4.3.3. Выполнение слесарно-монтажных и ремонтных работ.
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
OK 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Обеспечение бесперебойной эксплуатации железнодорожно-строительных машин и механизмов.
ПК 1.1. Осуществлять контроль над работой деталей, узлов, агрегатов, систем железнодорожно-строительных машин и механизмов, станков.
ПК 1.2. Осуществлять наладку, регулировку, техническое обслуживание железнодорожно-строительных машин и механизмов.
ПК 1.3. Обеспечивать проведение планово-предупредительных ремонтов.
ПК 1.4. Осуществлять контроль над соблюдением правил технической эксплуатации машин и механизмов обслуживающим их персоналом.
5.2.2. Ведение процесса выявления дефектов в рельсах и стрелочных переводах.
ПК 2.1. Осуществлять детальное обследование, контроль и классификацию обнаруженных дефектов, повреждений рельсов и металлических частей стрелочных переводов.
ПК 2.2. Соблюдать правила технической эксплуатации дефектоскопов и технологии дефектоскопирования.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание и содержание в исправном состоянии дефектоскопов и их источников питания.
ПК 2.4. Определять неисправности элементов дефектоскопной тележки, регулировать искательную систему.
5.2.3. Выполнение слесарно-монтажных и ремонтных работ.
ПК 3.1. Определять неисправности железнодорожно-строительных машин и механизмов.
ПК 3.2. Производить слесарные работы при ремонте узлов и агрегатов железнодорожно-строительных машин и механизмов, станков, инструмента.
ПК 3.3. Производить дефектацию деталей узлов машин и механизмов.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 440 | 302 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:выбирать инструмент для выполнения слесарных операций;составлять технологическую последовательность слесарных работ;применять теоретические знания по электротехнике;применять оборудование с электроприводом;составлять технологическую последовательность электромонтажных работ;применять теоретические знания по технической механике, гидравлике;знать:виды и приемы выполнения слесарных операций;названия электротехнических приборов и электрических машин, устройство, область их применения;условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;приемы выполнения электромонтажных работ;основы технических измерений;виды измерительных средств;систему допусков и посадок;квалитеты и параметры шероховатости;основные сведения из технической механики;основные сведения о гидравлике и гидросистемах | ОП.01. Основы слесарных и электромонтажных работы | ОК 1-7ПК 3.2ПК 3.3 | |||
уметь:различать по типам и маркам путевые машины и механизмы;знать:машины и механизмы, применяемые при ремонте и текущем содержании пути;классификацию путевых машин и механизмов;назначение путевых машин и механизмов | ОП.02. Путевые машины и механизмы | ОК 1-7ПК 1.2 | |||
уметь:ориентироваться в видах деятельности предприятий железнодорожного транспорта;определять тип рельсов;определять вид промежуточных и стыковых скреплений;знать:основные предприятия железнодорожного транспорта и их назначение;общее устройство пути;основные элементы пути, их назначение;взаимодействие элементов пути и подвижного состава | ОП.03. Общий курс железных дорог. Путь и путевое хозяйство | ОК 1-7ПК 2.1 | |||
уметь:производить проверку габаритных расстояний;применять в дневное и ночное время ручные и звуковые сигналы;ограждать места препятствий для движения поездов;знать:основные положения правил технической эксплуатации и инструкций;общие обязанности работников железнодорожного транспорта;габариты приближения строений подвижного состава;сигнальные значения светофоров, сигналов ограждения, ручных и звуковых сигналов, места их установки | ОП.04. Правила технической эксплуатации железных дорог | ОК 1-7ПК 1.4 | |||
уметь:применять чертеж, технический рисунок или эскиз;читать схемы, рабочие и сборочные чертежи по профессии;пользоваться необходимой справочной литературой;пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;знать.требования ГОСТ, предъявляемых к оформлению рабочих и сборочных чертежей;назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах;правила чтения схем, рабочих и сборочных чертежей | ОП.05. Техническая графика | ОК 1-7ПК 1.2ПК 3.2 | |||
уметь:ориентироваться в экономике организаций железнодорожного транспорта;определять нормы времени и выработки;применять экономические знания в профессиональной деятельности;знать:структуру российской экономики;сущность рыночных отношений;экономические принципы деятельности организаций железнодорожного транспорта;перспективы развития железнодорожного транспорта | ОП.06. Основы экономики организации | ОК 1-7ПК 1.3 | |||
уметь:выбирать материалы для профессиональной деятельности;определять основные свойства материаловпо маркам;расшифровать марки материалов;знать:наименование, маркировку и основные механические свойства обрабатываемых материалов;электротехнические материалы;виды абразивных инструментов;назначение и свойства охлаждающих и смазывающих жидкостей, моющих составов металлов, припоев, флюсов, протрав;технические требования на основные материалы и полуфабрикаты | ОП.07. Материаловедение | ОК 1-7ПК 2.1 | |||
уметь:соблюдать правила безопасности и нормы производственной санитарии;организовывать безопасные условия работы на железнодорожных путях;оказывать первую медицинскую помощь;знать:правила защиты обслуживающего персоналаот действия электрического тока;правила пожарной безопасности;меры безопасности при нахождении и производстве работ на железнодорожных путях;способы оказания первой медицинской помощи | ОП.08. Охрана труда | ОК 1-7ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.3ПК 3.2 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические мерыдля снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствиис полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неев добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.09. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1-7ПК 1.1-1.4ПК 2.1-2.4ПК 3.1-3.3 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 344 | 234 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 344 | 234 | ||
