Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 765 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 262019.06 Модистка головных уборов" стр. 2

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Изготовление головных уборов различных ассортиментных групп.
ПК 1.1. Определять виды и детали головных уборов в эскизах и чертежах конструкций.
ПК 1.2. Определять виды, свойства и качества материалов для головных уборов.
ПК 1.3. Выполнять перенос конструктивных линий на парные детали.
ПК 1.4. Обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки.
ПК 1.5. Выполнять поэтапную обработку деталей и узлов головных уборов на технологическом оборудовании с разделением труда и индивидуально с учетом современных методов и рациональных приемов.
ПК 1.6. Выполнять работы по изготовлению головных уборов мягких форм.
ПК 1.7. Выполнять работы по изготовлению головных уборов на жесткой заготовке (на каркасе).
ПК 1.8. Выполнять работы по изготовлению формованных головных уборов (из фетра).
ПК 1.9. Выполнять работы по изготовлению головных уборов из соломки.
ПК 1.10. Выполнять работы по изготовлению головных уборов из меха и кожи.
5.2.2. Дефектация и контроль качества обработки головных уборов.
ПК 2.1. Определять причины возникновения дефектов обработки и соединения деталей, и узлов головных уборов.
ПК 2.2. Владеть методами проверки контроля качества и симметричности готовых узлов и изделий.
ПК 2.3. Предупреждать и устранять различные виды дефектов при обработке головных уборов.
5.2.3. Выполнение ремонта и обновление головных уборов разных моделей из различных материалов.
ПК 3.1. Выполнять ремонт на машинах или вручную по образцам различных ассортиментных групп.
ПК 3.2. Подбирать материалы для ремонта.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
(час./нед.)
В том числе часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
278
192
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:ориентироваться в общих вопросах экономики производства продукции (по видам);применять экономические знания в конкретных производственных ситуациях;рассчитывать основные технико-экономические показатели в пределах выполняемой профессиональной деятельности;производить расчеты заработной платы;знать:основные принципы рыночной экономики;понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли;принцип деятельности, виды, характеристику и основные показатели производственно-хозяйственной деятельности организации;основные технико-экономические показатели производства (в соответствии с профилем);механизмы ценообразования;формы оплаты трудаОП.01. Экономика организацииОК 1-7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.9ПК 3.2
уметь:осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;принимать решения и отстаивать свою точку зрения в корректной форме;поддерживать деловую репутацию;создавать и соблюдать имидж делового человека;организовывать рабочее место;знать:правила делового общения;этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;основные техники и приемы общения:правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;составляющие внешнего облика делового человека:костюм, прическу, макияж, аксессуары и др.;правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общенияОП.02. Основы деловой культурыОК 1-7ПК 1.1-1.10ПК 2.1-2.3ПК 3.1-3.2
уметь:определять композиционные закономерности в моделях головных уборов, гармоничные цветовые сочетания;выполнять зарисовку отдельных деталей головных уборов;определять виды и детали головных уборов в эскизах и чертежах конструкций;знать:основные законы, правила и средства композиции;композицию рисунка и основные приемы выполнения рисунка;общие сведения о проектировании головных уборов и этапы проектирования;роль эскизов и конструкций;сущность процесса моделированияОП.03. Специальный рисунокОК 1-7ПК 1.1-1.10ПК 2.1-2.3ПК 3.1-3.2
уметь:подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;применять материалы при выполнении работ;знать:общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;общие сведения о строении материалов;общие сведения, назначение, виды и свойства различных материалов (в соответствии с профилем)ОП.04. Основы материаловеденияОК 1-7ПК 1.1-1.10ПК 2.1-2.3ПК 3.1-3.2
