СТО 221 НОСТРОЙ 2.33.86-2015 Организация строительного производства Промышленное строительство. Реконструкция зданий и сооружений стр. 7

6.21. Для механизации погрузочно-разгрузочных и вспомогательных малообъемных работ в стесненных условиях используют мобильные гидрокрановые установки на базе малогабаритных пневмоколесных тракторов, а также навесное крановое оборудование к одноковшовым гидравлическим экскаваторам.
6.22. Для замены ручного труда при транспортировании различных строительных грузов в действующих цехах, где вследствие стесненности не могут применяться традиционные автотранспортные средства, используются маневренные малогабаритные мотои электротележки.
6.22.1. Мототележки, имеющие незначительные радиусы поворота предназначаются для перевозок малогабаритных штучных, сыпучих и жидких грузов на небольшие расстояния.
6.22.2. Мототележки могут снабжаться платформой для перевозки штучных грузов, самосвальным кузовом или объемным бункером для сыпучих материалов, цистерной для жидких материалов, а также съемным ковшом, имеющим гидравлический механизм для его подъема и опрокидывания.
6.22.3. Электротележки в условиях реконструируемого предприятия применяются для транспортирования малогабаритных штучных грузов внутри цехов, имеющих твердое покрытие. Электротележки могут оборудоваться крановым устройством, обеспечивающим механизацию погрузочноразгрузочных работ.
6.23. Для транспортирования строительных грузов в места, где вследствие условий стесненности невозможно установить дополнительно разгрузочные машины, используются автомобили-самопогрузчики с гидравлической крановой консольной шарнирно-сочлененной стрелой. В транспортном положении гидрокрановая установка не превышает транспортные габариты автомобиля.
6.24. Средства малой механизации, применяемые при реконструкции, подразделяются по функциональному назначению на средства подмащивания, грузозахватные приспособления, механизированный инструмент, контейнеры и пакеты. Основная часть указанных средств приведена в стандарте СИО НОСТРОЙ 2.33.53.
6.24.1. Эффективное использование средств малой механизации обеспечивается в виде нормокомплектов, рассчитываемых на специализированные или комплексные бригады.
6.24.2. Номенклатура средств малой механизации для производства реконструктивных работ дана в приложении Б.
6.24.3. В составе нормо-комплектов следует предусматривать резервные средства малой механизации для обеспечения замены вышедших из строя или увеличения объёмов работ.
6.24.4. Относящиеся к средствам малой механизации самоходные подмости и телескопические подъемники применяются для подъема рабочих, строительных материалов и конструкций в соответствии с паспортными характеристиками при выполнении монтажных, демонтажных, отделочных и других видов работ.
6.24.5. Вышки строительные с гидравлической шарнирной секционной стрелой, используются для выполнения работ в труднодоступных местах и над оборудованием, расположенным в реконструируемом цехе.
6.24.6. Применяемый механизированный инструмент включает: сверлильные электрические и пневматические машины, ручные гайковерты, шлифовальные машины, механические ножницы, установки для пневматического распыления краски и антикоррозийного покрытия, механизмы для герметизации стыков и швов.
6.24.6.1. Сверлильные машины предназначены для работ в труднодоступных и стеснённых условиях с расположением сверла параллельно и под углом 90˚ к валу двигателя.
6.24.6.2. Ручные гайкозавертывающие машины применяются для затяжки, завертывания и отвертывания крепёжных деталей с резьбовыми соединениями. К ним относятся: гайковёрты, шуруповёрты, муфтовёрты, шпильковёрты.
6.24.6.3. Шлифовальные ручные машины применяются для зачистки поверхностей сварных швов, удаления коррозии с металлоконструкций, зачистки фасок под сварку, снятия наплывов на металле.
6.24.6.4. Механические ножницы с электрическим или пневматическим приводом предназначены для прямолинейной и фасонной резки металла и проката. В зависимости от режущего исполнительного инструмента ножницы подразделяются на ножевые, вырубные и прорезные. Модификацией ручных вырубных ножниц являются кромкорезы для подготовки кромок под сварку встык.
6.24.6.5. Установка для пневматического распыления красок состоит из ручного краскораспылителя, соединённых с ним шлангов и вспомогательного оборудования, обеспечивающие подачу в краскораспылитель сжатого воздуха.
6.24.6.6. Для распыления антикоррозийных материалов используются агрегаты для их нагнетания под давлением до 24 Мпа и дальностью подачи маловязких материалов по шлангам до 90 м.
6.24.6.7. Для герметизации стыков в зависимости от способа нанесения мастик применяют инструменты, снабжённые роликом для закатывания прокладок в швах наружных стен или пневматическим шприцом для мастик.
6.24.6.8. Ручные электрические машины наиболее целесообразно использовать при работах на высоте, так как в случаях применения пневматических ручных машин в этом случае необходимо прилагать дополнительные усилия на подъем и удержание воздухопроводного рукава, что приводит к быстрой утомляемости рабочих и снижению производительности.
6.25. Для выполнения работ вблизи фундаментов следует ограничить использование средств механизации и способов производства работ, при которых возникают динамические воздействия (забивка свай молотами, уплотнение грунта трамбующими плитами ударного действия, установка шпунта вибропогружателями, разбивка бетонных массивов молотами). В этих случаях применяются машины для вдавливания свай и шпунта, разрезания бетона и другие способы, исключающие или ограничивающие динамические воздействия.
6.26. Для выполнения работ по обратным засыпкам в стесненных условиях применяют бульдозеры, фронтальные и грейферные погрузчики, одноковшовые экскаваторы и мостовые краны с оборудованием грейфера.
6.27. Для послойного уплотнения грунта в наименее доступных местах (нижняя часть пазух котлованов и траншей) используются ручные электрические трамбовки или навесное оборудования для уплотнения грунта к грузоподъемным кранам, экскаваторам и тракторам.
6.28. В качестве грунтоуплотняющего оборудования возможно использовать гидромолоты при установке на них трамбующей плиты.
6.29. В условиях реконструкции могут применяться крышевые и мостовые краны, спаренные мостовые краны, оборудованные тентами для защиты от атмосферных осадков, а также настилами, предохраняющими от падения предметов и искр при огневых работах.
6.30. Применение определенных средств механизации для подачи и укладки бетонной смеси зависит от степени стесненности площадки, наличия подъездов и других специфических особенностей. Бетонная смесь может подаваться грузоподъёмными кранами с помощью бадей и ковшей, бетононасосами, ленточными бетоноукладчиками и транспортёрами, виброжелобами, мототележками и фронтальными погрузчиками
6.30.1. Подача бетонной смеси с использованием грузоподъёмного крана целесообразно применять при интенсивности бетонных работ до 20 м3 в смену. При этом кран одновременно используется на арматурных и опалубочных работах.
6.30.2. Для возведения фундаментов под оборудование внутри реконструируемого цеха могут использоваться для подачи бетонной смеси мостовые краны.
6.31. Выбор средств механизации следует производить с учетом рабочих зон, имеющихся на участках производства работ, проездов и проходов, пространства над оборудованием цеха, а также технических параметров машин (емкость ковша, грузоподъемность, длина стрелы, высота ее подъема, производительность машин и т. п.). Для работ по реконструкции средства механизации могут комплектоваться путём их соответствующего отбора, а также дооснащения и модернизации. Наряду с учетом технических параметров выполняется экономическая оценка различных вариантов механизации.
6.32. Возможность проезда средств механизации и транспорта по внутризаводским дорогам и рабочим зонам устанавливается с учётом их габаритов и габаритов строительных конструкций и имеющихся ограничений по высоте, ширине, а также наличии в местах проезда зданий, сооружений, поворотов и других конкретных факторов. В частности, следует устанавливать минимальные размеры дороги по ширине входящий Ввх и выходящий Ввых, по высоте, а также минимальную ширину свободной зоны проезда на участке поворота как на криволинейных участках (в зависимости от радиусов поворота машин), так и при повороте гусеничных машин под прямым углом. При условии если точка с координатами, соответствующими габариту (по ширине) входящей (по направлению движения) в проезд дороги Ввх и выходящей Ввых, нанесенная на график, оказывается выше кривой вписываемости соответствующего транспортного средства, то проезд удовлетворяет требуемым условиям.
6.33 Возможность перемещения длиннобазовых строительных машин, транспортирования длинномерных конструкций и оборудования, перевозимых седельными тягачами с полуприцепами, с учетом ограничений в местах поворота ориентировочно проверяются по графикам вписываемости автотранспортных средств в прямоугольный проезд (рисунок 6).
Для определения возможности проезда с учётом угла сопряжения входящей и выходящей дороги могут быть упрощенным способом построены кривые вписываемости любого автомобильного тягача с заданными параметрами прицепа или транспортируемой конструкции. Порядок определения возможности вписываемости автотранспортного средства с длинномерными конструкциями даны в приложении В.
6.34. В случае прохождения трассы внутрипостроечных дорог в непосредственной близости от существующих подземных сооружений или над ними проверяется возможность восприятия ими нагрузок, возникающих от строительных машин и транспортных средств.
6.35. На территории реконструируемых предприятий для транспортных средств устанавливаются предельно допустимые скорости движения.
Зоны ограничения скорости, места стоянки и разворотов отмечают соответствующими дорожными знаками, хорошо видимыми в любое время суток.
6.36. Возможные перемещения внутрипостроечного транспорта следует увязывать с размещением на территории предприятия складов для строительных конструкций площадок укрупнительной сборки.
Рисунок 6. Вписываемость в прямоугольный проезд седельного тягача КАМАЗ с учётом габаритных параметров полуприцепов
1 с полуприцепом длиной 6 м; 2 с полуприцепом длиной 12 м; 3 с полуприцепом длиной 18 м; 4 с полуприцепом длиной 24 м; 5 – внешняя габаритная кривая тягача; Ввх значения зоны движения на въезде; Ввых – значение зоны движения на выезде.

7. Организация работ подготовительного периода

7.1. В подготовительный период реконструкции промышленных предприятий выделяются внеплощадочные и внутриплощадочные подготовительные работы.
7.2. Организационно-технологические схемы и методы выполнения внеплощадочных подготовительных работ при реконструкции промышленных предприятий по своему составу и содержанию не отличаются от нового строительства (СТО НОСТРОЙ 2.33.14).
7.3. Внутриплощадочные подготовительные работы в условиях реконструкции проводятся в целях:
  • создания необходимых условий для выполнения основных строительно-монтажных работ;
  • обеспечения выполнения работ по реконструкции без нарушения эксплуатационной деятельности предприятия;
  • сокращения продолжительности реконструкции предприятия;
  • сокращения продолжительности периода остановки основного производства;
  • создания безопасных условий выполнения строительно-монтажных работ.
7.4. Внутриплощадочные подготовительные работы включают:
  • объектные, проводимые внутри зданий и сооружений и на непосредственно примыкающей к ним территории;
  • общеобъектные, проводимые на территории предприятия, не примыкающей к реконструируемым зданиям и сооружениям.
7.5. Общеобъектные и объектные работы могут выполняться как совместно, так и раздельно (рисунок 7).
7.5.1. В состав общеобъектных и объектных основных работ, выполняемых совместно, входит:
  • разборка зданий и сооружений или их отдельных конструктивных элементов;
  • перенос инженерных сетей и оборудования;
  • перенос железнодорожных путей и автомобильных дорог;
  • установка мобильных (инвентарных) зданий производственного, складского и вспомогательного назначения;
  • сооружение складов, складских площадок, площадок для укрупнительной сборки строительных конструкций и технологического оборудования;
  • сооружение временных железнодорожных путей и автомобильных дорог;
  • сооружение временных путей и площадок для строительных машин и механизмов;
  • возведение сооружений и установок, обеспечивающих производство строительно-монтажных работ;
  • устройство временных инженерных сетей (электроснабжение, водоснабжение, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, связь);
  • проведение мероприятий по противопожарной безопасности;
  • водопонижение в зоне реконструкции;
  • устройство постоянных инженерных сетей, используемых для нужд реконструкции (электроснабжение, водоснабжение, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, связь);
  • сооружение постоянных железнодорожных путей и автомобильных дорог, используемых для нужд реконструкции;
  • сооружение постоянных пешеходных путей, используемых для нужд реконструкции.