Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 825 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 151901.01 Чертежник-конструктор" стр. 2

4.3. Обучающийся по профессии 151901.01 Чертежник-конструктор готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Выполнение чертежных работ.
4.3.2. Ведение процесса чертежных и простых расчетно-конструкторских работ.

V. Требования к результатам программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Выполнение чертежных работ.
ПК 1.1. Выполнять чертежи деталей, чертежи общего вида, габаритные и монтажные чертежи по эскизным документам или с натуры.
ПК 1.2. Оформлять чертежи.
ПК 1.3. Составлять и вычерчивать схемы.
ПК 1.4. Выполнять спецификации, различные ведомости и таблицы.
5.2.2. Ведение процесса чертежных и простых расчетно-конструкторских работ.
ПК 2.1. Вычерчивать сборочные чертежи и выполнять их деталировку.
ПК 2.2. Выполнять эскизы деталей простых конструкций.
ПК 2.3. Выполнять несложные технические расчеты.
ПК 2.4. Вносить принятые в процессе разработки изменения в конструкторскую документацию и составлять извещения об изменениях.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
756
504
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
282
188
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:анализировать техническую документацию;определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации;выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров;определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам;применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;знать:систему допусков и посадок;квалитеты и параметры шероховатости;основные принципы калибровки сложных профилей;основы взаимозаменяемости;методы определения погрешностей измерений;основные сведения о сопряжениях в машиностроении;размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей;стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;наименование и свойства комплектуемых материалов;устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов;методы и средства контроля обработанных поверхностей.ОП.01. Технические измеренияОК 1ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ОК 6ОК 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 1.4ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3ПК 2.4
уметь:читать и оформлять чертежи, схемы и графики;составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;пользоваться справочной литературой;пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров;знать:основы черчения и геометрии;требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей;способы выполнения рабочих чертежей и эскизов.ОП.02. Техническая графикаОК 1ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ОК 6ОК 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 1.4ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3ПК 2.4
уметь:читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;использовать в работе электроизмерительные приборы;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;знать:единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;свойства постоянного и переменного электрического тока;принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;свойства магнитного поля;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;аппаратуру защиты электродвигателей;методы защиты от короткого замыкания; заземление, зануление.ОП.03. ОсновыэлектротехникиОК 1ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ОК 6ОК 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 1.4ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3ПК 2.4
уметь:выполнять механические испытания образцов материалов;использовать физико-химические методы исследования металлов;пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;знать:основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;основные сведения о металлах и сплавах;основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию.ОП.04. Основы материаловеденияОК 1ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ОК 6ОК 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 1.4ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3ПК 2.4
уметь:определять режим резания по справочнику и паспорту станка;оформлять техническую документацию;рассчитывать режимы резания по формулам, находить по справочникам при разных видах обработки;составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках;знать:основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин;наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений;устройство, кинематические схемы и принцип работы, правила подналадки металлообрабатывающих станков различных типов;правила технического обслуживания и способы проверки, норм точности станков токарной, фрезерной, расточных и шлифовальной группы;назначение и правила применения режущего инструмента;углы, правила заточки и установки резцов и сверл;назначение и правила применения, правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки;правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка;грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах;основные направления автоматизации производственных процессов;основные понятия и определения технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки;основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы;принцип базирования;общие сведения о проектировании технологических процессов;порядок оформления технической документации;основные сведения о комплексной механизации, автоматизации и управлению производством;правила оформления рабочей документации в процессе работы.ОП.05. Общие основы технологии металлообработки и работ наметаллорежущих станкахОК 1ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ОК 6ОК 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 1.4ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3ПК 2.4
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
28
