Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 673 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 270843.02 Электромонтажник по сигнализации, централизации и стр. 2

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
OK 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)*(2).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Выполнение работ по монтажу оборудования, аппаратуры и приборов систем сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитания.
ПК 1.1. Подготавливать места установки оборудования, аппаратуры и приборов систем сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитания.
ПК 1.2. Выполнять работы по установке и монтажу линейных сооружений, оборудования, аппаратуры и приборов систем сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитания.
5.2.2. Проведение пусконаладочных работ при установке технических средств сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитания.
ПК 2.1. Проводить пусконаладочные работы при установке технических средств системы сигнализации.
ПК 2.2. Проводить пусконаладочные работы при установке технических средств системы централизации.
ПК 2.3. Проводить пусконаладочные работы системы блокировки и оборудования охранного освещения.
ПК 2.4. Проводить пусконаладочные работы источников основного и резервного электропитания.
ПК 2.5. Диагностировать системы и комплексы технических средств сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитания.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
434
296
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать чертежи, проекты, структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;знать:требования единой системы конструкторской документации;виды нормативно-технической документации;виды чертежей, проектов, структурных, монтажных и простых принципиальных электрических схем;правила чтения технической и технологической документации оборудования электросвязи и проводного вещания;основы компьютерного моделирования простых структурных, монтажных и принципиальных электрических схемОП.01. Инженерная графикаОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.5
уметь:составлять простые измерительные схемы;подключать электроизмерительные приборы;контролировать качество выполняемых работ;производить расчет различных параметров цепей;производить контроль различных параметров цепей;знать:основные законы электротехники;общие сведения об электросвязи и радиосвязи;методы расчета электрических цепей;основные сведения об электроизмерительных приборахОП.02. Основы электротехникиОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.5
уметь:применять материалы при выполнении работ;знать:общие сведения о строении материалов;общие сведения о полупроводниковых, проводниковых, диэлектрических и магнитных материалах и изделиях;сведения об электромонтажных изделиях;назначение, виды и свойства материаловОП.03. Основы электроматериаловеденияОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.5
уметь:определять параметры элементов схем;работать с выпрямителями;рассчитывать параметры контуров по резонансной характеристике;знать:классификацию видов сигналов, их спектры;кодирование сигналов и преобразование частоты;виды нелинейных преобразований сигналов в радиотехнике;классификацию видов модуляции;общие сведения о распространении радиоволн;основные сведения о полупроводниковых приборах, выпрямителях, колебательных системах, антеннах; усилителях, генераторах электрических сигналов;принцип распространения сигналов в длинных линиях;сведения о волоконно-оптических линияхОП.04. Основы радиоэлектроникиОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.5
уметь:использовать в профессиональной деятельности информационные технологии как средство автоматизации производственного процесса;работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности;знать:способы подключения средств информационных технологий;особенности применения системных программных продуктовОП.05. Информационные технологии в профессиональной деятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.5
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определятьсреди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях,в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.06. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.5
П.00Профессиональный учебный цикл
350
240
ПМ.00Профессиональные модули
350
240
ПМ.01Выполнение работ по монтажу оборудования, аппаратуры и приборов систем сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитанияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:участия в обследовании объекта, подлежащего оборудованию аппаратурой сигнализации, централизации и блокировки;установки и монтажа линейных сооружений, аппаратуры сигнализации, видеонаблюдения, оповещения, пожаротушения, дымоудаления, систем централизации и блокировки, оборудования охранного освещения, источников основного и резервного электропитания;уметь:пользоваться планом-схемой и строительными чертежами объекта;определять категорию объекта и проверять инженерные сооружения, техническую укрепленность коммуникаций, выявлять уязвимые места;выбирать варианты охраны объекта и технические средства сигнализации;выбирать типы кабелей связи по заданным параметрам;выполнять работы по монтажу линейно-кабельных сооружений проводных и волоконно-оптических систем передачи;определять строительную длину кабелей связи перед прокладкой (с наличием проекта и без него);прокладывать провода и кабели для осветительных и сигнальных сетей всех типов и видов;выполнять монтаж и заряжать электроустановочные изделия;собирать и проверять электрические схемы перед включением;определять параметры электрической сети;устанавливать и заменять аппараты защиты электрической сети;устанавливать оконечные кабельные устройства, механизмы для структурированных сетей, оптические коммутационные полки;присоединять провода в коробах и боксах;работать со специальными инструментами и приспособлениями;устанавливать соединительные коробки, изоляторы короткого замыкания, релейные модули, адресные расширители, усилители тока, информационные панели, блоки индикации, контроллеры;выполнять монтаж систем охранной сигнализации;выполнять монтаж извещателей;выполнять монтаж контрольных панелей, клавиатур, сигнально-пусковых блоков и модулей, контроллеров систем централизации и блокировки;использовать в трудовой деятельности средства механизации и автоматизации производственного процесса;выполнять монтаж станционной аппаратуры и устройств основного и резервного электропитания;выполнять работы по присоединению приборов системы безопасности к источникам основного электропитания;выполнять защитное заземление, зануление и защитное отключение;знать:цели и задачи обследования объектов, подлежащих оборудованию аппаратурой систем сигнализации;этапы обследования объекта и номенклатуру работ, выполняемых на каждом этапе обследования;содержание рабочей документации, оформляемой по результатам обследования объекта;структуру предприятия;методику выбора вариантов охраны объекта;сведения об электроснабжении и заземлении установок сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, контроля доступа, охранного телевидения, блокировки и централизации;устройство и основное оборудование осветительных установок;технологию работ по монтажу электропроводок;технологию работ по монтажу линейно-кабельных сооружений для установок сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, контроля доступа, охранного телевидения, блокировки и централизации;устройство и технологию работ по монтажу приемно-контрольных приборов;системы контроля доступа и технологию работ по монтажу приборов и аппаратуры систем централизации и исполнительных устройств;системы и технологию работ по монтажу систем охранного телевиденияМДК.01.01. Основы выполнения работ по монтажу оборудования, аппаратуры и приборов систем сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитанияОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2
ПМ.02Проведение пусконаладочных работпри установке технических средствсигнализации, централизации и блокировки,источников основного и резервногоэлектропитанияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения пусконаладочных работ смонтированного оборудования технических средств систем безопасности;эксплуатации смонтированного оборудования технических средств систем безопасности;диагностики и мониторинга технических средств систем безопасности;обслуживания источников основного и резервного электропитания;уметь:проверять в процессе технического обслуживания состояние монтажа, крепления и внешний вид аппаратуры, срабатывание извещателей и работоспособность приборов приемно-контрольных устройств, работоспособность оповещателей;выполнять настройку и регулировку технических средств систем безопасности;вести эксплуатационно-техническую документацию;выполнять электрические измерения параметров технических средств при выполнении регламентных работ;соблюдать периодичность, технологическую последовательность и методику выполнения регламентных работ;анализировать причины отказов и неисправностей средств и принимать меры, исключающие их повторение;осуществлять мониторинг состояния оборудования;проверять систему сигнализации по зонам;проводить испытания средств контроля электрических цепей блокировки;проводить испытания средств контроля системы централизации;проводить испытания средств контроля системы сигнализации;проверять автоматическое переключение электропитания с основного источникана резервный;осуществлять мониторинг состояния оборудования;выполнять работы по обслуживанию систем видеонаблюдения;осуществлять диагностику системных ресурсов, проверять дисковые массивы на наличие ошибок и переполнение;проверять системные параметры и настройки специализированного программного обеспечения;осуществлять диагностику и прочистку;осуществлять диагностику кабельных трасс, систем вентиляции, охлаждения и питания видеокамер и объективов;выполнять работы по обслуживанию систем контроля доступа;осуществлять мониторинг и администрирование системы централизации;проверять исправность соединительных шлейфов, электрических цепей и цепей управления;проверять считыватели карт, кнопки, магнитно-контактные датчики, электромеханические замки;проверять состояние аппаратно-программного комплекса;проверять систему биометрического считывания отпечатка пальца;проверять систему резервного электропитания;заряжать аккумуляторные батареи и измерять напряжение до и после зарядки;устанавливать устройство защитного отключения для защиты низковольтных сетей и модулей контроля разряда аккумуляторов;знать:порядок приемки в эксплуатацию установок технических средств сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитания;требования ГОСТ по приемке в эксплуатацию установок сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, контроля доступа, охранного телевидения, инженерной автоматики и централизации;методику проведения пуско-наладочных работ и правила составления актов;порядок организации гарантийного и послегарантийного обслуживания установок технических средств сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитания;типы и виды регламентных работ и правила их проведения при обслуживании технических средств сигнализации, централизации и блокировки, источникам основного и резервного электропитания;организацию и порядок проведения работ по диагностике и мониторингу технических средств систем безопасности;назначение и сущность операций, выполняемых при диагностике и мониторинге технических средств систем безопасности;правила устройства электроустановок;основные источники электропитания установок сигнализации, централизации и блокировки и требования к ним;схемы присоединения установок сигнализации, централизации и блокировки к щитам дежурного освещения (или других, установленных заказчиком);понятие источников резервного и резервированного электропитания и их классификацию;химические источники электропитания, их классификацию, основные параметры, типы и марки;основные неисправности источников электропитания и способы их устранения;устройство блоков защиты линии от высокого напряжения, тока утечки и разряда аккумулятора;принцип работы защитного заземления, зануления и требования к заземлению установок сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитания;назначение, применение, принцип действия защитного отключения и схемы включения защитных устройств в электросетьМДК.02.01. Технология проведенияпусконаладочных работ при установке технических средств сигнализации и блокировки, источников основного и резервного электропитанияМДК.02.02. Технология проведения пусконаладочных работ при установке технических средств централизации и телеметрического контроляОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.5
ФК.00Физическая культурауметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.5
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.