6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 756 | 504 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 182 | 128 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:выполнять простейшие микробиологические исследования и давать оценку полученных результатов;соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования в условиях пищевого производства;производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;знать:основные группы микроорганизмов;основные пищевые инфекции и пищевые отравления;возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве;санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде,правила личной гигиены работников пищевых производств;классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения;правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации | ОП.01. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.3 | |||
уметь:ориентироваться в ассортименте кондитерской продукции;определять виды и качество кондитерских сахаристых изделий;определять изменения спроса на кондитерскую продукцию;переходить на выпуск новых видов продукции;знать:особенности современного производства и реализации кондитерской продукции;принципы организации кондитерского производства, ориентированного на спрос;основные отечественные и зарубежные кондитерские бренды;роль потребительских свойств кондитерской продукции в формировании спроса;ассортимент кондитерских сахаристых изделий;требования действующих стандартов к качеству кондитерских сахаристых изделий;примеры применения достижения научно-технического прогресса в кондитерском производстве;конъюнктуру современного рынка кондитерских товаров;перспективы развития кондитерского производства | ОП.02. Особенности современного производства кондитерских сахаристых изделий | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.3 | |||
уметь:ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;знать:принципы рыночной экономики;организационно-правовые формы организаций;основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;механизмы формирования заработной платы;формы оплаты труда | ОП.03. Экономические и правовые основы производственной деятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.3 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.04. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.3 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 506 | 342 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 506 | 342 | ||
ПМ.01 | Изготовление конфет, дражеВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы на оборудовании для изготовления конфет;работы на оборудовании для изготовления драже;уметь:изготавливать конфетные массы;формовать корпуса конфет;изготавливать корпуса драже;обрабатывать поверхности корпусов конфет, драже;устранять дефекты, возникающие в процессе изготовления конфет, драже;обслуживать оборудование для изготовления конфет, драже;соблюдать правила техники безопасности, личной гигиены, промышленной санитарии и пожарной безопасности при изготовлении конфет, драже;знать:характеристики сырья и материалов, применяемых для изготовления конфет, драже;технологические процессы изготовления конфетных масс и подготовки кондитерской массы к формованию;технологический процесс формования корпусов конфет;виды брака в процессе формования и резания; меры по их устранению;технологический процесс изготовления корпусов драже;технологический процесс обрабатывания поверхности корпусов конфет, драже;устройство, принцип действия и правила эксплуатации оборудования для изготовления конфет, драже;способы устранения неполадок оборудования при изготовлении конфет, драже;дефекты, возникающие в процессе изготовления конфет и драже, и меры по их устранению | МДК.01.01. Технология изготовления конфетМДК.01.02. Технология изготовления драже | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4 | ||
ПМ.02 | Изготовление карамели, халвыВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опытработы на оборудовании для изготовления карамели;работы на оборудовании для изготовления халвы;уметь:изготавливать леденцовую карамель;изготавливать карамель с начинками;изготавливать халву;выявлять и устранять дефекты, возникающие в процессе изготовления карамели, халвы;обслуживать оборудование для изготовления карамели, халвы;соблюдать правила техники безопасности, личной гигиены, промышленной санитарии и пожарной безопасности при изготовлении карамели, халвы;знать:характеристики сырья и материалов, применяемые для изготовления карамели, халвы;технологический процесс изготовления леденцовой карамели;технологический процесс изготовления карамели с начинкой;технологический процесс приготовления начинок;технологический процесс изготовления халвы;устройство, принцип действия и правила эксплуатации оборудования для изготовления карамели, халвы;способы устранения неполадок оборудования при изготовлении карамели, халвы;дефекты, возникающие в процессе изготовления карамели и халвы, и меры по их устранению | МДК.02.01. Технология изготовления карамелиМДК.02.01. Технология изготовления халвы | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.3 | ||
ПМ.03 | Изготовление шоколада и шоколадных изделийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опытработы на оборудовании для изготовления шоколада и шоколадных изделий;уметь:производить шоколадные массы;изготавливать шоколадные изделия;изготавливать глазурь и шоколадную пасту;выявлять и устранять дефекты, возникающие в процессе изготовления шоколада и шоколадных изделий;обслуживать оборудование для изготовления шоколада;соблюдать правила техники безопасности, личной гигиены, промышленной санитарии и пожарной безопасности при изготовлении шоколада;знать:характеристика сырья и материалов, применяемых для изготовления шоколада;технологический процесс производства шоколадных масс;технологический процесс изготовления шоколадных изделий;технологический процесс изготовления глазури и шоколадной пасты;способы устранения неполадок оборудования при изготовлении шоколада;устройство, принцип действия и правила эксплуатации оборудования для изготовления шоколада;дефекты, возникающие в процессе изготовления шоколада и шоколадных изделий, и меры по их устранению | МДК.03.01. Технологииизготовления шоколада и шоколадных изделий | ОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.3 | ||
ПМ.04 | Изготовление мармеладо-пастильных изделийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы на оборудовании для изготовления мармеладо-пастильных изделий;уметь:изготавливать мармелад;изготавливать пастилу;изготавливать зефир;обслуживать оборудование для изготовления мармеладо-пастильных изделий;выявлять и устранять дефекты, возникающие в процессе изготовления мармеладо-пастильных изделий;соблюдать правила техники безопасности, личной гигиены, промышленной санитарии и пожарной безопасности при изготовлении мармеладо-пастильных изделий;знать:характеристику сырья и материалов, применяемых для изготовления мармеладо-пастильных изделий;процесс изготовления мармелада;роль студнеобразующих компонентов;процесс изготовления пастилы;процесс изготовления зефира;устройство, принцип действия и правила эксплуатации оборудования для изготовления мармеладо-пастильных изделий;дефекты, возникающие в процессе изготовления мармеладо-пастильных изделий, и меры по их устранению | МДК.04.01. Технология изготовления мармеладо-пастильных изделий | ОК 1 - 7ПК 4.1 - 4.3 | ||
ПМ.05 | Завертывание, расфасовывание, упаковывание кондитерских изделийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы на оборудовании для завертывания, расфасовывания, упаковывания кондитерских изделий;уметь:завертывать кондитерские изделия;расфасовывать кондитерские изделия;упаковывать кондитерские изделия;выявлять и устранять дефекты, возникающие в результате завертывания, расфасовывания, упаковывания кондитерских изделий;устранять мелкие неполадки в работе оборудования для завертывания, расфасовывания, упаковывания кондитерских изделий;обслуживать оборудование для завертывания, расфасовывания, упаковывания кондитерских изделий;соблюдать правила техники безопасности, личной гигиены, промышленной санитарии и пожарной безопасности при завертывании, расфасовывании, упаковывании кондитерских изделий;знать:виды заверточно-упаковочных материалов;технологический процесс завертывания кондитерских изделий;технологический процесс расфасовывания кондитерских изделий;технологический процесс упаковывания кондитерских изделий;устройство, принцип действия и правила эксплуатации оборудования для завертывания, расфасовывания, упаковывания кондитерских изделий;дефекты, возникающие в результате завертывания, расфасовывания, упаковывания кондитерских изделий, и меры по их устранению | МДК.05.01.Технологии завертывания, расфасовывания, упаковывания кондитерских изделий | ОК 1 - 7ПК 5.1 - 5.3 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 68 | 34 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 162 | 108 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 918 | 612 | |||
УП.00 | Учебная практика | 21 нед. | 756 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.3 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 17 нед. |
Учебная практика | 21 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 3 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) | 57 нед. |
промежуточная аттестация | 3 нед. |
каникулы | 22 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.