Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 182 | 128 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:распознавать и классифицировать материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;подбирать материалы по их назначению с учетом физико-механических свойств материалов;знать:ассортимент обувных материалов;классификацию и область применения различных материалов;особенности строения, назначения и свойства различных материалов;физико-механические свойства различных материаловспособы производства различных материалов | ОП.01. Основы материаловедения | OК 1 - 8ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.4ПК 5.1 - 5.3 | |||
уметь:классифицировать обувь, детали обуви, колодки; определять конструктивные особенности обуви; проводить обмер стоп;подбирать затяжные колодкисоблюдать правила техники безопасности, санитарии и гигиены труда;знать:историю развития конструкции обуви;классификацию обуви;антропометрию ноги: основные антропометрические точки и размерные признаки ноги;патологии и дефекты стопы;способы и методику обмера ноги, особенности обмера деформированной нижней конечности;биомеханику стоп (движение и работа стопы, изменение размеров стопы);отличие ортопедических колодок от стандартных;этапы технологии производства обуви;правила техники безопасности, санитарии и гигиены труда | ОП.02. Основы технологии производства изделий из кожи | OК 1 - 8ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.4ПК 5.1 - 5.3 | |||
уметь:применять нормативные документы по стандартизации в производственной деятельности;пользоваться материалами систем ГСС (Государственной системы стандартизации), ЕСКД (Единой системой конструкторской документации), ЕСТД (Единой системой технологической документации);обоснованно выбирать и применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;свободно читать и понимать документацию различных видов;знать:цели, задачи, принципы и методы стандартизации;категории и виды стандартов;организация работ по стандартизации в Российской Федерации;международные организации по стандартизации;экономическая эффективность стандартизацииосновы метрологии;объекты субъекты метрологии;средства и методы измерений;виды измерительных средств;методы определения погрешностей измерений;государственное обеспечение единства измерений | ОП.03. Основы стандартизации и технические измерения | OК 1 - 8ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.4ПК 5.1 - 5.3 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.04. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.4ПК 5.1 - 5.3 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 602 | 408 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 602 | 408 | ||
ПМ.01 | Раскрой и разруб обувных материаловВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:раскроя кож, текстильных и других материалов на детали верха;разруба различных материалов на детали низа обуви;выполнения операций по обработке деталей верха и низа обуви;уметь:рационально использовать обувные материалы при выкраивании и вырубании деталей обуви;выбирать схему раскроя;выполнять раскрой и разруб обувных материалов;обрабатывать детали верха и низа обуви;знать:эксплуатационные и технологические требования, предъявляемые к деталям верха и низа обуви;методы, системы и схемы раскроя материалов; факторы, влияющие на рациональное использование обувных материалов;сущность ручного и механического раскроя и разруба материалов;характеристику оборудования и инструментов, применяемых при раскрое и разрубе материалов и обработке деталей обуви;правила технической эксплуатации и безопасного обслуживания оборудования | МДК.01.01. Методика раскроя и разруба обувных материаловМДК.01.02. Способы обработки деталей обуви | OК 1 - 8ПК 1.1 - 1.4 | ||
ПМ.02 | Сборка заготовок верха обувиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:соединения деталей верха обуви с помощью ниточных и клеевых швов;обеспечения правильного расположения деталей в шве;выявления и устранения дефектов сборки заготовок верха обуви;уметь:выполнять однорядные, двухрядные и зигзагообразные строчки;пользоваться инструментами и оборудованием при соединении деталей верха обуви;предупреждать появление дефектов соединения деталей верха обуви, обнаруживать и устранять дефекты;знать:основные методы соединения деталей верха обуви, условия их использования;виды ниточных швов и требования к ним;виды клеевых швов и требования к ним;технологические нормативы выполнения операций;требования к выполняемым операциям;особенности сборки заготовок верха ортопедической обуви для различных патологий стопыназначение и характеристики инструментов и оборудования, применяемых при сборке заготовок верха обуви;дефекты сборки заготовок верха обуви | МДК.02.01. Способы сборки заготовок верха обуви | ОК 1 - 8ПК 2.1 - 2.2 | ||
ПМ.03 | Формование заготовок верха обувиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:подготовки заготовок верха, колодок, стелечных узлов к формованию;формования заготовок верха обуви обтяжно-затяжным способом на оборудовании и вручную;формования заготовок верха обуви беззатяжным и комбинированным способами;выявления и устранения дефектов формования заготовок верха обуви;уметь:выбирать способ формования заготовок верха обуви;выполнять затяжку заготовок верха обуви различных видов и методов крепления;использовать инструменты и оборудование при формования заготовок верха обуви;предупреждать появление дефектов формования заготовок верха обуви, обнаруживать и устранять дефекты;знать:теоретические основы формования;способы формования заготовок верха обуви;способы затяжки;операции, предшествующие формованию, формования и завершающие формование верха обуви;требования к выполняемым операциям;технологические нормативы и режимы выполнения операций;особенности формования верха ортопедической обувиназначение и характеристики инструментов и оборудования, применяемых при формовании заготовок верха обуви;дефекты формования заготовок верха обуви и способы их устранения | МДК.03.01. Методика формования верха обуви | OК 1 - 8ПК 3.1 - 3.4 | ||
ПМ.04 | Прикрепление деталей низа обувиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:подготовки следа обуви и деталей низа к прикреплению подошв;прикрепления подошв различными методами крепления;прикрепления каблуков и набоек из различных материалов в обуви различных конструкций;выявления и устранения дефектов прикрепления деталей низа обуви;уметь:выбирать и правильно использовать методы крепления подошв, каблуков и набоек;выполнять технологические операции по подготовке следа и прикреплению подошв при различных методах крепления;использовать инструменты и оборудование для прикрепления деталей низа обуви;предупреждать появление дефектов прикрепления деталей низа обуви, обнаруживать и устранять дефекты;знать:методы крепления деталей низа обуви, их сущность;факторы, влияющие на прочность крепления деталей низа;технологическую последовательность прикрепления деталей низа обуви;операции по подготовке следа и деталей низа при различных методах к прикреплению деталей низа обуви;операции по прикреплению деталей низа механическими, химическими и комбинированными методами;способы прикрепления каблуков и набоек;технологические нормативы выполнения операций;требования к выполняемым операциям;назначение и характеристику инструментов и оборудования, применяемых при прикреплении деталей низа обуви;дефекты прикрепления деталей низа обуви и способы их устранения | МДК.04.01. Технология прикрепления подошв в различных методах крепленияМДК.04.02. Особенности прикрепления каблуков и набоек | OК 1 - 8ПК 4.1 - 4.4 | ||
ПМ.05 | Отделка обувиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения операций по отделке низа обуви из различных материалов;выполнения операций по отделке верха обуви из различных материалов;выполнения операций, завершающих изготовление обуви и упаковки;уметь:правильно выбирать и использовать технологии, способы, методы отделки обуви;рационально использовать материалы;пользоваться инструментами и оборудованием для отделки обуви;знать:классификацию отделочных операций;характеристику операций по отделке верха и низа обуви;технологические нормативы выполнения операций отделки верха и низа обуви - фрезерования, окрашивания, полирования, декоративной отделки, аппретирования, промывки, нанесения отделочных составов и закрепителя, уплотнения обуви;назначение и характеристики инструментов и оборудования, применяемых при отделке верха и низа обуви;дефекты, отделки верха и низа обуви и способы их устранения;операции, завершающие изготовление обуви, их характеристика и способы выполнения;способы упаковки обуви | МДК.05.01. Технологии отделки обуви | OК 1 - 8ПК 5.1 - 5.3 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 8 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | OК 1 - 8ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.4ПК 5.1 - 5.3 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) | 57 нед. |
промежуточная аттестация | 3 нед. |
каникулы | 22 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты: