5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Выполнение операций по техническому обслуживанию и ремонту двигателей лесозаготовительных машин, тракторов.
ПК 1.1. Осуществлять техническое обслуживание двигателей.
ПК 1.2. Выполнять работы, связанные с ремонтом двигателей различных марок.
ПК 1.3. Участвовать в установке и испытании двигателей.
5.2.2. Выполнение операций по техническому обслуживанию и ремонту систем лесозаготовительных машин, тракторов.
ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание систем охлаждения, смазки, питания, зажигания.
ПК 2.2. Выполнять работы по ремонту системы охлаждения, смазки, питания, зажигания.
ПК 2.3. Участвовать в установке и испытании систем.
5.2.3. Выполнение операций по техническому обслуживанию и ремонту трансмиссии, рамы и ходовой части лесозаготовительных машин, тракторов.
ПК 3.1. Осуществлять работы по техническому обслуживанию трансмиссии, рамы и ходовой части.
ПК 3.2. Выполнять работы по ремонту трансмиссии, рамы и ходовой части.
ПК 3.3. Участвовать в испытаниях трансмиссии, рамы и ходовой части.
5.2.4. Выполнение операций по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и механизмов.
ПК 4.1. Осуществлять работы по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования, гидрооборудования.
ПК 4.2. Осуществлять работы по техническому обслуживанию и ремонту рабочего оборудования и механизмов лесозаготовительных машин и тракторов.
ПК 4.3. Участвовать в испытании рабочего оборудования и механизмов лесозаготовительных машин и тракторов.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 288 | 192 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:анализировать техническую документацию; определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации;выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров;определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам;применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;знать:систему допусков и посадок;квалитеты и параметры шероховатости;основные принципы калибровки сложных профилей;основы взаимозаменяемости;методы определения погрешностей измерений;основные сведения о сопряжениях вмашиностроении;размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей;стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;наименование и свойства комплектуемых материалов;устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов;методы и средства контроля обработанных поверхностей. | ОП.01.Технические измерения | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.3 | |||
уметь:читать и оформлять чертежи, схемы и графики;составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;пользоваться справочной литературой;пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежам и определять годность заданных действительных размеров;знать:основы черчения и геометрии;требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей;способы выполнения рабочих чертежей и эскизов. | ОП.02.Техническая графика | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.3 | |||
уметь:читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;использовать в работе электроизмерительные приборы;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;знать:единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;свойства постоянного и переменного электрического тока;принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;свойства магнитного поля;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;правила пуска, остановки электродвигателей,установленных на эксплуатируемом оборудовании;аппаратуру защиты электродвигателей;методы защиты от короткого замыкания;заземление, зануление. | ОП.03. Основы электротехники | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.3 | |||
уметь:выполнять механические испытания образцов материалов;использовать физико-химические методы исследования металлов;пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;знать:основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;основные сведения о металлах и сплавах;основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию. | ОП.04. Основы материаловедения | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.3 | |||
уметь:выполнять слесарную обработку и подгонку сборочных единиц и деталей по 11 - 12 квалитету (4-5 классам точности);знать:последовательность и приемы работ в процессе слесарных операций;виды инструментов и правила их применения;требования к качеству обработки деталей. | ОП.05.Основы слесарного дела | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.3 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | 32 | ОП.06.Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.3 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 576 | 384 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 576 | 384 | ||
ПМ.01 | Выполнение операции по техническому обслуживанию и ремонту двигателей лесозаготовительных машин, тракторовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:технического обслуживания двигателей, работ, связанных с ремонтом двигателей, а также с разборкой, сборкой и регулировкой двигателей;уметь:обеспечивать безопасную работу;определять неисправности двигателей различных марок лесозаготовительных машин;выполнять ремонт, сборку и регулировку двигателей;выполнять установку и обкатку двигателей;использовать контрольно-измерительный инструмент и приборы;знать:технику безопасности при работе;устройство и принцип работы различных марок двигателей лесозаготовительных машин;порядок и правила сборки и разборки и диагностирования двигателей;методы, способы и приемы выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию двигателей лесозаготовительных машин. | МДК.01.01.Устройство, техническое обслуживание и ремонт двигателей лесозаготовительных машин | ОК 1ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ОК 6ОК 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3 | ||
