Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 677 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 270835.02 Бригадир-путеец" стр. 2

4.3.1. Выполнение работ средней сложности по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути и наземных линий метрополитена.
4.3.2. Выполнение работ средней сложности по ремонту искусственных сооружений.
4.3.3. Контроль состояния верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений.
4.3.4. Обеспечение безопасности движения поездов при производстве путевых работ.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Выполнение работ средней сложности по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути и наземных линий метрополитена.
ПК 1.1. Осуществлять технологический процесс по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути и наземных линий метрополитена.
ПК 1.2. Применять контрольно-измерительный инструмент для измерения параметров рельсовой колеи.
ПК 1.3. Применять путевой электрический и пневматический инструмент для выправки пути.
ПК 1.4. Осуществлять регулировки гидравлическими разгоночными и рихтовочными приборами в соответствии с нормативно-технической документацией.
5.2.2. Выполнение работ средней сложности по ремонту искусственных сооружений.
ПК 2.1. Осуществлять технологический процесс по ремонту искусственных сооружений.
ПК 2.2. Применять электрический и ручной инструмент при проведении ремонтных работ.
5.2.3. Контроль состояния верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений.
ПК 3.1. Осуществлять наблюдение за состоянием верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений.
ПК 3.2. Осуществлять наблюдение за состоянием контактной сети, линий связи, сигналов подвижного состава и грузов в проходящих поездах.
ПК 3.3. Ограждать места, угрожающие безопасности и непрерывности движения поездов.
ПК 3.4. Производить путевые работы, не требующие участия монтеров пути и других рабочих.
5.2.4. Обеспечение безопасности движения поездов при производстве путевых работ.
ПК 4.1. Установка и снятие путевых и сигнальных знаков.
ПК 4.2. Обеспечивать безопасное движение поездов по месту проведения путевых работ.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего
максимальной
учебной
нагрузки
обучающегося
(час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды
формируемых
компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
440
302
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:выбирать инструмент для выполнения слесарных операций;составлять технологическую последовательность слесарных работ;применять теоретические знания по электротехнике;применять оборудование с электроприводом;составлять технологическую последовательность электромонтажных работ;применять теоретические знания по технической механике, гидравлике;знать:виды и приемы выполнения слесарных операций;названия электротехнических приборов и электрических машин, устройство, область их применения;условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;приемы выполнения электромонтажных работ;основы технических измерений;виды измерительных средств;систему допусков и посадок;квалитеты и параметры шероховатости;основные сведения из технической механики;основные сведения о гидравлике и гидросистемахОП.01. Основы слесарных и электромонтажных работОК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1ПК 2.2ПК 3.1ПК 3.2ПК 3.4ПК 4.1ПК 4.2
уметь:различать по типам и маркам путевые машины и механизмы;знать:машины и механизмы, применяемые при ремонте и текущем содержании пути;классификацию путевых машин и механизмов;назначение путевых машин и механизмовОП.02. Путевые машины и механизмыОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.2
уметь:ориентироваться в видах деятельности организаций железнодорожного транспорта;определять тип рельсов;определять вид промежуточных и стыковых скреплений;знать:основные организации железнодорожного транспорта и их назначение;общее устройство пути;основные элементы пути, их назначение;взаимодействие элементов пути и подвижного составаОП.03. Общий курс железных дорог. Путь и путевое хозяйствоОК 1 - 7ПК 1.1
уметь:производить проверку габаритных расстояний;применять в дневное и ночное время ручные и звуковые сигналы;ограждать места препятствий для движения поездов;знать:основные положения правил технической эксплуатации и инструкций;общие обязанности работников железнодорожного транспорта;габариты приближения строений подвижного состава;сигнальные значения светофоров, сигналов ограждения, ручных и звуковых сигналов, места их установкиОП.04. Правила технической эксплуатации железных дорогОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.2
уметь:применять чертеж, технический рисунок или эскиз;читать схемы, рабочие и сборочные чертежи по профессии;пользоваться необходимой справочной литературой;пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;знать:требования ГОСТ, предъявляемые к оформлению рабочих и сборочных чертежей;назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах;правила чтения схем, рабочих и сборочных чертежейОП.05. Техническая графикаОК 1 - 7ПК 1.1ПК 2.1
уметь:ориентироваться в экономике организаций железнодорожного транспорта;определять нормы времени и выработки;применять экономические знания в профессиональной деятельности;знать:структуру российской экономики;сущность рыночных отношений;экономические принципы деятельности организаций железнодорожного транспорта;перспективы развития железнодорожного транспортаОП.06. Основы экономики организацииОК 1 - 7
уметь:выбирать материалы для профессиональной деятельности;определять основные свойства материалов по маркам;расшифровать марки материалов;знать:наименование, маркировку и основные механические свойства обрабатываемых материалов;электротехнические материалы;строительные материалы;виды абразивных инструментов;назначение и свойства охлаждающих и смазывающих жидкостей, моющих составов для металлов, припоев, флюсов, протрав;технические требования на основные материалы и полуфабрикатыОП.07. МатериаловедениеОК 1 - 7ПК 1.1ПК 2.1ПК 3.4
уметь:соблюдать правила безопасности и нормы производственной санитарии;организовывать безопасные условия работы на железнодорожных путях;оказывать первую медицинскую помощь;знать:правила защиты обслуживающего персонала от действия электрического тока;правила пожарной безопасности;меры безопасности при нахождении и производстве работ на железнодорожных путях;способы оказания первой медицинской помощиОП.08. Охрана трудаОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.2
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.09. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.2
П.00Профессиональный учебный цикл
344
234
ПМ.00Профессиональные модули
344
234
ПМ.01Выполнение работ средней сложности по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути и наземных линий метрополитенаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути и наземных линий метрополитена;уметь:крепить рельсы к деревянным и железобетонным шпалам;производить путевые работы по одиночной замене элементов верхнего строения звеньевого и бесстыкового пути вручную и с применением механизированного путевого инструмента;осуществлять резку рельсов рельсорезными станками, прикрепление подкладок к железобетонным шпалам, сверлить отверстия в рельсах электросверлильными станками;производить регулировку положения рельсошпальной решетки в плане гидравлическими рихтовщиками;измерять положение рельсовых нитей по ширине колеи и уровню;производить монтаж и демонтаж настила переезда, изолированных стыков;осматривать стрелочный перевод и производить работы по одиночной замене дефектных деталей скреплений;производить ремонт рельсовой цепи автоблокировки;знать:нормы содержания пути с деревянными и железобетонными шпалами, плитами и блоками, рельсовой цепи автоблокировки;путевые и сигнальные знаки, устройство верхнего строения пути и земляного полотна, требования по их эксплуатации;правила производства работ по монтажу, демонтажу конструкций верхнего строения пути;измерять положение рельсовых нитей по ширине колеи и уровню на участках с деревянными и железобетонными шпалами;правила эксплуатации электрорельсорезных, электросверлильных станков и путевого ручного, электрического и пневматического инструмента;способы строповки рельсов, пакетов шпал, брусьев и контейнеров со скреплениями;правила регулировки рельсошпальной решетки в плане на участках с деревянными и железобетонными шпаламиМДК.01.01. Устройство, ремонт и текущее содержание конструкций верхнего строения пути и наземных линий метрополитенаОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4
ПМ.02Выполнение работ средней сложности по ремонту искусственных сооруженийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:по ремонту искусственных сооружений;уметь:производить осмотр искусственного сооружения;производить работы по ремонту средней сложности искусственных сооружений;различать виды искусственных сооружений по внешнему виду и их назначению;знать:виды, устройство и назначение искусственных сооружений;основы эксплуатации искусственных сооружений;виды встречающихся неисправностей, причины их появления, методы предотвращения и способы устранения;условия продолжительной службы искусственных сооружений;систему ухода за искусственными сооружениями и их ремонтаМДК.02.01. Устройство, ремонт и содержание искусственных сооруженийОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.2
ПМ.03Контроль состояния верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооруженийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:по проведению осмотров верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений;уметь:предупреждать и выявлять неисправности пути, земляного полотна и искусственных сооружений;устранять неисправности пути и искусственных сооружений, не требующие участия монтеров пути и других рабочих;ограждать место препятствия для движения поездов;пользоваться средствами связи;принимать меры по остановке поездов при необходимости;знать:правила технической эксплуатации железных дорог по кругу своих обязанностей;устройство, назначение и требования к содержанию верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений;основные неисправности железнодорожного пути;условия пропуска поездов при обнаружении неисправности путиМДК.03.01. Организация осмотра верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооруженийОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.4
ПМ.04Обеспечение безопасности движения поездов при производстве путевых работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:по ограждению мест производства путевых работ;уметь:устанавливать и снимать переносные сигналы и сигнальные знаки, обеспечивая их сохранность;контролировать состояние проходящих поездов;подавать звуковые и видимые сигналы при выполнении путевых работ, приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровых работ;пользоваться средствами связи;закреплять, снимать и убирать тормозные устройства, контролировать их исправность;знать:схемы ограждения мест производства работ на перегоне и станции;значение переносных, ручных и звуковых сигналов, сигнальных знаков;правила пользования средствами связи;принцип работы тормозных устройств и правила их эксплуатации;расположение, устройство стрелочных переводов, правила их перевода курбелемМДК.04.01. Ограждение мест производства путевых работ и пропуск поездовОК 1 - 7ПК 4.1 - 4.2
ФК.00Физическая культурауметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.2
ПП.00Производственная практика
ПА. 00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.