделий сахарной пудрой, крошкой, помадой;знать:методы определения готовности полуфабрикатов к выпечке;режимы выпечки различных видов хлеба, хлебобулочных, бараночных и мучных кондитерских изделий;условия выпекания сухарных плит и сушки нарезанных ломтей сухарей;ассортимент и особенности выпечки изделий из замороженного теста;приемы посадки полуфабрикатов в печь;методы расчета упека, усушки хлебных изделий;методы расчета выхода готовой продукции;методы определения готовности изделий при выпечке;правила техники безопасности при выборке готовой продукции;нормы расхода сахарной пудры, крошки, помады на отделку поверхности изделийМДК.04.01. Технологии выпекания хлеба, хлебобулочных, бараночных изделий и сушки сухарных изделийМДК.04.02. Технология приготовления выпеченных полуфабрикатов и отделки мучных кондитерских изделийОК 1 - 7ПК 4.1 - 4.6
ПМ.05Укладка и упаковка готовой продукцииВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:отбраковки изделий;укладки готовой продукции;упаковки готовой продукции вручную;упаковки готовой продукции на технологическом оборудовании;устранения мелких неполадок упаковочного оборудования;уметь:контролировать качество готовой продукции по органолептическим показателям;отбраковывать готовые изделия по массе;упаковывать изделия различными способами;укладывать продукцию в лотки, контейнеры, вагонетки;знать:требования к качеству готовой продукции;требования к упаковке и маркировке изделий; правила укладки изделий в лотки, контейнеры, вагонетки;правила и способы наладки; регулирования режимов работы упаковочного оборудования;возможные неисправности и способы их выявленияМДК.05.01. Технологии упаковки и укладки готовой продукцииОК 1 - 7ПК 5.1 - 5.3
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.7ПК 4.1 - 4.6ПК 5.1 - 5.3
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)57 нед.
промежуточная аттестация3 нед.
каникулы22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.