ОП.06. Безопасность жизнедеятельностиОК 1ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ОК 6ОК 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 1.4ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3ПК 2.4
П.00Профессиональный учебный цикл
474
316
ПМ.00Профессиональные модули
474
316
ПМ.01Ведение процесса чертежных и простых расчетно-конструкторских работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:вычерчивания сборочных чертежей и чертежей общего вида;выполнения деталировки сборочных чертежей;выполнения с натуры эскизов деталей и сборочных чертежей простых конструкций;выполнения несложных технических расчетов;внесения принятых в процессе разработки изменений в конструкторскую документацию;составления извещений об изменениях в конструкторской документации;работы с компьютерными программами для подготовки конструкторской документации;уметь:под руководством более квалифицированного специалиста выполнять эскизы и рабочие чертежи по конструированию изделий;вычерчивать сборочные чертежи, чертежи общего вида, габаритные и монтажные чертежи по эскизам или с натуры, а также другую конструкторскую документацию;снимать с натуры эскизы простых конструкций деталей, изделий;выполнять деталировку сборочных чертежей, несложные технические расчеты по исходным данным в соответствии с разработанными программами и методиками или типовыми расчетами;составлять схемы, спецификации, различные ведомости и таблицы;вносить принятые в процессе разработки изменения в конструкторскую документацию;составлять извещения об изменениях;оформлять чертежи: выполнять минимально необходимое количество изображений,проставлять условные обозначения и размеры, делать необходимые надписи;знать:порядок и последовательность деталирования сборочных чертежей;правила нанесения допусков, посадок, параметров шероховатости поверхности, геометрических отклонений формы и расположения поверхностей на чертежах при деталировке;основы конструирования;методы и средства выполнения чертежно-конструкторских работ;номенклатуру конструкторских документов;методы и средства выполнения технических расчетов;технологию изготовления и условия технической эксплуатации разрабатываемых изделий;технические условия эксплуатации проектируемых изделий;марки, свойства, применение основных конструкционных материалов;технологию изготовления разрабатываемых изделий;принцип выбора материалов и заготовок при конструировании деталей машин;виды, назначение и порядок расчета типовых деталей и конструкций;требования к организации рабочего места чертежника-конструктора;требования к эскизам;инструмент для эскизирования, измерительный инструмент, технику измерений;порядок выполнения эскизов;требования ЕСКД к порядку изменений конструкторской документации.МДК.01.01. Технология конструирования деталей машинМДК.01.02. Компьютерная графикаОК 1ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ОК 6ОК 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 1.4
ПМ.02Выполнение чертежных работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения чертежей деталей, габаритных и монтажных чертежей по эскизам или с натуры;оформления чертежей, выполнения необходимых надписей и условных обозначений;составления и вычерчивания схем;составления спецификаций, различных ведомостей и таблиц;уметь:выполнять чертежные работы (чертежи деталей, габаритные и монтажные чертежи и другую конструкторскую документацию) по эскизам или с натуры в требуемых масштабах в туши или карандаше с соблюдением правил черчения;составлять схемы, спецификации, различные ведомости и таблицы;оформлять чертежи: выполнять минимально необходимое количество изображений, проставлять условные обозначения и размеры, делать необходимые надписи;знать:правила и приемы геометрического и проекционного черчения;основные приемы машинной графики;основы технологии в машиностроении;понятие о машинах и механизмах и их разновидностях;понятие о звеньях и кинематических парах;классификацию деталей машин общего и специального назначения;конструкционные элементы деталей;методы и средства выполнения чертежных работ;основы технического черчения;сечение и разрезы и их оформление на чертежах;виды рабочих чертежей, требования к ним;правила организации рабочего места чертежника;инструменты и приспособления, применяемые при черчении;стандарты, технические условия и инструкции по оформлению чертежей;правила оформления чертежей;виды, соотношения и размеры стандартного чертежного шрифта;выносные элементы;обозначение чертежей различных этапов проекта;классификацию текстовой документации;правила составления, оформления и обозначения ведомостей, таблиц, спецификаций;назначение и порядок составления ведомостей сопроводительной технической документации;классификацию схем по назначению, по способу их изображения, по виду элементов схемы и их связей;условные обозначения элементов и их связей в кинематических схемах;основные понятия о гидравлических элементах и их условные обозначения на схемах;основные понятия о пневматических элементах и их условные обозначения на схемах;основные понятия об электрических и электронных элементах и их условные обозначения на схемах.МДК.02.01. Машиностроительное черчениеОК 1ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ОК 6ОК 7ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3ПК 2.4
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни.
68
34
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
162
108
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
918
612
УП.00Учебная практика
21 нед.
756
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.4
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
2 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"17 нед.
Учебная практика21 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация1 нед.
Государственная итоговая аттестация2 нед.
Каникулы2 нед.
Итого43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;