уметь:измерять, необходимые для построения конструкций головных уборов мерки с головы человека и с готовых форм;определять виды изделий с неясно и ясно выраженной конструкцией;выявлять конструктивные элементы в изделиях;выполнять построения чертежа для головных уборов мягких форм;выполнять построения чертежа для головных уборов на каркасной основе;определять согласованность форм и линий головных уборов с костюмом по выполненным эскизам;графически разрабатывать модель головного убора по правилам композиционного построения, используемых в моделировании, и с учетом направлений современной моды;знать:основы проектирования конструкций головных уборов;методы конструирования головных уборов;особенности конструкций головных уборов;процесс разработки конструкций лекал;процесс моделирования головных уборовОП.05. Основы моделирования и конструирования головных уборовОК 1-7ПК 1.1-1.10ПК 2.1-2.3ПК 3.1-3.2
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.06. Безопасность жизнедеятельностиОК 1-7ПК 1.1-1.10ПК 2.1-2.3ПК 3.1-3.2
П.00Профессиональный учебный цикл
506
344
ПМ.00Профессиональные модули
506
344
ПМ.01Изготовление головных уборов различных ассортиментных группВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:определения соответствия изделий направлению моды;определения свойств и анализа ассортимента применяемых материалов;построения композиции изображения и несложных чертежей деталей изделий;определения соответствия деталей кроя данной модели изделия соединению деталей кроя между собой;поиска информации о современном состоянии и перспективах развития нового оборудования;определения головных уборов относящихся к изделиям мягких форм и к изделиям на каркасной основе;использования материалов для определенных видов головных уборов;работы с различными материалами (мех, перья, кожа);выполнения операций на формованных машинах;владения процессами сушки и гидропрессования колпаков головных уборов на специальном оборудовании для ВТО;изготовления головных уборов из соломки с использованием специальных форм, методов технологической обработки полуфабрикатов и декоративного оформления;организации рабочего места и соблюдение безопасных методов труда на ручном, машинном и утюжильном рабочих местах;уметь:составлять композицию рисунка (эскиза);выполнять измерения, необходимые для построения конструкций головных уборов, переносить конструктивные линии на парные детали;определять детали кроя головных уборов;определять сортность ткани и использовать пластические свойства ткани в проектировании деталей головных уборов, при выборе моделей;различать ткани по группам, отдельным видам, сортам, составу, технологическим свойствам;исправлять неполадки и производить регулировку швейной машины;выполнять машинные работы на оборудовании различного типа (однониточном и двухниточном, челночном или цепных стежков, зигзагообразной строчки, краеобметочном и стачечно-обметочной строчки и др.);работать на машинах-полуавтоматах (петельных и закрепочных, пуговичных);составлять технологическую последовательность изготовления головных уборов мягких форм из разных тканей и кожи в зависимости от модели (с утепляющей прокладкой и без нее);распознавать головные уборы с каркасной основой и формованные головные уборы по образцам, определять качество обработки и качество фетровых колпаков по внешнему виду;выбирать основные и дополнительные материалы для определенных видов головных уборов с каркасной основой;обосновывать выбор материалов;составлять технологическую последовательность обработки головных уборов жестких форм из разных материалов, головных уборов, изготовленных способом формования полуфабрикатов и головных уборов из соломки;определять конструктивные детали и элементы в формованных головных уборах;выбирать декоративные отделки с учетом модели и обосновывать выбор;выполнять приемы настрачивания соломенной тесьмы при изготовлении головного убора;соблюдать правила техники безопасности на ручном, машинном и утюжильном рабочих местах;применять меры и средства защиты от поражения электрическим током;знать:принципы построения композиции в цвете;методы создания орнамента ткани в цвете;классификацию головных уборов по видам основных материалов;характеристику головных уборов полужесткой и жесткой формы;их виды (модели), применяемые прокладочные материалы;ассортимент, классификацию, строение, свойства, волокнистый состав тканей и других материалов для головных уборов, включая материалы для головных уборов мягких форм:основные, прокладочные, подкладочные;методы конструирования головных уборов;особенности конструкции лекал с учетом формы головного убора и материала для его выполнения;основные детали кроя головных уборов, процесс обработки отдельных деталей кроя и узлов;технологические методы и приемы обработки, порядок сборки изделия;окончательную отделку (по видам головных уборов);характеристику и конструктивные особенности швейных машин;процесс образования челночного и цепного стежка;оборудование для ВТО и клеевого соединения деталей;технологическое оборудование необходимое для изготовления изделия;стадии формования (предварительное, окончательное) и основные операции;виды формовочных машин назначение и принцип их действия;технологические особенности обработки деталей головных уборов мягких форм из натурального и искусственного меха;процесс изготовления головных уборов с каркасной основой из разных тканей, меха, перьев, кожи;основные операции скорняжных работ:подбор меха;сшивание меховых шкурок;процессы сушки колпаков;назначения;технологические режимы сушки;процессы гидропрессования головных уборов;принцип действия оборудования;основные операции отделки колпаков и шляп;их назначение;требования к качеству формованных головных уборов из фетровых колпаков, показатели качества и методы;характеристику образцов головных уборов из соломки их виды, применяемые материалы и качество обработки изделия;процесс изготовления головных уборов из соломки;процесс изготовления соломенной тесьмы и требованиями к ней;безопасные методы труда при выполнении ручных, машинных и влажно-тепловых работМДК.01.01. Технология изготовления головных уборовОК 1-7ПК 1.1-1.10
ПМ.02Дефектация и контроль качества обработки головных уборовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:определения причин дефектов отдельных узлов и соединений;проведения контроля качества готовых узлов и изделий;предупреждения и устранения различных видов дефектов при обработке головных уборов;уметь:распознавать возникшие дефекты и причины, способствующие их возникновению;осуществлять виды контроля в процессе изготовления головных уборов;выполнять межоперационный контроль качества готовых узлов и изделий;исправлять возникшие ошибки и дефекты;выбирать метод устранения дефекта в соответствии с современными методами обработки и экономичными затратами времени;знать:технологическую последовательность обработки отдельных узлов и готовых изделий;перечень возможных дефектов в зависимости от ассортимента и разнообразных тканей;основные понятия и определения в области стандартизации и контроля качества продукции;формы и методы контроля;основные показатели качества продукции;технологическую последовательность обработки отдельных узлов и готовых изделий;волокнистый состав разнообразного ассортимента тканей;технические условия для изготовления головных уборов;виды дефектов и методы их устраненияМДК.02.01. Предупреждение и устранение различных видов дефектов при изготовлении головных уборовОК 1-7ПК 2.1-2.3
ПМ.03Выполнение ремонта и обновление головных уборов разных моделей из различных материаловВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:изготовления головных уборов различных ассортиментных групп;изготовления головных уборов из различных материалов (ткани, меха, кожи, трикотажа, соломки, и др.);подбора качества материала, совпадающего по волокнистому составу;применения декоративных элементов и отделок при обновлении головных уборов;уметь:владеть инструментами и приспособлениями для ремонта и обновления головных уборов;выполнять технологические способы и приемы ремонта головных уборов из разных тканей;восстанавливать и заменять детали, выполнять вставки, накладки, заменять подкладку;изменять размеры головных уборов;изменять модели с учетом направления моды;обновлять головные уборы без перекроя, с частичным перекроем, с полным перекроем;подбирать декоративные элементы в соответствии с фасоном и волокнистым составам ткани;знать:форму и степень износа изделий;классификацию и виды головных уборов;методы изменения размера головных уборов;технологические методы обработки головных уборов;ассортимент тканей и материалов для ремонта головных уборов разных ассортиментных групп и требования к ним;требования и технологию обновления головных уборов;декоративные элементы, используемые при обновлении головных уборовМДК.03.01. Технология ремонта и обновления головных уборовОК 1-7ПК 3.1-3.2
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1-7ПК 1.1-1.10ПК 2.1-2.3ПК 3.1-3.2
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.