Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 698 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190901.03 Оператор поста централизации" стр. 2

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)*(2).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Приготовление маршрутов движения с пульта управления поста централизации и пульта местного управления.
ПК 1.1. Проверять свободность пути в соответствии с техническо-распорядительным актом станции.
ПК 1.2. Переводить централизованные и нецентрализованные стрелки, управлять сигналами с пульта поста централизации и пульта местного управления.
ПК 1.3. Контролировать правильность приготовления маршрутов по показаниям приборов управления.
ПК 1.4. Подавать звуковые и видимые сигналы при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы.
ПК 1.5. Готовить маршруты в условиях нарушения нормальной работы устройств сигнализации, централизации и блокировки.
5.2.2. Обеспечение безопасности движения в обслуживаемом маневровом районе.
ПК 2.1. Руководствоваться при выполнении работ документами, регламентирующими работу станции, Правилами технической эксплуатации и инструкциями.
ПК 2.2. Оценивать возможные нестандартные ситуации в обеспечении и обслуживании движения поездов и маневровой работе и принимать меры по предупреждению и устранению таких ситуаций в соответствии с Правилами технической эксплуатации и инструкциями.
ПК 2.3. Ограждать места производства путевых работ и съемных подвижных единиц, обеспечивать их сохранность.
ПК 2.4. Осуществлять контроль над состоянием проходящих поездов.
ПК 2.5. Закреплять стоящие на путях вагоны и составы тормозными башмаками (тормозными устройствами) в соответствии с нормами, установленными техническо-распорядительным актом станции, снимать и убирать тормозные башмаки (тормозные устройства), контролировать их исправность.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
972
648
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
316
226
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать технические чертежи;знать:основные правила построения чертежей и схемОП.01. Техническое черчениеOK 1-7ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.5
уметь:производить расчет параметров электрических цепей;собирать электрические схемы и проверять их работу;знать:методы преобразования электрической энергии, сущность физических процессов, проходящих в электрических и магнитных цепях, порядок расчета их параметровОП.02. ЭлектротехникаOK 1-7ПК 1.2ПК 1.3ПК 1.5ПК 2.2ПК 2.3ПК 2.5
уметь:находить и использовать необходимую экономическую информацию;ОП.03. Основы экономикиOK 1-7ПК 1.1-1.4ПК 2.1-2.2
знать:механизм ценообразования на транспортные услуги, формы оплаты труда в современных условиях
уметь:пользоваться нормативными и правовыми документами;знать:основные положения Конституции Российской Федерации, права и свободы человека, гражданина, механизм их реализацииОП.04. Основы праваOK 1-7ПК 2.1
уметь:применять безопасные приемы труда, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему;знать:безопасные приемы труда на рабочем месте;правила производственной санитарии и гигиены труда в сфере профессиональной деятельности;электробезопасность;пожарную безопасностьОП.05. Охрана трудаOK 1-7ПК 1.1-1.5ПК 2.1-2.5
уметь:классифицировать организационную структуру управления на железнодорожном транспорте;классифицировать технические средства и устройства железнодорожного транспорта; знать:организационную структуру, основные сооружения и устройства;систему взаимодействия подразделений железнодорожного транспорта;применять безопасные приемы труда, оказывать первую помощь пострадавшимОП.06. Общий курс железных дорогOK 1-7ПК 1.1-1.5ПК 2.1-2.5
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим; знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
34
ОП.07. Безопасность жизнедеятельностиOK 1-7ПК 1.1-1.5ПК 2.1-2.5
П.00Профессиональный учебный цикл
564
376
ПМ.00Профессиональные модули
564
376
ПМ.01Приготовление маршрутов движения с пульта управления поста централизации и пульта местного управленияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:МДК.01.01. Организация работы железнодорожных станцийOK 1-7ПК 1.1-1.5
иметь практический опыт:подготовки маршрутов движения с пульта управления поста централизации и пульта местного управления;уметь:переводить централизованные и нецентрализованные стрелки, управлять сигналами с пульта поста централизации и пульта местного управления;контролировать правильность приготовления маршрутов по показаниям приборов управления;подавать звуковые и видимые сигналы при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы;проверять свободность пути;знать:устройство и техническое оснащение железнодорожных станций;техническо-распорядительный акт станции, технологический процесс работы станции;устройство и эксплуатацию стрелочных переводов;устройство и эксплуатацию средств сигнализации, централизации и связи;основные принципы организации эксплуатационной, грузовой и коммерческой работы железных дорогМДК.01.02. Устройство и эксплуатация стрелочных переводов, сигнализации, централизации, блокировки и связи
ПМ.02Обеспечение безопасности движения поездов в обслуживаемом маневровом районеВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:обеспечения безопасности движения в обслуживаемом районе;уметь:руководствоваться при выполнении работ документами, регламентирующими работу станции, правилами технической эксплуатации и инструкциями;оценивать возможные нестандартные ситуации в обеспечении и обслуживании движения поездов и маневровой работе и принимать меры по предупреждению и устранению таких ситуаций в соответствии с правилами технической эксплуатации и инструкциями;работать в условиях нарушения нормальной работы устройств сигнализации, централизации и блокировки;ограждать места производства путевых работ;осуществлять контроль за проходящими поездами;закреплять подвижной состав;соблюдать регламент переговоров при выполнении работ;выполнять маневровую работу с опасными грузами;знать:техническо-распорядительный акт и технологический процесс работы станции;правила технической эксплуатации и инструкции;правила перевозки опасных грузов;особенности работы станции в зимних условияхМДК.02.01.Безопасность движения на железнодорожном транспортеOK 1-7ПК 2.1-2.5
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
92
46
ОК 2ОК ЗОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
270
180
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1242
828
УП.00Учебная практикаOK 1-7ПК 1.1-1.5ПК 2.1-2.5
ПП.00Производственная практика
16 нед.
576
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
23 нед.
Учебная практика
16 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули
в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;