Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 833 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 151019.01 Часовщик-ремонтник" стр. 2

4.3.1. Выявление неисправностей, ремонт и регулировка механических часов при индивидуальном и операционном ремонте.
4.3.2. Выявление неисправностей, ремонт и регулировка кварцевых и электронных часов.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Выявление неисправностей, ремонт и регулировка механических часов при индивидуальном и операционном ремонте.
ПК 1.1. Производить осмотр и выявлять причины, вызывающие нарушение боя и хода часов, и других неисправностей.
ПК 1.2. Изготавливать и ремонтировать несложные детали, подбирать и подгонять новые сборочные единицы и детали ремонтируемых часов; регулировать и отлаживать их взаимодействие.
ПК 1.3. Осуществлять индивидуальный ремонт механических часов различной конструкции.
ПК 1.4. При операционном ремонте: производить разборку, чистку, сборку узлов и механизмов часов, а также проверку собранных часов.
5.2.2. Выявление неисправностей, ремонт и регулировка кварцевых и электронных часов.
ПК 2.1. Производить осмотр и выявлять неисправности элементов электронных блоков, в микросхемах, электрических схемах электронных часов.
ПК 2.2. Производить замену, промывку и смазку отдельных деталей и микросхем электронных и кварцевых часов.
ПК 2.3. Производить разборку, ремонт, регулировку и сборку электронных часов различной конструкции.
ПК 2.4. Осуществлять разборку, ремонт, регулировку генераторов, резонаторов и сборку кварцевых часов под руководством часовщика более высокой квалификации.
ПК 2.5. Осуществлять проверку точности хода электронных и кварцевых часов, устанавливать точное время и контролировать качество отремонтированных часов с помощью приборов.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего
максимальной
учебной
нагрузки
обучающегося
(час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды
формируемых
компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
810
540
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
285
190
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:выполнять механические испытания образцов материалов;использовать физико-химические методы исследования металлов;пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;знать:основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;основные сведения о металлах и сплавах;основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию.ОП.01. Основы материаловеденияОК 1-7ПК 1.1-2.5
уметь:читать и оформлять чертежи, схемы и графики;составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;пользоваться справочной литературой;пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежам и определять годность заданных действительных размеров;знать:основы черчения и геометрии;требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей;способы выполнения рабочих чертежей и эскизов.ОП.02. Техническая графикаОК 1-7ПК 1.1-2.5
уметь:анализировать техническую документацию;определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации;выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров;определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам;применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;знать:систему допусков и посадок;квалитеты и параметры шероховатости;основные принципы калибровки сложных профилей;основы взаимозаменяемости;методы определения погрешностей измерений;основные сведения о сопряжениях в машиностроении;размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей;стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;наименование и свойства комплектуемых материалов;устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов;методы и средства контроля обработанных поверхностей.ОП.03. Технические измеренияОК 1-7ПК 1.1-2.5
уметь:находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;знать:общие принципы организации производственного и технологического процесса;механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли.ОП.04. Основы экономикиОК 1-7ПК 1.1-2.5
уметь:читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;использовать в работе электроизмерительные приборы;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;знать:единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;свойства постоянного и переменного электрического тока;принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;свойства магнитного поля;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;аппаратуру защиты электродвигателей;методы защиты от короткого замыкания;заземление, зануление.ОП.05. Основы электротехникиОК 1-7ПК 1.1-2.5
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.ОП.06. Безопасность жизнедеятельностиОК 1-7ПК 1.1-2.5
П.00Профессиональный учебный цикл
525
350
ПМ.00Профессиональные модули
525
350
ПМ.01Выявление неисправностей, ремонт и регулировка механических часов при индивидуальном и операционном ремонтеВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:осмотра и выявления причин, вызывающих нарушение боя и хода часов, и других неисправностей;изготовления и ремонта несложных деталей (вала барабана, переводного рычага, секундного колеса);индивидуального ремонта механических часов будильников крупногабаритных, часов механических без боя, часов наручных нормального калибра, часов настенных механических с четвертным боем;операционного ремонта по отладке, наладке и пуску хода;полировки осей баланса и типов, ремонта колес, контроля собранных часов, доводки стальных деталей механизма;сборки ремонтуара;установки периода колебаний;правки баланса, камней;сборки ангренажа;проверки собранных часов:будильников крупногабаритных и часов механических без боя, часов наручных механических нормального и малого калибра, карманных несложной конструкции;МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт механических часовОК 1-6ПК 1.1-1.4
уметь:обнаруживать дефекты механических часов;изготавливать отдельные детали механических часов (деталей вала барабана, переводного рычага, секундного колеса, винтов, осей баланса);заменять, подгонять сборочные единицы и детали ремонтируемых часов и отлаживать их взаимодействие;производить индивидуальный ремонт часов;производить разборку, чистку, ремонт и сборку узлов часов;проверять собранные часы;знать:устройство часов, назначение и взаимодействие сборочных единиц;основные неисправности механических часов, технологию их обнаружения и устранения;правила термической обработки изготовляемых деталей;правила выполнения токарных операций;правила выполнения фрезерных работ;порядок нанесения гальванического покрытия и выполнения пассивирования;последовательность разборки и сборки ремонтируемых механических часов при индивидуальном ремонте;последовательность сборки часов несложной конструкции при операционном ремонте;правила проверки отремонтированных часов.
ПМ.02Выявление неисправностей, ремонт и регулировка кварцевых и электронных часовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:осмотра и обнаружения неисправностей элементов электронных блоков, в микросхемах, электрических схемах электронных часов;замены, промывки и смазки отдельных деталей и микросхем электронных и кварцевых часов (замены элементов питания, стекол, корпусов, оси крепления ремешка (браслета), предохранителей электронных и кварцевых часов, микросхем, резисторов и резонаторов;ремонта кнопок управления, устранения неисправностей контактов, промывки и смазки механических деталей);разборки, ремонта, регулировки и сборки электронных часов различной конструкции;ремонта, регулировки генераторов, резонаторов, разборки и сборки кварцевых часов под руководством часовщика более высокой квалификации;проверки точности хода электронных и кварцевых часов;установки точного времени;контроля качества отремонтированных часов спомощью приборов;уметь:определять причины неисправностей в микросхемах и электрических схемах электронных и кварцевых часов;производить замену элементов питания, стекол, корпусов, ушек, предохранителей и других деталей электронных и кварцевых часов, микросхем, резисторов и резонаторов;производить ремонт и замену шнура и штепсельной вилки;ремонтировать кнопки управления и устранять неисправности контактов;промывать и смазывать механические детали часов;производить ремонт, регулировку и сборку электронных часов;выявлять неисправности элементов электронных блоков на специальном стенде и производить их замену;выявлять неисправности в электрических схемах с сигнальным устройством и в микросхемах электронных часов;разбирать, ремонтировать, регулировать генераторы, резонаторы и собирать кварцевые часы под руководством часовщика более высокой квалификации;регулировать ход часов демпфером с изменением длины спирали на специальных стендах и приборах;проверять точность хода электронных и кварцевых часов по приборам;контролировать качество отремонтированных часов с помощью приборов;устанавливать точное время;знать:устройство, принцип работы, классификацию электронных и кварцевых часов различных марок;виды неисправностей электронных и кварцевых часов различных марок, порядок их обнаружения и устранения;характеристики отдельных элементов часов и элементов электронных блоков;технологию замены элементов питания, стекол, корпусов, оси крепления ремешка (браслета), предохранителей и других деталей электронных и кварцевых часов, микросхем, резисторов и резонаторов;порядок ремонта и замены шнура и штепсельной вилки;технологию ремонта кнопок управления и устранения неисправностей контактов;порядок смазки механических деталей ремонтируемых часов;последовательность и способы проведения разборки, ремонта и регулировки электронных часов;особенности ремонта настольных и наручных четырех- и шестиразрядных электронных часов;принципиальные схемы электронных блоков и технологию их восстановления;особенности разборки, ремонта, регулировки генераторов, резонаторов и сборки кварцевых часов;технические требования, предъявляемые к отремонтированным часам, порядок их соблюдения;устройство, назначение и классификацию приборов и стендов для определения точности и регулировки хода часов;технологию регулировки хода часов демпфером с изменением длины спирали на специальных стендах и приборах;правила определения точности хода электронных и кварцевых часов по приборам и установки точного времени.МДК.02.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт электронных и кварцевых часовОК 1-6ПК 2.1-2.4
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни.
57
38
ОК 2ОК 6
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1026
684
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1-7ПК 1.1-2.5
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
2 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
19 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
2 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;