Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 807 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 150401.01 Доменщик" стр. 2

4.3.1. Ведение технологического процесса производства чугуна.
4.3.2. Эксплуатация и ремонтно-профилактическое обслуживание машин и механизмов на доменном производстве.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Ведение технологического процесса производства чугуна.
ПК 1.1. Осуществлять подготовку материалов и технологического инструмента, необходимых для производства чугуна.
ПК 1.2. Выполнять технологические операции по ведению процесса производства чугуна.
ПК 1.3. Вести учет показаний контрольно-измерительных приборов (КИП) в процессе производства чугуна.
ПК 1.4. Оформлять техническую, технологическую и нормативную документацию.
5.2.2. Эксплуатация и ремонтно-профилактическое обслуживание машин и механизмов на доменном производстве.
ПК 2.1. Управлять технологическим оборудованием и механизмами агрегатов по производству чугуна.
ПК 2.2. Выполнять профилактические осмотры и текущие ремонты обслуживаемого оборудования.
ПК 2.3. Выполнять требования нормативных актов по охране труда, промышленной безопасности и защите окружающей среды.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебный циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП. 00Общепрофессиональный учебный циклВ результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:уметь:читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования;использовать технологическую документацию;знать:основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации;общие сведения о сборочных чертежах;основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей;основы машиностроительного черчения;требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
288
192
ОП.01. Основыинженерной графикиOK 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 1.4
уметь:читать чертежи;находить возможные причины возникновения дефектов в готовой продукции, вызванные неисправностью оборудования;знать:общие сведения о деталях машин;трение, его виды, роль трения в технике;виды деформации деталей;простые механизмы;соединения деталей;виды передач;назначение и классификацию подшипников;основные типы смазочных устройств.ОП.02. Основы технической механикиOK 1 - 7ПК 1.1
уметь:выполнять механические испытания образцов материалов;использовать физико-химические методы исследования металлов;пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;знать:основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;основные сведения о металлах и сплавах;основные сведения о неметаллических.прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию.ОП.03. Основы материаловеденияOK 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 1.4
уметь:читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;использовать в работе электроизмерительные приборы;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;знать:единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;свойства постоянного и переменного электрического тока;принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;свойства магнитного поля;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;аппаратуру защиты электродвигателей;методы защиты от короткого замыкания;заземление, зануление.ОП.04. ОсновыэлектротехникиOK 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 1.4
уметь:находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;знать:общие принципы организации производственного и технологического процесса;механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли.ОП.05. Основы экономикиOK 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 1.4
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений,в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
32
ОП.06. Безопасность жизнедеятельностиOK 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 1.4
П.00Профессиональный учебный цикл
576
384
ПМ.00Профессиональные модули
576
384
ПМ.01Ведение технологического процесса производства чугунаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:подготовки материалов и технологического инструмента, необходимых для производства чугуна;выполнения технологических операций по ведению процесса производства чугуна;ведения учета показаний контрольно-измерительных приборов (КИП) в процессе производства чугуна;оформления технической, технологической и нормативной документации;уметь:осуществлять операции по подготовке материалов и технологического инструмента;выполнять работы по обслуживанию горна доменных печей в соответствии с графиком выпуска чугуна и шлака;осуществлять выпуск чугуна и шлака;наблюдать по показаниям контрольно-измерительных приборов и другим данным за составом шлака, нагревом поверхности горна, циркуляцией воды, работой фурм и охладительных устройств;обеспечивать исправное состояние охладительных устройств и водопроводной магистрали, приборов горячего и холодного дутья доменных печей;наблюдать за температурой и циркуляцией воды во всех охладительных устройствах, фурмах и приборах шлаковых леток, нагревом кожуха доменной печи, целостностью его швов, состоянием дутьевой аппаратуры печи, приборами парового и водяного отопления на доменных печах и в подбункерном помещении, состоянием и работой устройств для поливки шихты и работой насосов скиповой ямы;выполнять работы по переводу воздухонагревательных аппаратов доменных печей с воздуха на газ и с газа на воздух под руководством газовщика более высокой квалификации;открывать и закрывать атмосферные клапаны;вести процесс нагрева воздухонагревательных аппаратов доменных печей;контролировать расход, давление и температуру дутья, подачу топливных добавок, расход пара при работе на увлажненном дутье, давление и температуру колошникового газа, скорость опускания шихты, расход газа, вынос пыли из печи, содержание углекислого газа по показаниям контрольно-измерительных приборов;контролировать режим работы воздуходувок, качества очистки газа;производить отбор проб чугуна и шлака для анализа;вести установленную технологическую документацию;знать:устройство и принцип работы доменной печи, ее охладительной системы, фурм и амбразур, контрольно-измерительных приборов водопроводного хозяйства; схему водо-, паро-, воздухо- и газопроводов доменной печи;теплотехнические основы доменного процесса;физические и химические свойства сырых материалов и топлива, поступающих в доменную плавку; влияние химического состава и механических свойств топлива на ход доменной печи;методику расчетов рудной нагрузки, выхода чугуна из подачи, расхода кокса на тонну чугуна, основности шлака, количества воздуха, вдуваемого в доменную печь;системы газопроводов и паропроводов;требования, предъявляемые к качеству исходных и вспомогательных материалов;устройство и принцип действия КИП;правила снятия показаний КИП;типовые электрические схемы КИП;назначение и виды оформляемой технологической документации;последовательность заполнения технологической документации.МДК.01.01.Теоретиче ские основы металлургических процессовМДК.01.02. Технологические процессы производства чугунаOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.4
ПМ.02Эксплуатация и ремонтно-профилактическое обслуживание машин и механизмов доменного производстваВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:управления технологическим оборудованием и механизмами агрегатов по производству чугуна;профилактических осмотров и текущего ремонта обслуживаемого оборудования;уметь:осуществлять подготовку технологического оборудования, машин и механизмов к работе;осуществлять пуск и остановку технологического оборудования, машин и механизмов по производству чугуна;управлять работой технологического оборудования, машинами и механизмами в автоматическом и ручном режиме с пульта управления;управлять бурмашиной и пушкой при открывании и закрывании чугунной летки;выявлять сгоревшие охладительные устройства, осуществлять подготовку новых для замены;заменять гляделки фурм, форсунок, горелок, сальниковых набивок насосов высокого давления и их уплотнение;принимать участие в смене фурм, амбразур и охладительных устройств;отключать и подключать трубопроводы природного газа;регулировать работу форсунок и горелок, температуру свечей, подачу воды в свечи и скип при выплавке специальных марок чугуна;осуществлять зарядку пушек запорной массой;управлять лебедками газового дросселя и выпускными атмосферными клапанами;осуществлять техническое обслуживание технологического оборудования, машин и механизмов, управляющей аппаратуры;производить текущий осмотр, чистку и смазку трущихся поверхностей деталей механизмов машин;производить настройку оборудования;устранять выявленные неполадки;выводить машины в ремонт и принимать машины из ремонта;выполнять слесарные работы в процессе ремонта оборудования;проводить текущие ремонты водопроводной, паровой и воздушной (сжатого воздуха) магистралей и охладительных устройств;участвовать в остановке и пуске доменной печи;осуществлять плановую и аварийную остановку технологического оборудования;пользоваться измерительными инструментами;выполнять слесарные работы в процессе ремонта оборудования;контролировать качество ремонта машин;применять безопасные приемы при обслуживании технологического оборудования, машин и механизмов доменного производства и управлении ими;выявлять нарушения и экстремальные отклонения параметров безопасности производственных процессов и оборудования;пользоваться приборами контроля воздушной среды;оказывать первую помощь пострадавшим при несчастном случае;пользоваться первичными средствами пожаротушения;знать:требования к организации и оснащению рабочего места доменщика;порядок приема и сдачи смены;порядок и последовательность подготовки технологического оборудования, машин и механизмов;устройство и правила технической эксплуатации обслуживаемого оборудования;режимы работы скрубберов, передвижных дросселей; методы и приемы задувок и выдувок печи;закономерности влияния качества подготовки оборудования, машин и механизмов на качество готовой продукции;правила подготовки технологического инструмента и приспособлений;назначение, виды, устройство и принцип работы оборудования, машин и механизмов;правила технической эксплуатации оборудования и машин;бирочную систему подключения и отключения оборудования, машин и механизмов;назначение, устройство и расположение управляющей и регулирующей аппаратуры пультов управления, систем связи и сигнализации;причины расстройства хода печи и способы его предупреждения и устранения;причины выхода из строя охладительных устройств;причины возникновения неисправностей в работе технологического оборудования, машин и механизмов, способы их предупреждения;виды и свойства смазочных материалов;порядок смазки машин;измерительный инструмент, требования, предъявляемые к нему;виды технического обслуживания технологического оборудования и машин доменного производства;порядок вывода в ремонт и приема из ремонта технологического оборудования и машин;основные слесарные операции;слесарный инструмент, требования, предъявляемые к нему;правила обращения со слесарным инструментом;опасные и вредные факторы, воздействующие на работника в условиях сталеплавильного производства;газоопасные и опасные места в сталеплавильных производствах;законодательные и нормативные документы, гарантирующие безопасные и здоровые условия труда;виды инструктажей по безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;методы и средства обеспечения безопасности при обслуживании технологического оборудования, машин и механизмов доменного производства и управлении ими;меры безопасности при работе с газами и во время обслуживания газового оборудования;правила ликвидации аварий;правила оказания первой помощи;правила пользования огнетушителями.МДК.02.01.Управление и эксплуатация технологического и подъемно-транспортного оборудования доменного производстваМДК.02.02. Слесарное дело и стропальное делоМДК.02.03. Охрана труда ипромышленная безопасностьOK 1 - 7ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни.
80
40
OK 1 - 7ПК 1.1 - 2.3
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
18 нед.
648 часов
OK 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
2 нед.
Таблица 3
Сроки получения среднего профессионального образования ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
18 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
2 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологии и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;