Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 692 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 080203.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерс стр. 2

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Оперативный учет хозяйственной деятельности организации.
ПК 1.1. Вести диспетчерский журнал, регистрировать оперативные рапорты и другую техническую документацию.
ПК 1.2. Обрабатывать данные о сдаче выполненных работ, о передаче готовой продукции по межцеховой кооперации или на склад.
ПК 1.3. Производить мониторинг выполненных работ.
5.2.2. Анализ данных производственных программ, планов-графиков, нормативов производственного процесса.
ПК 2.1. Сопоставлять полученные данные со сменно-суточными планами-графиками (заданиями), производственными программами.
ПК 2.2. Учитывать и регистрировать причины нарушений хода производственного процесса, используя в работе технические средства.
ПК 2.3. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.
5.2.3. Диагностика и мониторинг нарушений хода производственного процесса.
ПК 3.1. Осуществлять контроль хода производственного процесса.
ПК 3.2. Проводить диагностику и мониторинг правильности хода производственного процесса.
ПК 3.3. Разрабатывать мероприятия опережающего контроля, направленные на определение обеспеченности выпуска изделий, состояния заделов в производстве и состояние самого производства (выполнение норм выработки, простои, брак) на наиболее узких его участках.
ПК 3.4. Сообщать полученные данные в производственно-диспетчерский отдел организации.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
866
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
210
146
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:применять правила делового этикета;поддерживать деловую репутацию;соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении;пользоваться простейшими приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;налаживать контакты с партнерами;организовывать рабочее место;знать:этику деловых отношений;основы деловой культуры в устной и письменной форме;нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;основные правила этикета;основы психологии производственных отношений;основы управления и конфликтологии.ОП.01. Основы деловой культурыOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4
уметь:составлять и оформлять различные виды документов;оформлять номенклатуру дел и формировать дела в соответствии с номенклатурой дел;осуществлять документирование и организацию работы с документами;использовать офисную организационную технику;знать:основные законодательные акты в области делопроизводства;виды документов;правила составления и оформления различных видов документов;требования к тексту служебных документов;общие правила организации работы с документами;принципы работы офисной организационной техники.ОП.02. Основы делопроизводстваOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4
уметь:принимать участие в организации работы подразделения;применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;организовывать собственную профессиональную деятельность;знать:основные положения современного менеджмента;особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; приемы делового общения.ОП.03. Основы менеджментаOK 1 - 7ПК 3.1 - 3.4
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи.
32
ОП.04. Безопасность жизнедеятельностиOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4
П.00Профессиональный учебный цикл
576
390
ПМ.00Профессиональные модули
576
390
ПМ.01Оперативный учет хозяйственной деятельности организацииВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:ведения оперативного учета хода производственного процесса, передачи готовой продукции, сдачи выполненных работ;уметь:составлять формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые образцы;составлять формы документов для внутренней отчетности;оформлять документы в соответствии с едиными требованиями, установленными государственными нормативными актами-стандартами;контролировать наличие и правильность составления документов;вести диспетчерский журнал, составлять оперативные рапорты;использовать в работе технические средства;унифицировать систему документации;знать:нормы и правила поведения, этику профессиональных отношений;правила работы с документами;положения, инструкции, другие нормативные документы;основы организации производственного процесса;направления планирования хозяйственных связей с потенциальными и фактическими поставщиками;документационное обеспечение перевозок грузов;особенности учета различных операций, порядок их документационного оформления и контроля;оснащение рабочего места оператора диспетчерских служб;этапы обработки и движения документов;производственный процесс и его структуру;контроль и регулирование процессов основного производства;организацию вспомогательных и обслуживающих хозяйств.МДК.01.01. Основы оперативного учета технологического процесса, движения готовой продукции и сдачи выполненных работOK 1 - 6ПК 1.1 - 1.3
ПМ.02Анализ данных производственных программ, планов-графиков, нормативов производственного процессаВ результате изучения профессионального модуля студент должен:иметь практический опыт:контроля подготовки технологического оборудования к эксплуатации;использования информационных технологий и применения средств связи в организации труда;контроля соблюдения и выполнения норм труда; уметь:проводить контроль подготовки технологического оборудования к эксплуатации;использовать информационные технологии и применять средства связи в организации труда;проводить контроль соблюдения и выполнения норм труда;проводить мониторинг технической подготовки основного производства, поддерживать эффективное взаимодействие между подразделениями;организовывать производственный поток с учетом специфики диспетчеризации мелко- и крупносерийного, поточно-массового производства;распознавать выполнение требований к качеству продукции;знать:основные подходы к распределению рабочей силы, сырья и материалов и учёту готовой продукции;место оператора диспетчерской службы в производственном процессе организации;материалы, их виды и назначение;виды и назначение технологического оборудования;ассортимент и классификацию выпускаемой продукции;понятие о планировании производства, системах планирования производства;основы оперативно-календарного планирования, оперативный учет и контроль;организацию и обслуживание рабочих мест, нормы труда;информационные технологии и средства связи.МДК.02.01. Основы организации диспетчерской службыМДК.02.02. Основы технического обеспечения диспетчерской службыOK 1 - 6ПК 2.1 - 2.3
ПМ.03Диагностика и мониторинг нарушений производственного процессаВ результате изучения профессионального модуля студент должен:иметь практический опыт:проведения диагностики и мониторинга нарушений хода производственного процесса;уметь:проводить диагностику производственного процесса;проводить контроль выполнения оперативных планов и календарных графиков;применять специализированные средства связи, автоматики, промышленного телевидения, телемеханики и вычислительной техники, прикладного программного обеспечения;использовать регламентирующие нормативно-правовые акты;учитывать влияние типа производства на организационную структуру управления;использовать механизмы контроля и регулирования текущего производства;использовать инструменты корпоративных информационных систем в решении задач диспетчеризации;знать:основные принципы, структуру и методы управления производством;организационную структуру управления организацией;сущность и задачи диспетчерского руководства организации;функции и порядок работы диспетчерской службы организации;построение аппарата оперативного управления производством;основы трудового законодательства;специализированные средства связи, автоматики, промышленного телевидения, телемеханики и вычислительной техники в системе диспетчеризации;программно-технические средства в системе диспетчеризации;значение использования информационно-коммуникационных технологий в процессе организации диспетчерской службы.МДК.03.01. Основы диагностики и мониторинга нарушений производственного процессаОК 1 - 6ПК 3.1 - 3.4
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни.
80
40
OK 1 - 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
OK 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;