ПМ.02 | Выполнение операций по техническому обслуживанию и ремонту систем лесозаготовительных машин, тракторовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:технического обслуживания систем охлаждения, смазки, питания, зажигания пускового двигателя, работ, связанных с системой охлаждения, смазки, питания, зажигания пускового двигателя;участия в установке и испытании систем охлаждения, смазки, питания, зажигания пускового двигателя;уметь:обеспечивать безопасную работу;определять неисправности систем охлаждения, смазки, питания, зажигания пускового двигателя;выполнять ремонт, сборку и регулировку систем охлаждения, смазки, питания, зажигания пускового двигателя;выполнять установку и обкатку систем охлаждения, смазки, питания, зажигания пускового двигателя;использовать контрольно-измерительный инструмент и приборы;знать:технику безопасности при работе;устройство и принцип работы систем охлаждения, смазки, питания, зажигания пускового двигателя;порядок и правила сборки и разборки и диагностирования систем охлаждения, смазки, питания, зажигания пускового двигателя;методы, способы и приемы выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию систем охлаждения, смазки, питания, зажигания пускового двигателя. | МДК.02.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт систем охлаждения, смазки, питания, зажигания пускового двигателя лесозаготовительных машин | ОК 1ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ОК 6ОК 7ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3 | ||
ПМ.03 | Выполнение операций по техническому обслуживанию и ремонту трансмиссии, рамы и ходовой части лесозаготовительных машин, тракторовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:технического обслуживания трансмиссии, рамы и ходовой части лесозаготовительных машин и тракторов, работ, связанных с ремонтом трансмиссий, рамы и ходовой части лесозаготовительных машин и тракторов, а также с регулировкой трансмиссий, рамы и ходовой части лесозаготовительных машин и тракторов;уметь:обеспечивать безопасную работу;определять неисправности трансмиссии, ходовой части лесозаготовительных машин и тракторов;выполнять ремонт, сборку и регулировку трансмиссии, рамы и ходовой части лесозаготовительных машин и тракторов;выполнять установку и обкатку трансмиссии, рамы и ходовой части лесозаготовительных машин и тракторов;использовать контрольно-измерительный инструмент и приборы;знать:технику безопасности при работе;устройство и принцип работы трансмиссии, рамы и ходовой части лесозаготовительных машин и тракторов;порядок и правила сборки и разборки и диагностирования трансмиссии, рамы и ходовой части лесозаготовительных машин и тракторов;методы, способы и приемы выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию трансмиссии, рамы и ходовой части лесозаготовительных машин и тракторов. | МДК.03.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт трансмиссии, рамы и ходовой части лесозаготовительных машин | ОК 1ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ОК 6ОК 7ПК 3.1ПК 3.2ПК 3.3 | ||
ПМ.04 | Выполнение операций по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и механизмовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:технического обслуживания и ремонта электрооборудования, гидрооборудования, рабочего оборудования и механизмов лесозаготовительных машин, тракторов;работ, связанных с ремонтом электрооборудования, гидрооборудования, рабочего оборудования и механизмов лесозаготовительных машин, тракторов, а также с разборкой, сборкой и регулировкой электрооборудования, гидрооборудования, рабочего оборудования и механизмов лесозаготовительных машин, тракторов;уметь:обеспечивать безопасную работу;определять неисправности электрооборудования, гидрооборудования, рабочего оборудования и механизмов лесозаготовительных машин,тракторов;выполнять ремонт, сборку и регулировку электрооборудования, гидрооборудования, рабочего оборудования и механизмов лесозаготовительных машин, тракторов;выполнять установку и обкатку электрооборудования, гидрооборудования, рабочего оборудования и механизмов лесозаготовительных машин, тракторов;использовать контрольно-измерительный инструмент и приборы;знать:технику безопасности при работе;устройство и принцип работы электрооборудования, гидрооборудования, рабочего оборудования и механизмов лесозаготовительных машин, тракторов;порядок и правила сборки и разборки и диагностирования электрооборудования, гидрооборудования, рабочего оборудования и механизмов лесозаготовительных машин, тракторов;методы, способы и приемы выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию электрооборудования, гидрооборудования, рабочего оборудования и механизмов лесозаготовительных машин, тракторов. | МДК.04.01.Устройство, техническое обслуживание и ремонт электрооборудования, гидрооборудования, рабочего оборудования и механизмов лесозаготовительных машин | ОК 1ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ОК 6ОК 7ПК 4.1ПК 4.2ПК 4.3 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни. | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 17 нед. | 612 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.3 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 2 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 2 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение но учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 17 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 2 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 2 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация: