Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 801 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 140446.02 Сборщик электрических машин и аппаратов" стр. 2

техническая документация.
4.3. Обучающийся по профессии 140446.02 Сборщик электрических машин и аппаратов готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Сборка электрических машин и аппаратов.
4.3.2. Контроль сборки электрических машин, аппаратов и приборов.
4.3.3. Испытание электрических машин, аппаратов и приборов.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)*(2).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Сборка электрических машин и аппаратов.
ПК 1.1. Выполнять расчёты и эскизы, необходимые при сборке электротехнических изделий.
ПК 1.2. Производить сборку узлов и изделий средней сложности с применением специальных приспособлений и инструментов.
ПК 1.3. Выполнять слесарную и механическую обработку деталей и узлов.
ПК 1.4. Выполнять обмотку элементов электрических машин средней сложности.
5.2.2. Контроль сборки электрических машин, аппаратов и приборов.
ПК 2.1. Производить пооперационный и выборочный контроль, приёмку электротехнических изделий, отдельных узлов и механизмов электрических машин и аппаратов средней сложности в соответствии с чертежами или техническими условиями.
ПК 2.2. Контролировать узлы и детали, поступающие на сборку, по чертежам с помощью специальных и универсальных контрольно-измерительных приборов, инструментов, приспособлений.
ПК 2.3. Оформлять техническую документацию на принятую и забракованную продукцию.
5.2.3. Испытание электрических машин, аппаратов и приборов.
ПК 3.1. Выполнять электрические, механические и термические испытания простых электрических машин, аппаратов и приборов в соответствии с техническими условиями.
ПК 3.2. Производить механическую и электрическую регулировку собранных приборов, машин и аппаратов.
ПК 3.3. Обнаруживать и устранять дефекты электрических и электромеханических приборов, машин и аппаратов.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
ИндексНаименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опытуВсего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)В т.ч. часов обязательных учебных занятийИндекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"864576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл354236
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;знать:общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;требования стандартов Единой системы конструкторской документации ЕСКД и Единой системы технологической документации ЕСТД к оформлению и составлению чертежей и схем.ОП.01. Техническое черчениеОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3
уметь:контролировать выполнение заземления, зануления;производить контроль параметров работы электрооборудования;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;знать:основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;типы и правила графического изображения и составления электрических схем;условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;способы экономии электроэнергии;правила сращивания, спайки и изоляции проводов;виды и свойства электротехнических материалов;правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.ОП.02. ЭлектротехникаОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.3
уметь:выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;читать кинематические схемы;знать:виды износа и деформации деталей и узлов;виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;назначение и классификацию подшипников;основные типы смазочных устройств;принципы организации слесарных работ;трение, его виды, роль трения в технике;устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики.ОП.03. Основы технической механики и слесарных работОК 2 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.2ПК 3.1 - 3.3
уметь:определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления;подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам;знать:виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве;виды прокладочных и уплотнительных материалов;виды химической и термической обработки сталей;классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;методы измерения параметров и определения свойств материалов;основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;основные свойства полимеров и их использование;способы термообработки и защиты металлов от коррозии.ОП.04.МатериаловедениеОК 2 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.2ПК 3.1 - 3.3
уметь:оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;использовать экобиозащитную и противопожарную технику;определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:виды и правила проведения инструктажей по охране труда;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;законодательство в области охраны труда;меры предупреждения пожаров и взрывов;нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;общие требования безопасности на территории организации и производственных помещениях;основные источники воздействия на окружающую среду;основные причины возникновения пожаров и взрывов;особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;права и обязанности работников в области охраны труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.ОП.05. Охрана трудаОК 1 - 7ПК 1.2 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.32ОП.06.Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.2 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3
П.00Профессиональный учебный цикл430300
ПМ.00Профессиональные модули430300
ПМ.01Сборка электрических машин и аппаратовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;проведения подготовительных работ для сборки электрических машин и аппаратов;сборки по схемам приборов, машин, аппаратов;обмотки элементов электрических машин;уметь:выполнять слесарную и механическую обработку в пределах различных классов точности и чистоты;выполнять такие виды работ, как пайка, лужение и другие;читать электрические схемы различной сложности;выполнять расчёты и эскизы, необходимые при сборке изделия;выполнять сборку электрических машин и обмотку элементов электрических машин;применять безопасные приемы выполнения слесарно-сборочных работ;знать:технологические процессы сборки электрических машин и обмотки элементов электрических машин;слесарные, слесарно-сборочные операции, их назначение;приемы и правила выполнения операций;рабочий (слесарно-сборочный) инструмент и приспособления, их устройство, назначение и приемы пользования;наименование, маркировку, свойства обрабатываемогоматериала;требования безопасности выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ.МДК.01.01. Технология сборки электрических машин, аппаратов и приборовОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4
ПМ.02Контроль сборки электрических машин, аппаратов и приборовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:заполнения технологической документации;работы с измерительными электрическими приборами, средствами измерений, стендами;уметь:проводить электрические измерения;осуществлять контроль выполнения слесарно-сборочных работ;проверять правильность сборки узлов и агрегатов электрических машин на соответствие чертежам, электрическим схемам, техническим условиям;знать:основные виды дефектов при выполнении слесарных и слесарно-сборочных работ;технические требования на выполнение данного вида работ;контроль качества сборки электрических машин, аппаратов и приборов;виды дефектов, способы их предупреждения и устранения;требования безопасности выполнения слесарно-сборочных работ;контрольно-измерительную технику;основные понятия об измерениях: стандартные приборы электротехнических измерений, назначение, принципы действия, характеристики;градуировку электроизмерительных приборов;правила заполнения технологической документации при проведении сборочных работ.МДК.02.01.Организация и технология контроля сборки электрических машин, аппаратов и приборовОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.3
ПМ.03Испытание электрических машин, аппаратов и приборовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения работ по испытанию электрических машин, аппаратов и приборов;механической и электрической регулировки приборов, электрических машин и аппаратов;уметь:устранять дефекты, обнаруженные при слесарно-сборочных работах;проводить испытания собранных приборов, машин и аппаратов;выполнять настройку и регулировку собранных приборов, машин и аппаратов;знать:порядок и технологию электрических, механических и термических испытаний в соответствии с техническими условиями;приёмы обнаружения дефектов сборки;приёмы устранения дефектов, обнаруженных при сборке.МДК.03.01.Организация и технология работ по испытанию электрических машин, аппаратов и приборовОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.3
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни.8040ОК 2ОК 3ОК 6
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)216144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС1080720
УП.00Учебная практика19 нед.684ОК 1 - 7ПК 1.2 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.