V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава городского наземного электротранспорта.
ПК 1.1. Проводить техническое обслуживание оборудования трамваев и троллейбусов в установленные сроки, используя необходимые слесарные инструменты, контрольно-измерительные приборы и подъемно-транспортные механизмы.
ПК 1.2. Выявлять неисправности оборудования и механизмов подвижного состава, проводить необходимый ремонт.
ПК 1.3. Проводить испытания отремонтированного оборудования, узлов и механизмов.
ПК 1.4. Обслуживать электроустановки городского наземного электротранспорта.
ПК 1.5. Организовывать рабочее место с соблюдением правил внутреннего распорядка транспортной организации и вести необходимую документацию.
5.2.2. Выполнение электрогазосварочных работ.
ПК 2.1. Производить сборку изделий, сварку, наплавку дефектов.
ПК 2.2. Выполнять машинную кислородную резку.
ПК 2.3. Соблюдать требования охраны труда, правила электробезопасности и оказывать первую (доврачебную) помощь при поражении электрическим током.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 972 | 648 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 368 | 260 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:анализировать производительность труда и способы ее повышения;улучшать качество выполняемых работ;защищать свои права в соответствии с законодательством;знать:особенности экономической деятельности транспортной организации;принципы оплаты труда рабочих | ОП.01. Основы экономических знаний | ОК 1 - 7ПК 1.5 | |||
уметь:соблюдать правила охраны труда при эксплуатации наземного электротранспорта;предупреждать и тушить пожар;знать:инструкции по охране труда при проведении технического обслуживания подвижного состава и производстве ремонтных работ неисправного подвижного состава;инструкции по производственной санитарии и личной гигиене;правила электробезопасности;правила пожарной безопасности и средства пожаротушения | ОП.02. Охрана труда | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.3 | |||
уметь:выбирать необходимый инструмент для основных видов слесарных работ: разметки, рубки, правки, резки, опиливания, сверления, зенкования, развертывания, нарезания резьбы, клепки, распиливания, шабрения, притирки, лужения, пайки и склеивания;организовывать рабочее место слесаря;знать:слесарный и измерительный инструмент;виды ремонта и методы его организации;стандартные детали;допуски и посадки;факторы, влияющие на износ деталей, методы их восстановления | ОП.03. Слесарное дело | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5 | |||
уметь:читать чертежи изделий средней сложности;выполнять эскизы деталей и простых узлов;читать электрические, кинематические и пневматические схемы;знать:правила выполнения различными способами чертежей, эскизов, технических рисунков | ОП.04. Черчение | ОК 1 - 7ПК 1.2 - 1.4 | |||
уметь:рассчитывать основные параметры простых электрических и магнитных цепей;составлять простые электрические и магнитные цепи;знать:основные законы электротехники;сущность физических процессов, протекающих в электрических и магнитных цепях;порядок расчета параметров электрических и магнитных цепей;способы подключения электроизмерительных приборов | ОП.05. Основы электротехники | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1ПК 2.2 | |||
уметь:графически изобразить кинематические схемы;знать:основные понятия механики, законы Ньютона, статические и динамические нагрузки;механизмы передачи вращательного движения | ОП.06. Основы технической механики | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3 | |||
уметь:определять возможности и назначение материалов, сплавов, пластмасс, смазочных материалов в зависимости от марки;знать:основные сведения о металлах, сплавах и пластмассах;способы обработки конструкционных материалов;электротехнические материалы;меры защиты металлов от коррозии | ОП.07.Материаловедение | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1ПК 2.2 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на военную службу в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 36 | ОП.08. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.3 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 516 | 344 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 516 | 344 | ||
ПМ.01 | Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава городского наземного электротранспортаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения технического обслуживания оборудования трамваев и троллейбусов;обнаружения неисправностей и ремонте основных узлов оборудования трамваев и троллейбусов;использования подъемно-транспортных механизмов и универсальных приспособлений;проведения испытаний отремонтированного оборудования;уметь:разбирать и собирать основные узлы оборудования трамваев и троллейбусов;устранять выявленные неисправности;заполнять дефектные ведомости;читать техническую документацию;проводить необходимые измерения контрольно-измерительными приборами;изготовлять детали из сортового материала;прокладывать и сращивать провода и кабели;знать:технические характеристики всех видов городского наземного электротранспорта;устройство и назначение основных узлов оборудования трамваев и троллейбусов;правила технической эксплуатации городского электротранспорта;возможные неисправности и методы их обнаружения;устройство и правила обслуживания электроустановок до 1000 В (III группа по электробезопасности);устройство и внутренний распорядок работы транспортной организации;виды технического обслуживания и сроки их проведения;технические условия на испытание отремонтированного оборудования | МДК.01.01. Виды, устройство, техническое обслуживание и ремонт городского наземного электротранспорта | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5 | ||
ПМ.02 | Выполнение электрогазосварочных работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:подготовки изделий под сварку различных видов;производства сварки и резки деталей средней сложности;выполнения наплавки простых и средней сложности деталей, механизмов, конструкций;уметь:выполнять сборку изделий под сварку в сборочно-сварочных приспособлениях и прихватками;организовывать правильное хранение газовых баллонов и подготавливать их к работе;зачищать швы после сварки, выявлять дефекты сварных швов и устранять их;знать:общие теоретические сведения о процессах сварки, резки и наплавки;правила подготовки изделий под сварку;виды баллонов для сжатых и сжиженных газов, давление, емкости, окраску, надписи, правила безопасности при их подготовке, обслуживании и эксплуатации;устройство, основные характеристики и режимы работы применяемого оборудования, правила его обслуживания и управления;материалы, применяемые для различных видов сварки, резки и наплавки;технологию изготовления сварных изделий;основные метрологические термины и определения, назначение и краткую характеристику измерений, выполняемых при сварочных работах;меры безопасности при выполнении работ | МДК.02.01. Основы теории и технология сварки и резки металлов | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.3 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 88 | 44 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1188 | 792 | |||
УП.00 | Учебная практика | 17 нед. | 612 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.3 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 22 нед. |
Учебная практика | 17 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;