Приказ Федеральной налоговой службы от 31 июля 2014 г. N ММВ-7-6/398@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным кана стр. 3

формирует транспортный контейнер, содержащий зашифрованное для налогоплательщика (представителя) подписанное ЭП налогового органа извещение о вводе или уведомление об уточнении и направляет налогоплательщику (представителю) через оператора ЭДО.
2.19. Программное обеспечение оператора ЭДО при получении от налогового органа электронного документа, направляемого в адрес налогоплательщика (представителя), в течение двух часов выполняет следующую последовательность действий:
формирует извещение о получении электронного документа, подписывает ЭП оператора ЭДО и сохраняет;
формирует транспортный контейнер, содержащий подписанное ЭП оператора ЭДО извещение о получении электронного документа, и направляет налоговому органу;
направляет налогоплательщику (представителю) полученный электронный документ (документы).
2.20. Налоговый орган при получении с помощью приемного комплекса от оператора ЭДО извещения о получении извещения о вводе или уведомления об уточнении, проверяет подлинность ЭП оператора ЭДО и сохраняет в хранилище электронных документов.
2.21. Программное обеспечение оператора ЭДО при поступлении от налогоплательщика (представителя) извещения о получении электронного документа не позднее двух часов с момента получения направляет указанное извещение в налоговый орган и, при необходимости, сохраняет.
2.22. Налоговый орган при получении с помощью приемного комплекса от налогоплательщика (представителя) через оператора ЭДО извещения о получении извещения о вводе или уведомления об уточнении, не позднее следующего рабочего дня с момента получения проверяет подлинность ЭП налогоплательщика (представителя) и сохраняет в хранилище электронных документов.

Рекомендации к хранению электронных документов

3.1. Отправленные и принятые электронные документы с ЭП подлежат хранению в хранилищах электронных документов участников информационного взаимодействия совместно с соответствующими открытыми сертификатами ключей проверки ЭП.
3.2. Хранилище электронных документов налоговых органов должно хранить по каждому электронному документу сведения, предусмотренные Перечнем обязательных сведений о документах, используемых в целях учета и поиска документов в системах электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 477 "Об утверждении правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти".
Для видов электронных документов, перечисленных в пункте 1.4 Методических рекомендаций, ежегодно в рамках сводной номенклатуры дел формируется одно или несколько дел в электронном виде, срок хранения которых должен соответствовать Перечню документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденному приказом ФНС России от 15.02.2012 N ММВ-7-10/88@. Срок хранения документов должен соответствовать сроку хранения соответствующего дела в сводной номенклатуре.
Уничтожение видов документов, перечисленных в пункте 1.4 Методических рекомендаций, должно осуществляться в ходе уничтожения соответствующего дела в сводной номенклатуре в следующем порядке:
ежегодно на дела с истекшими сроками хранения составляется акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению;
составление акта о выделении документов к уничтожению производится после составления сводных описей дел постоянного хранения за тот же период. Указанные описи и акты рассматриваются на заседании экспертной комиссии. Согласованные экспертной комиссией акты утверждаются руководителем налогового органа только после утверждения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела описей дел постоянного хранения. После чего дела, включенные в данные акты, уничтожаются в соответствии с установленным порядком.
3.3. Извещения о получении и сообщения об ошибке хранятся в хранилище электронных документов не менее шести месяцев после завершения процедуры документооборота.
3.4. Программные средства участников информационного взаимодействия обеспечивают поиск, визуализацию, сохранение в файл и печать электронных документов из хранилища электронных документов.
3.5. Программные средства участников информационного взаимодействия обеспечивают выгрузку на внешние носители электронных документов из хранилища в соответствии с заданными параметрами выборки электронных документов.

Действия при нештатных ситуациях в электронном документообороте

4.1. К нештатным относят следующие ситуации:
несогласие участника информационного взаимодействия с решением о результате процедур электронного документооборота;
невозможность в установленные сроки выявить и устранить причины нарушения сроков исполнения электронного документооборота;
нарушение работоспособности средств криптографической защиты информации.
4.2. Если налоговый орган не может отправить установленные электронные документы в течение сроков, определенных настоящими Методическими рекомендациями, то он совместно с оператором ЭДО в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) выявляет причины и принимает меры к разрешению нештатной ситуации.
4.3. В случае, когда нештатную ситуацию не удается разрешить в сроки, установленные для представления электронных документов, налоговый орган создает комиссию, в состав которой включает представителей налогоплательщика, оператора ЭДО, удостоверяющего центра и налогового органа, а также, при необходимости, представителей разработчиков используемого программного обеспечения.
4.4. По результатам рассмотрения комиссией последствий нештатной ситуации составляется акт. Акт содержит следующие разделы:
время и место проведения проверки;
сведения о составе комиссии;
разногласия, представленные на рассмотрение;
объекты проверки и материалы по заявлению, представленные для проведения проверки;
содержание и результаты проверки с указанием примененных методов;
оценка результатов проверки, выводы по представленным разногласиям, их обоснование и принятые решения;
иные сведения при необходимости.
Акт составляется в простой письменной форме, заверяется собственноручными подписями участников рассмотрения и утверждается руководителем налогового органа.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по организации электронного документооборота
при представлении налоговых деклараций
(расчетов) в электронной форме
по телекоммуникационным каналам связи

Проверки, осуществляемые программным обеспечением налоговых органов

I. Проверки, осуществляемые приемным комплексом налогового органа

1. Проверка абонента-отправителя и типа вложения
1.1. Проверка имени отправителя - файл поступил от зарегистрированного абонента (в Системе зарегистрирован электронный адрес с именем, совпадающим с наименованием электронного адреса отправителя).
1.2. Проверка маршрута документа - получатель является действующим участником информационного взаимодействия.
1.3. Проверка типа сообщения, которое должно начинаться с допустимого префикса (например: "Файл отчетности:") и содержать наименование документа.
1.4. Проверка соответствия имени вложения типу сообщения - имя вложения должно соответствовать требованиям формата представления к наименованию файлов и типу сообщения.
2. Проверка транспортного контейнера
2.1. Проверка уникальности имени файла - для каждого налогоплательщика или представителя (независимо от того, от скольких налогоплательщиков ему предоставлены полномочия) в рамках одного приемного комплекса налогового органа в каждый налоговый орган разрешена отправка файла с одним и тем же именем, только один раз.
2.2. Проверка транспортного контейнера на соответствие требованиям унифицированного формата транспортного контейнера.
2.3. Проверка содержания транспортного контейнера согласно описанию транспортной информации.
2.4. Проверка соответствия состава представленных файлов транспортного контейнера требованиям унифицированного формата транспортного контейнера.
3. Проверка электронной подписи абонента-отправителя
Электронная подпись (ЭП) налогоплательщика (представителя), которой подписан поступивший электронный документ (документы), на момент его поступления в налоговый орган должна быть действующей и в сертификате владельца ЭП указаны реквизиты абонента-отправителя.
4. Проверка идентификации файла