Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 814 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 150406.01 Модельщик" стр. 3

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
702
468
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
327
218
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;использовать в работе электроизмерительные приборы;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;знать:единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;свойства постоянного и переменного электрического тока;принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;свойства магнитного поля;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;правила пуска, остановки электродвигателей,установленных на эксплуатируемом оборудовании;аппаратуру защиты электродвигателей;методы защиты от короткого замыкания;заземление, зануление.ОП.01. Основы электротехникиОК 1ОК 4ОК 5ОК 6ПК 1.1 - 4.3
уметь:соблюдать требования охраны труда и промышленной безопасности; выбирать средства индивидуальной защиты;пользоваться средствами индивидуальной защиты; выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне;знать:особенности обеспечения безопасных условий труда на рабочем месте и производстве;назначение средств индивидуальной защиты; требования гигиены труда.ОП.02. Охрана трудаОК 1ОК 4ОК 5ОК 6ПК 1.1 - 4.3
уметь:читать инструктивную документацию;знать:оборудование для приготовления расплавов чугуна, сталей и сплавов цветных металлов; последовательность операций; шихтовку материалов для плавки литейных сплавов;правила расчета.ОП.03. ОбщаятехнологияпроизводстваОК 1ОК 4ОК 5ОК 6ПК 1.1 - 4.3
уметь:читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования;использовать технологическую документацию;знать:основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации;общие сведения о сборочных чертежах;основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей;основы машиностроительного черчения;требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД).ОП.04. Основы инженерной графикиОК 1ОК 4ОК 5ОК 6ПК 1.1 - 4.3
уметь:выполнять механические испытания образцов материалов;использовать физико-химические методы исследования металлов;пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;знать:основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;основные сведения о металлах и сплавах;основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию.ОП.05. Основы материаловеденияОК 1ОК 4ОК 5ОК 6ПК 1.1 - 4.3
уметь:контролировать качество выполняемых работ;знать:системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности;допуски и отклонения формы и расположения поверхностей.ОП.06. Допуски, посадки и технические измеренияОК 1ОК 4ОК 5ОК 6ПК 1.1 - 4.3
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
26
ОП.07. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.3
П.00Профессиональный учебный цикл
375
250
ПМ.00Профессиональные модули
375
250
ПМ.01Производство деревянных моделей и стержневых ящиковВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:обработки древесины вручную и на станках;соединения деревянных заготовок и деталей;отделки поверхности моделей;изготовления стержневых ящиков, моделей элементов литниковой системы, шаблонов и скелетных моделей;уметь:применять контрольно-измерительные инструменты и приспособления;пилить, строгать, делать разметку, заполнять карты технологического процесса, склеивать, сплачивать, связывать, сращивать;отделывать поверхности модели;изготавливать стержневые ящики. модели, элементы литниковой системы;знать:классификацию станков по назначению, их устройство, принцип действия, выполнение работы, технические требования к качеству обработки древесины;разъемные и неразъемные соединения, их характеристику и применение в модельном производстве;классификацию деревянных комплектов по ГОСТу;технические требования к моделям и стержневым ящикам различных классов прочности;породы древесины;модели, классификацию по размерам, сложности и точности;конструкции деревянных моделей, их характеристику;модельные плиты;особенности конструкции плит, их применение;конструкции модельных плит для формовочных автоматов и полуавтоматов;стержневые ящики, их типы, устройство;размеры стержневых знаков моделей, величины их уклонов;зазоры, их назначение;металлические конструктивные элементы деревянных модельных комплектов, их назначение;модели элементов литниковых систем, их нормализацию;формовочные уклоны, их назначение, ГОСТ; правила хранения деревянных модельных комплектов;классификацию заготовок по назначению, форме;технологический процесс изготовления моделей шаблонов и скелетных моделей;технологический процесс изготовления моделей элементов литниковой системы.МДК.01.01. Обработка древесины и соединение деревянных заготовокМДК.01.02. Отделка поверхности моделейМДК.01.03. Изготовление стержневых ящиков, моделей элементов литниковой системыОК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 1.4ПК 1.5ПК 1.6ПК 1.7
ПМ.02Производство металлических моделей и стержневых ящиковВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:обработки металла резанием;изготовления металлических заготовок моделей и стержневых ящиков методом литья в песчаные формы по деревянным моделям;изготовления стержневых ящиков для холодного и горячего отверждения стержней;изготовления модельной оснастки для автоматических формовочных линий;уметь:обрабатывать металл резанием;изготавливать металлические заготовки моделей и стержневых ящиков методом литья в песчаные формы по деревянным моделям;изготавливать стержневые ящики для холодного и горячего отверждения стержней;изготавливать модельную оснастку для автоматических формовочных линий;знать:основные элементы модельных комплектов;модели и требования к ним;модельные плиты, их назначение, типы и конструкции;стержневые ящики, их назначение и конструкцию;процесс резания, режим резания, резцы;станки для обработки металлов резанием, применяемые при изготовлении моделей; точность размеров, шероховатость поверхностей металлических моделей стержневых ящиков согласно ГОСТ;подъемно-транспортное оборудование, правила работы на нем.МДК.02.01.Обработка металла резаниемМДК.02.02. Изготовление металлических заготовок моделей и стержневых ящиков методом литья в песчаные формы по деревянным моделямМДК.02.03. Изготовление стержневых ящиков для холодного и горячего отверждения стержнейМДК.02.04. Изготовление модельной оснастки для автоматических формовочных линийОК 1 - 7ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3ПК 2.4
ПМ.03Отделка и контроль модельных комплектовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:контроля за соответствием размеров модельного комплекта чертежу;окраски готового модельного комплекта;маркировки модели стержневых ящиков;периодического контроля рабочих модельных комплектов;уметь:контролировать размеры элементов модельного комплекта по чертежу;контролировать качество модельных комплектов в отделе технического контроля;знать:точность размеров, шероховатость поверхностей металлических моделей стержневых ящиков согласно ГОСТ;подъемно-транспортное оборудование, правила работы на нем;контрольно-измерительный инструмент, приспособления и приборы, их назначение, устройство и правила пользования; цвет окраски по ГОСТу, маркировка моделей стержневых ящиков в соответствии с ГОСТ.МДК.03.01.Организация работ по осуществлению отделки и контроля модельных комплектовОК 1 - 7ПК 3.1ПК 3.2ПК 3.3ПК 3.4
ПМ.04Ремонт модельных комплектовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:составления ведомости дефектов модельной оснастки;выявления основных причин поломок и износа элементов модельных комплектов;ремонта модельных комплектов;уметь:составлять ведомость дефектов;устранять дефекты моделей и стержневых ящиков;контролировать качество стержневых ящиков после ремонта;знать:виды дефектов;инструмент и приспособления, применяемые при ремонте модельных комплектов, их назначение и устройство;требования к качеству и точности ремонтируемых модельных комплектов.МДК.04.01. Методы устранения дефектов моделей и стержневых ящиковМДК.04.02. Выполнение требований к качеству и точности ремонтируемых модельных комплектовОК 1 - 7ПК 4.1ПК 4.2ПК 4.3
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни.
64
32
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.3
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
162
108
Итого но обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
864
576
УП.00Учебная практика
22 нед.
792 часа
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.7ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.3
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
2 нед.
Таблица 3
Сроки получения среднего профессионального образования ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
16 нед.
Учебная практика
22 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
2 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)57 нед.
промежуточная аттестация3 нед.
каникулы22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:
общей технологии производства;
основ инженерной графики;
основ материаловедения;