7. При экспорте из Российской Федерации промышленной продукции (товаров, работ, услуг), а также при экспорте из иных стран промышленной продукции (товаров, работ, услуг), произведенной в рамках международной кооперации и содержащей компоненты российского происхождения (страной происхождения которых является Российская Федерация), российское происхождение промышленной продукции (товаров, работ, услуг), российское происхождение компонентов в составе промышленной продукции (товаров, работ, услуг), произведенной в рамках международной кооперации, определяется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
8. Для целей предоставления государственных гарантий (за исключением государственных гарантий, указанных в разделах IV и VII настоящих Правил) при экспорте из Российской Федерации промышленной продукции (товаров, работ, услуг), при экспорте из иных стран промышленной продукции (товаров, работ, услуг), произведенной в рамках международной кооперации и содержащей компоненты российского происхождения, доля экспортируемой промышленной продукции (товаров, работ, услуг) либо ее компонентов российского происхождения должна составлять не менее 30 процентов от стоимости поставляемой по экспортным контрактам промышленной продукции (товаров, работ, услуг).
9. По государственным гарантиям Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам, обеспеченным государственными гарантиями.
10. Государственные гарантии предоставляются и исполняются в иностранной валюте, в которой выражены обязательства, обеспечиваемые государственными гарантиями.
11. Государственные гарантии предоставляются без взимания вознаграждения гаранта.
12. Государственные гарантии и договоры о предоставлении государственных гарантий составляются на русском языке.
13. Кредиты, обеспеченные государственными гарантиями (включая кредиты, указанные в разделе VI настоящих Правил), являются целевыми. Контроль за целевым использованием кредитных средств, привлеченных под государственные гарантии (включая кредитные средства, привлеченные под государственные гарантии иностранных государств, исполнение обязательств по которым обеспечено государственными гарантиями), осуществляет агент по поддержке экспорта в установленном им порядке.
Отчеты о целевом использовании указанных в абзаце первом настоящего пункта кредитных средств (с информацией о наличии или отсутствии фактов их нецелевого использования) представляются агентом по поддержке экспорта в Министерство финансов Российской Федерации и агенту по государственным гарантиям ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по формам, устанавливаемым Министерством финансов Российской Федерации. В случае выявления фактов нецелевого использования указанных кредитных средств в отчете указываются сумма денежных средств, использованных нецелевым образом, и календарный период их нецелевого использования.
14. Государственные гарантии, указанные в разделах III и VI настоящих Правил, предоставляются при условии, что сроки возврата кредитов, привлекаемых на цели оплаты промышленной продукции (товаров, работ, услуг) по экспортным контрактам, соответствуют следующим срокам (в зависимости от групп экспортируемой промышленной продукции (товаров, работ, услуг):
а) для потребительских товаров - до 5 лет;
б) для машин, механизмов, оборудования и транспортных средств - до 7 лет;
в) для промышленного (комплектного) оборудования - до 11 лет;
г) для летательных и космических аппаратов, морских и речных судов - до 14 лет;
д) для инвестиционных проектов "под ключ", реализуемых в иностранных государствах, в том числе для тепло- и гидроэлектростанций и оборудования для них - до 14 лет;
е) для атомных электростанций и оборудования для них - до 23 лет;
ж) для других промышленных товаров, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка, - до 10 лет.
15. Государственные гарантии, указанные в разделах V и VI настоящих Правил, предоставляются при условии, что:
а) иностранное государство, в которое осуществляется экспорт промышленной продукции (товаров, работ, услуг), включено в перечень иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и у указанного иностранного государства отсутствуют неурегулированные долговые обязательства (требования) перед Российской Федерацией в сфере кредитно-финансовых отношений с Российской Федерацией;
б) общий объем обязательств (государственного внешнего долга Российской Федерации) по государственным гарантиям, предоставленным в соответствии с настоящими Правилами, а также по государственным гарантиям Российской Федерации, предоставленным в соответствии с Правилами предоставления в 2005 году государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2005 г. N 466 "О порядке предоставления в 2005 году государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции", и Правилами предоставления в 2006 году государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2006 г. N 571 "О порядке предоставления в 2006 году государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции", в обеспечение исполнения обязательств одного иностранного государства, не может превышать 1 млрд. долларов США (сумму в иной иностранной валюте, эквивалентную 1 млрд. долларов США).
16. Государственные гарантии, указанные в разделах IV и VIII настоящих Правил, предоставляются при условии предоставления в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации соответствующего требованиям бюджетного и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения в полном объеме обязательств принципалов по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалам в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части государственных гарантий. Указанное обеспечение предоставляется на сумму не менее суммы соответствующей государственной гарантии и должно иметь высокую степень ликвидности.
17. В обеспечение исполнения в полном объеме указанных в пункте 16 настоящих Правил обязательств принципалов по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации к принципалам могут приниматься:
а) поручительства юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) банковские гарантии банков, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) залог движимого или недвижимого имущества принципалов или иных юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) передаваемого в залог имущества проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации и удовлетворяющими условиям, установленным статьей 15.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - организации-оценщики), не ранее чем за 6 месяцев до принятия Министерством финансов Российской Федерации решений, указанных в пунктах 31 и 32 настоящих Правил. Соответствие отчетов об оценке рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, подтверждение рыночной стоимости объектов оценки, определенной оценщиками в отчетах, подтверждается положительными заключениями эксперта или экспертов саморегулируемых организаций оценщиков. Передаваемое в залог имущество должно быть застраховано от всех рисков утраты и повреждения на сумму не менее его рыночной стоимости, и выгодоприобретателем по договору страхования указанного имущества должно быть указано Министерство финансов Российской Федерации. Оценка рыночной стоимости и страхование передаваемого в залог имущества осуществляются залогодателями за свой счет. Передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав третьих лиц на него и не должно быть предметом залога по другим договорам.
18. Предоставление в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципалов по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации к принципалам в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части государственных гарантий (в том числе оформление сделок, государственная регистрация сделок и (или) прав (перехода прав, обременения) по ним, иная регистрация (иное подтверждение) прав (перехода прав, обременения) в установленном порядке) осуществляется до даты выдачи государственных гарантий, указанных в разделах IV и VIII настоящих Правил.
19. В случае выявления недостаточности суммы обеспечения, предоставленного в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств принципалов по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации к принципалам в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части государственных гарантий, либо иного наряду с государственными гарантиями обеспечения исполнения обязательств принципалов, предоставленного в пользу бенефициаров (в том числе в связи с полной или частичной утратой обеспечения и (или) уменьшением его рыночной стоимости), либо в случае существенного ухудшения финансового состояния юридических лиц, предоставивших в обеспечение исполнения указанных обязательств принципалов банковские гарантии и поручительства, предоставленное соответственно в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации либо в пользу бенефициаров обеспечение в течение 2 месяцев подлежит восстановлению и приведению в соответствие с требованиями, установленными настоящими Правилами (должно быть предоставлено иное либо дополнительное (на недостающую сумму) обеспечение исполнения соответствующих обязательств принципалов).
20. Решения о предоставлении государственных гарантий принимаются Правительством Российской Федерации, а в случаях, установленных федеральным законом на соответствующий финансовый год и плановый период и принятыми в соответствии с ним актами Правительства Российской Федерации, - Министерством финансов Российской Федерации.
21. Для рассмотрения вопросов о предоставлении государственных гарантий заинтересованные лица, указанные в настоящих Правилах (в зависимости от вида государственных гарантий) (далее в настоящем разделе - заявители), представляют агенту по государственным гарантиям документы согласно приложениям N 1 - 9 (в зависимости от вида государственных гарантий). Для получения государственных гарантий в текущем финансовом году полный комплект указанных документов должен быть представлен агенту по государственным гарантиям не позднее 1 декабря указанного года. В случае изменения сведений, содержащихся в представленных документах, заявители дополнительно представляют агенту по государственным гарантиям документы, содержащие обновленные сведения.
С целью проведения анализа финансового состояния юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, по запросам агента по государственным гарантиям дополнительно к бухгалтерской (финансовой) отчетности, указанной в соответствующих приложениях к настоящим Правилам (в зависимости от вида государственных гарантий), заявители представляют агенту по государственным гарантиям заверенные в установленном порядке копии промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности указанных юридических лиц (если обязанность ее составления установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации) на последнюю отчетную дату.
22. Все документы, представляемые агенту по государственным гарантиям, агенту по поддержке экспорта или в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами, в том числе требование об исполнении государственной гарантии и прилагаемые к нему документы, должны быть прошиты (каждый отдельно), подписаны или заверены (за исключением нотариально заверенных копий) уполномоченным лицом соответствующего юридического лица, подпись которого должна быть скреплена печатью (при наличии) данного юридического лица.
Все документы, представляемые агенту по государственным гарантиям, агенту по поддержке экспорта или в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами, в том числе требование об исполнении государственной гарантии и прилагаемые к нему документы, выданные и (или) совершенные (составленные) на территории иностранного государства и (или) удостоверенные уполномоченными органами иностранных государств, в установленном порядке легализуются консульским учреждением Российской Федерации в этом государстве или консульским учреждением этого государства в Российской Федерации. В случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, иностранные официальные документы могут быть представлены с проставленным на них в установленном порядке апостилем (вместо легализации) либо без их легализации.
Все документы, представляемые агенту по государственным гарантиям, агенту по поддержке экспорта или в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами, составленные на иностранном языке, представляются вместе с нотариально заверенным переводом указанных документов на русский язык.
23. Документы и иные материалы, полученные агентом по государственным гарантиям, агентом по поддержке экспорта или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами, возврату не подлежат.
Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил документах, несут заявители.
24. По получении заявлений о предоставлении государственных гарантий, представленных агенту по государственным гарантиям в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, агент по государственным гарантиям осуществляет регистрацию указанных заявлений и направляет уведомление об их получении в Министерство финансов Российской Федерации, которое по получении указанных уведомлений агента по государственным гарантиям запрашивает в отношении созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации принципалов - юридических лиц, бенефициаров - юридических лиц, а также юридических лиц, предоставляющих указанное в подпункте "г" пункта 27 настоящих Правил обеспечение, в Федеральной налоговой службе, Пенсионном фонде Российской Федерации и Фонде социального страхования Российской Федерации следующие документы соответственно:
а) документы, подтверждающие факт внесения записи о бенефициарах, принципалах, иных юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, а также подтверждающие сведения о том, что принципалы, иные юридические лица находятся (не находятся) в процессе реорганизации или ликвидации, что в отношении принципалов, иных юридических лиц возбуждено (не возбуждено) производство по делу о несостоятельности (банкротстве) (по состоянию на 1-е число каждого месяца);
б) справки о состоянии расчетов принципалов, иных юридических лиц соответственно по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающие отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей, а также задолженности по уплате процентов, пеней, штрафов и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей (по состоянию на 1-е число каждого месяца).
25. Заявители вправе самостоятельно запрашивать, получать и представлять в Министерство финансов Российской Федерации и агенту по государственным гарантиям указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 24 настоящих Правил документы и справки.
26. Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации представляют в Министерство финансов Российской Федерации и агенту по государственным гарантиям документы, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 24 настоящих Правил (в отношении соответствующих юридических лиц, указанных в запросах Министерства финансов Российской Федерации), в следующие сроки:
а) по запросам, поступившим в отчетном месяце, - в течение первых 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным (по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным);
б) по запросам, поступившим в месяце, следующем за отчетным, - в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса (по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным).
27. Агент по государственным гарантиям осуществляет проверку и анализ документов, представленных в соответствии с пунктами 21, 24 - 26 настоящих Правил, на соответствие требованиям, установленным настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в случаях когда применимо законодательство Российской Федерации), а также осуществляет (в зависимости от условий предоставления соответствующих видов государственных гарантий, установленных настоящими Правилами):
а) проверку сведений о том, что в отношении принципалов - юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), что указанные принципалы не находятся в процессе реорганизации или ликвидации;
б) анализ финансового состояния принципалов - юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (с учетом долговой нагрузки, принятой ими в связи с заключением договоров (предоставлением односторонних обязательств), в обеспечение исполнения обязательств по которым предоставляются государственные гарантии);
в) оценку достаточности суммы иного наряду с государственными гарантиями обеспечения исполнения обязательств принципалов, предоставленного в пользу бенефициаров (с учетом результатов анализа финансового состояния юридических лиц, предоставивших в пользу бенефициаров в обеспечение исполнения обязательств принципалов банковские гарантии и поручительства. При этом финансовое состояние юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющих местонахождение за пределами территории Российской Федерации, предоставивших банковские гарантии и поручительства (далее соответственно - иностранные банки-гаранты и иностранные поручители), принимается удовлетворительным при наличии заключений рейтинговых агентств, содержащих однозначные выводы о присвоении иностранным банкам-гарантам, иностранным поручителям рейтинга, характеризующего финансовое состояние иностранных банков-гарантов, иностранных поручителей как устойчивое (с учетом долговой нагрузки, принятой ими в связи с предоставлением банковских гарантий, поручительств соответственно);
г) оценку достаточности суммы предоставляемого в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципалов по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации к принципалам в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части государственных гарантий и возможности его принятия (с учетом анализа финансового состояния указанных в подпункте "д" настоящего пункта юридических лиц), а также проверку его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации;
д) анализ финансового состояния юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляющих в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в обеспечение исполнения указанных в подпункте "г" настоящего пункта обязательств банковские гарантии или поручительства (с учетом долговой нагрузки, принимаемой указанными юридическими лицами в связи с предоставлением банковских гарантий, поручительств соответственно);
е) проверку сведений о том, что в отношении юридических лиц, предоставляющих в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в обеспечение исполнения указанных в подпункте "г" настоящего пункта обязательств банковские гарантии и поручительства, не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), что указанные юридические лица не находятся в процессе реорганизации или ликвидации, что у указанных юридических лиц отсутствует неурегулированная (просроченная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
ж) проверку выполнения иных установленных настоящими Правилами условий предоставления государственных гарантий;
з) подготовку и представление в Министерство финансов Российской Федерации заключений, указанных в пункте 28 настоящих Правил. При этом в случае выявления в условиях обязательств, обеспечиваемых государственными гарантиями, и иных связанных с ними обязательств, включая обязательства об ином наряду с государственными гарантиями обеспечении исполнения обязательств принципалов, предоставленном в пользу бенефициаров (в зависимости от вида государственных гарантий), положений, которые могут ущемлять интересы и (или) права Российской Федерации, в том числе после уступки в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации прав требований по ним, агент по государственным гарантиям указывает на это в заключениях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 28 настоящих Правил.