ПМ.01 | Обеспечение бесперебойной эксплуатации железнодорожно-строительных машин и механизмовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:организации бесперебойной эксплуатации железнодорожно-строительных машин и механизмов;уметь:определять по приборам и внешним осмотром нарушения в работе узлов, систем, машин, механизмов, станков, двигателей внутреннего сгорания;выполнять проверку, наладку, регулировку механического, электрического, пневматического, гидравлического оборудования железнодорожно-строительных машин и механизмов, станков, двигателей внутреннего сгорания;организовывать проведение технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов;применять контрольно-измерительные инструменты и приборы;применять универсальные приспособления и инструмент для выполнения слесарно-монтажных работ, наладки и регулировки путевых машин и механизмов;соблюдать правила техники безопасности и производственной санитарии;знать:устройство железнодорожно-строительных машин и механизмов;принцип работы узлов, систем, машин, механизмов, станков, двигателей внутреннего сгорания;технические параметры, условия и режимы работы агрегатов, узлов, систем;способы предупреждения и устранения неисправностей;правила наладки, регулировки, технического обслуживания, профилактического ремонта и эксплуатации железнодорожно-строительных машин и механизмов;сроки, периодичность проведения технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов;виды, объемы и порядок проведения технического обслуживания и ремонта;виды, устройство и способы применения универсальных приспособлений и инструмента для выполнения слесарно-монтажных работ, наладки и регулировки путевых машин и механизмов;назначение и устройство применяемых контрольно-измерительных инструментов | МДК.01.01. Наладка и регулировка путевых машин и механизмов | ОК 1-7ПК 1.1-1.4 | ||
ПМ.02 | Ведение процесса выявления дефектов в рельсах и стрелочных переводахВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:обслуживания и содержания дефектоскопной тележки;выявления дефектов, повреждений рельсов и металлических частей стрелочных переводов;уметь:определять по приборам и внешним осмотром неисправности элементов дефектоскопной тележки;выполнять проверку, наладку и регулировку работоспособности и чувствительности искательной системы тележки на контрольном тупике;принимать участие в ремонте дефектоскопной тележки;содержать в исправном состоянии дефектоскопы и источники питания;выполнять техническое обслуживание дефектоскопов;соблюдать правила эксплуатации дефектоскопов и технологии дефектоскопирования;выполнять детальное обследование и классифицировать обнаруженные дефекты и повреждения рельсов и стрелочных переводов;осуществлять контроль над развитием дефектов;регистрировать обнаруженные дефекты и повреждения рельсов и стрелочных переводов;соблюдать правила техники безопасности и производственной санитарии;знать:устройство и назначение магнитных и ультразвуковых рельсовых дефектоскопов;правила содержания, хранения и технической эксплуатации дефектоскопов;правила проверки работоспособности и условной чувствительности дефектоскопов, их искательных устройств;устройство источников питания дефектоскопной тележки, правила проведения их профилактики и обслуживания;виды дефектов и повреждений рельсов стрелочных переводов, их классификацию;влияние дефектов и повреждений рельсов и стрелочных переводов на безопасность движения поездов;порядок регистрации дефектов и повреждений рельсов и стрелочных переводов;технологию и методы дефектоскопирования;условия безопасности движения поездов | МДК.02.01. Устройство и эксплуатация рельсовых дефектоскоповМДК.02.02. Выявление дефектов в рельсах и стрелочных переводах | ОК 1-7ПК 2.1-2.4 | ||
ПМ.03 | Выполнение слесарно-монтажных и ремонтных работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения слесарно-монтажных и ремонтных работ узлов и агрегатов путевых машин и механизмов;уметь:выполнять слесарные работы по 7-10 квалитетам точности;выполнять разборку, подготовку к ремонту, ремонт средней сложности, сборку, регулировку и стендовые испытания узлов, агрегатов и систем путевых машин и механизмов;производить замену неисправных деталей, узлов;применять контрольно-измерительные инструменты и приборы;применять универсальные приспособления и специальный инструмент для выполнения слесарно-монтажных работ, ремонта, наладки и регулировки путевых машин и механизмов;читать кинематические, гидравлические, пневматические и электрические схемы;соблюдать правила техники безопасности и производственной санитарии;знать:устройство, назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых путевых машин и механизмов;технологический процесс выполнения слесарно-монтажных работ;методы выявления и устранения дефектов в работе машин;виды, устройство и способы применения универсальных приспособлений и инструмента для выполнения слесарно-монтажных работ, наладки и регулировки путевых машин и механизмов;назначение и устройство применяемого контрольно-измерительного инструмента;технические условия ремонта путевых машин и механизмов;правила проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта | МДК.03.01. Ремонт и регулировка путевых машин и механизмов | ОК 1-7ПК 3.1-3.3 | ||
ФК.00 | Физическая культура | 80 | 40 | ОК 2 | |
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | ОК 3ОК 6ОК7 | ||||
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1-7ПК 1.1-1.4ПК 2.1-2.4ПК 3.1-3.3 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация: