ОДМ 218.3.038-2015 Рекомендации по проектированию и строительству берегозащитных сооружений автомобильных дорог стр. 2

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:
  1. влекомые наносы: Наносы, перемещаемые водным потоком в придонном слое и движущиеся путем скольжения, перекатывания или сальтации.
  2. гидрологический режим: Закономерные изменения состояния водного объекта во времени и пространстве, обусловленные главным образом климатическими особенностями данного бассейна
  3. донные наносы: Наносы, формирующие речное русло, пойму или ложе водоема и находящиеся во взаимодействии с водными массами.
  4. излучина реки: Криволинейный, петлеобразный участок русла реки.
  5. меандрирование: Закономерные плановые деформации речного русла, возникающие в результате влияния на него речного потока.
  6. обратный фильтр: Устройство, позволяющее предотвратить вынос частиц грунта фильтрационными потоками.
  7. осередок: Наносное (подводное или надводное) отложение в русле реки, не примыкающее к его берегу.
  8. тип руслового процесса: Определенная схема деформации русла и поймы реки, возникающая в результате определенного сочетания особенностей гидрологического режима.
  9. побочень: Наносное (подводное или надводное) отложение в русле реки, примыкающее к его берегу.
  10. пойма: Часть дна речной долины, сложенная наносами и периодически затапливаемая при паводках и в половодье.
  11. противоразмывный фартук: Конструкция, входящая в состав берегозащитного сооружения и представляющая собой гибкий элемент предназначенный для прикрытия воронки размыва и защищающая сооружение от подмыва.
  12. речная гидравлика: Раздел гидравлики, в котором рассматриваются вопросы движения воды в речных потоках, перемещение ими наносов и процессы формирования русла,
  13. русло реки: Выработанное речным потоком ложе, по которому осуществляется сток без затопления поймы.
  14. русловой процесс: Совокупность явлений и процессов, происходящих под воздействием комплекса различных природных и антропогенных факторов, и выражающихся в изменении морфологического строения русла и поймы реки.
  15. русловые деформации: Изменение размеров и положения в пространстве речного русла и отдельных русловых образований, связанное с переотложением наносов.
  16. русловые образования: Подвижные скопления наносов, определяющие морфологическое строение речного русла.
  17. упорная конструкция: Специальная заглубленная конструкция, располагающаяся, как правило, в основании берегозащитного сооружения, воспринимающая нагрузку от его вышележащих элементов.

4 Общие положения

4.1. Берегозащитные сооружения на участках автомобильных дорог, расположенных вдоль русел рек, предназначены для противодействия проявлению и развитию опасных природно-техногенных процессов и явлений от воздействия гидрологических и геологических факторов и сохранения устойчивости склонов и откосов земляного полотна и прилегающей к ним территории.
4.2. При проектировании, строительстве и эксплуатации берегозащитных сооружений на откосах и склонах автомобильных дорог, расположенных
вдоль русел рек, необходимо соблюдать требования СП 34.13330.2012, СП 58.13330.2012 и СП 116.13330.2012, а также учитывать рекомендации настоящего методического документа.
4.3. Исходными данными для проектирования берегозащитных сооружений являются расчетно-прогнозные характеристики всех факторов природно-техногенных условий и воздействий, способных к проявлению в направлении всего продольного положения этих сооружений в пределах зон постоянного и периодического затопления. Требования к проведению инженерных изысканий и качеству исходных данных для проектирования приведены в разделе 5 настоящего методического документа.
4.4. Разработка проекта берегозащитных сооружений выполняется в соответствии с рекомендациями раздела 6 настоящего методического документа с учетом различных схем возможных деформаций склона или откоса земляного полотна, уровня ответственности защищаемого участка автомобильной дороги, его конструктивных и эксплуатационных особенностей, а также возможных изменений окружающей среды в связи с постройкой данных сооружений.
4.5. Проект берегозащитных сооружений должен отвечать требованиям СП 58.13330.2012 об охране окружающей среды и включать разработку
комплекса природоохранных мероприятий, предусматривающих непревышение допустимого уровня антропогенного вмешательства в природную среду и гарантирующих предотвращение в ней негативных процессов.
4.6. Надежность берегозащитных сооружений должна подтверждаться расчетами, выполняемыми в соответствии с разделом 7 настоящего методического документа, а в обоснованных случаях - моделированием (математическим или гидравлическим) проектируемых сооружений.
4.7. При наличии на рассматриваемом участке автомобильной дороги других опасных геологических процессов (оползневых, обвальных и др.), защитные сооружения и мероприятия, предназначенные для их предотвращения, следует увязывать с берегозащитными сооружениями. При этом необходимо выполнять требования соответствующих разделов СП 116.13330.
4.8 При выполнении строительно-монтажных работ по возведению берегозащитных сооружений на откосах и склонах автомобильных дорог, проложенных вдоль русел рек, следует выполнять требования СНиП 3.07.01-85 и рекомендации раздела 10 настоящего методического документа.
4.9 Для контроля работы берегозащитных сооружений в период их строительства и эксплуатации, а также развития опасных геологических процессов на участке в необходимых случаях выполняются стационарные наблюдения (мониторинг) в соответствии с разделом 11 настоящего методического документа.

5. Требования к исходным данным для проектирования

5.1. Проектирование берегозащитных сооружений необходимо производить на основе надежных исходных данных, получаемых при комплексных инженерных изысканиях, продолжительных наблюдениях и специальных исследованиях. Исходные материалы для разработки проекта берегозащитных сооружений должны включать в себя:
  • сведения о границах защищаемого участка;
  • сведения об исследуемом участке автомобильной дороги и инженерных сооружениях на нем, их текущем техническом состоянии;
  • сведения о перспективах развития исследуемого участка дороги;
  • материалы региональных исследований и инженерных изысканий, включая картографические материалы с планом трассы, продольные и поперечные профили земляного полотна, совмещенные с геологическими разрезами и нанесенными расчетными уровнями подземных, паводковых и меженных вод;
  • данные по прогнозу последствий и потерь (социальных, экономических и экологических) от воздействия опасных гидрологических и геологических процессов на исследуемый участок дороги.
5.2. Исходные данные для проектирования берегозащитных сооружений должны быть основаны на обобщенной информации, охватывающей все виды изыскательских работ (инженерно-геодезических, инженерно­ гидрометеорологических, инженерно-геологических, инженерно­ геотехнических, инженерно-экологических), выполненных на исследуемом участке автомобильной дороги. Инженерные изыскания следует проводить по заданию проектной организации в соответствии с требованиями СП 47.13330.2012, СП 11-102-97, СП 11-103-97, СП 11-104-97, СП 11-105-97 (части RVI).
5.3 Границы района изысканий устанавливаются по материалам рекогносцировочных обследований и уточняются при последующих инженерных изысканиях. Они должны охватывать участок дороги, подлежащий защите, и сопредельные с ним участки.
5.4. По результатам геодезических изысканий составляются план участка русла реки в масштабе 1:500 или 1:1000 с указанием трассы автомобильной дороги и поперечные профиля (морфостворы), местоположение которых устанавливается в характерных образованиях русла (перегибы меандр, побочни, осередки и пр.), а также в начале и конце участка строительства. Геодезическую съемку морфостворов рекомендуется выполнять с охватом обоих берегов русла и поймы в следующих масштабах: горизонтальный - 1:1000 (1:2000 для рек шириной боле 500 м, включая пойму) и вертикальный 1: 100.
5.5. Для подбора наиболее эффективного типа берегозащитного сооружения для конкретного участка и правильного назначения его параметров необходимо выполнять подробные гидрологические исследования режима реки, результаты которых должны содержать следующие данные:
    • длина и источники питания реки, площадь ее водосборного бассейна;
    • ширина и глубина руслового потока, его уклон;
    • характер берегов и тип руслового процесса на исследуемом участке реки, оценка характера глубинных и плановых деформаций русла и поймы;
    • скорости течения, расход и отметки уровня реки в межень и в паводки, их повторяемость и обеспеченность;
    • характеристика паводков, их интенсивность и продолжительность, границы затопления местности;
    • данные о высоте, длине, периоде и обеспеченности ветровых волн;
    • продолжительность ледоходов, а также данные о толщине и плотности ледяного покрова;
    • наличие и характер карчехода (применительно к отдельным деревьям, их длине и диаметру).
5.6. Отметки уровня реки и скорости течения потока определяются по формулам гидравлики в зависимости от расхода воды, живого сечения
потока, гидравлического радиуса и коэффициентов шероховатости русла. Расчетные гидрологические характеристики определяются в соответствии с положениями СП 33-101-2003, [2], а также по региональным зависимостям или методикам, разработанным для исследуемой территории.
5.7. Для установления планово-высотных границ укрепляемого участка автомобильной дороги с учетом его расположения на пойменно-русловых массивах и влияния на исходный гидравлико-гидрологический режим реки следует использовать наиболее типичные и нормативно обоснованные расчетные схемы возможных искривлений поверхности воды в стесненных и нестесненных условиях в соответствии с [3] и [4].
5.8. В случае если берегозащитное сооружение располагается на криволинейном участке реки и скорости потока достаточно велики, глубину воды у вогнутого берега следует определять с учетом перекоса уровня (рисунок 1), возникающего за счет центробежных сил:
(1)
где - денивеляция уровня, м;
а - кинематический коэффициент воды;
В - ширина русла по урезу воды, м;
v - скорость потока м/с;
g - ускорение свободного падения м/с2;
- радиус кривизны излучины, м.
5.9. В сложных инженерно-геологических условиях для ответственных участков дорог для изучения динамики развития размыва берегов рекомендуется проводить натурные наблюдения в меженный и паводковый периоды путем установки соответствующих наблюдательных пунктов. Наблюдательные пункты располагают по нескольким поперечникам с расстоянием между ними 50-П50 м, при этом в журнале наблюдений должны быть зафиксированы данные о крутизне склонов и откосов, типе растительности и состоянии почвенного покрова на них, месте и характере выклинивания грунтовых вод и др.
662 × 214 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 1 - Перекос уровня воды в реке
5.10. Основной целью инженерно-геологических изысканий является получение фактических материалов о геологическом строении рассматриваемого участка реки, физико-механических характеристиках грунтов надводной и подводной частей склона или откоса, гранулометрическом составе русловых отложений, а также об опасных геологических процессах (оползнях, обвалах и др.), развитых в пределах рассматриваемого участка дороги и соседних с ним.
5.11. При выполнении инженерных изысканий особое внимание следует уделить карьерам по выборке песчано-гравийно-галечного материала из русла или на пойме (как существующим, так и планируемым). Устройство карьеров может привести к изменениям гидрологических характеристик на значительном расстоянии от выемки.
5.12. Инженерно-экологические изыскания выполняются с целью получения исходных данных для оценки воздействия на окружающую среду, предотвращения, снижения или ликвидации неблагоприятных последствий строительства берегозащитных сооружений на откосах и склонах автомобильных дорог.
5.13. По результатамвыполненных изысканий составляются рекомендации по выбору принципиальных схем берегозащитных сооружений, и выполняется прогноз изменений инженерно-геологических, гидрологических и экологических условий с учетом природных и техногенных факторов на расчетный срок эксплуатации участка автомобильной дороги.

6 Проектирование берегозащитных сооружений

6.1. Расчетно-прогнозные гидрологические и геологические условия проектирования и функционирования берегозащитных сооружений во многом предопределены положением трассы автомобильной дороги на пойменно-русловых массивах, ее конструктивными особенностями и техногенным влиянием на изменение исходного гидрологического режима реки. В связи с этим проектируемое берегозащитное сооружение должно учитывать все особенности и условия работы, сопряженных с ним дорожных сооружений.
6.2. Типы берегозащитных сооружений, их параметры и компоновку следует выбирать на основании сравнения технико-экономических показателей различных вариантов с учетом:
  • категории и перспективы дальнейшего развития защищаемого участка автомобильной дороги;
  • текущего технического состояния земляного полотна автомобильной дороги;
  • функционального назначения, класса и требуемого срока эксплуатации проектируемого берегозащитного сооружения;
  • опыта эксплуатации дорог и берегозащитных сооружений в сходных инженерно-геологических и гидрологических условиях;
  • существующих сооружений и мероприятий инженерной защиты, расположенных на исследуемом участке или прилегающих к нему территориях;
  • топографии дна и берега, наличия препятствий на подходах к защищаемому склону или откосу;
  • местных климатических условий (интенсивности и продолжительности ливней, количества выпадающих осадков и распределения их по месяцам, максимальных скоростях ветра и т. п.);
    • типа руслового процесса реки и его изменений под влиянием возводимых или других близкорасположенных сооружений, систематических и нерегулируемых заборов грунта из русла и др.;
    • местных гидрологических условий (амплитуды колебаний и повторяемости уровней воды в реке, высоты и длительности затопления, скорости течения, высоты волны, ледового режима, карчехода и т. п.);
    • местных искривлений водной поверхности на излучинах рек, при сгонно-нагонных и других явлениях, а также при различном плановом положении автомобильных дорог на пойменно-русловых массивах речных долин;
    • условий слива пойменных и поверхностных вод и обусловленной этим возможности образования линейной эрозии на склонах и откосах;
    • геологического строения надводной и подводной частей берегового склона или откоса (типа грунтов, их свойств, состояния и т. и.);
    • существующих и прогнозируемых опасных инженерно-геологических процессов на участке (оползней, обвалов и т. п.);
    • условий и методов производства строительных работ;
    • заданных сроков начала устойчивого функционирования защищаемого участка дороги и сезонов выполнения работ;
    • вида и количества имеющихся местных строительных материалов, возможных условий их разработки;
    • воздействия проектируемого берегозащитного сооружения на окружающую среду;
    • требований судоходства, лесосплава и водопользования;
    • обеспечения эстетических и архитектурных требований.
6.3. Топографические условия в зоне защищаемого участка являются одним из основных показателей, определяющих возможные варианты типов и конструкций берегозащитных сооружений. В зависимости от очертаний дна и топографии берегового склона или откоса, защитные сооружения могут быть подвержены со стороны реки воздействиям различной интенсивности. При больших глубинах развивающиеся на водной поверхности ветровые волны свободно распространяются от подветренного берега до фронта берегозащитного сооружения. Если по пути перемещения волн встречаются выступающие участки (острова, отмели и т. п.) или на подходах к сооружению имеется поднимающееся дно, то в связи с возникающими процессами трансформации происходит изменение параметров исходных волн и величины их воздействий на сооружение. Топографическая конфигурация береговой полосы также оказывает влияние на характер и интенсивность ледовых воздействий, процессы переработки берега, режимы течений и иные русло формирующие и гидрологические явления.
6.4. Инженерно-геологические и гидрогеологические условия исследуемого участка определяют возможность переформирования береговой полосы, размыва дна на подходах к сооружению, необходимость дренирования склона или откоса, каптажа родников и прочих выходов грунтовых вод, а также устанавливают вероятность оползневых подвижек.
6.5. Разнообразие вариантов расположения автомобильных дорог вдоль речных долин, а также геологических, гидрологических и других условий, перечисленных в п. 6.2, предопределяет большое количество различных конструктивных решений по защите речных склонов и откосов. При относительно небольшой крутизне склона или откоса и незначительном стеснении пойменно-русловых массивов применяются откосные сооружения (раздел 8). В случае большой крутизны и невозможности стеснения пойменно­ русловых массивов, сложной инженерно-геологической обстановки, а также в районах с тяжелыми ледовыми условиями применяются вертикальные сооружения (раздел 9). На некоторых участках рек также возможно применение полуоткосных берегозащитных сооружений, совмещающих в себе характерные конструктивные элементы обоих указанных типов сооружений. Совместно с берегозащитными сооружениями, рассмотренными в настоящем методическом документе, для защиты от водной эрозии могут использоваться и иные специальные конструкции и мероприятия укрепления склонов и откосов, в том числе с использованием зеленых насаждений.
6.6. При проектировании на горных реках следует иметь в виду, что на данных территориях геологические напластования горных пород редко бывают постоянными даже на сравнительно коротких участках. Разнообразие геологических напластований и значительные изменения мощности слоев и их положения может обуславливать необходимость изменения конструкции берегозащитного сооружения через каждые 5СН-100 м.
6.7. Сопоставление и выбор оптимальных конструкций должны сопровождаться соответствующими технико-экономическими обоснованиями, при разработке которых следует учитывать степень целесообразности и эффективности проектно-строительных решений различных вариантов. Технические и технологические решения конкретного варианта должны содержать оценки экономического, социального и экологического эффектов при его осуществлении.
6.8. К основным критериям сопоставления различных конструкций и выбора наиболее оптимального варианта берегозащитного сооружения следует относить: