ОДМ 218.3.049-2015 Методические рекомендации по применению многослойных композиционных дренирующих материалов (геодрен) для осушения и усиления дорожных конструкций при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

Федеральное дорожное агентство
(Росавтодор)
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФГБУ «РОСДОРНИИ») – канд. техн. наук Фомин А.П., Щукин С.Н., инж. Никанычева Е.В., Косарев Ю.И., Труфанова О.В.
2. ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства
3. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 26.08.2015. № 1563-р
4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее – ОДМ) устанавливает положения, регламентирующие применение многослойных композиционных дренирующих геосинтетических материалов (далее – геодрен) для осушения и усиления дорожных конструкций при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог.
1.2 ОДМ содержит требования, предъявляемые к геодренам, методам проектирования дренажей с их применением, а также особенностям технологии производства работ в случае их применения.
1.3 Положения настоящего ОДМ предназначены для применения организациями, выполняющими работы по проектированию, строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог общего пользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 9.049-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Материалы полимерные и их компоненты. Методы лабораторных испытаний на стойкость к воздействию плесневых грибов
ГОСТ Р 50276-92 (ИСО 9863-90) Материалы геотекстильные. Метод определения толщины при определенных давлениях
ГОСТ Р 50277-92 (ИСО 9864-90) Материалы геотекстильные. Метод определения поверхностной плотности
ГОСТ Р 52608-2006 Материалы геотекстильные. Методы определения водопроницаемости
ГОСТ Р 53238-2008 Материалы геотекстильные. Метод определения характеристик пор
ГОСТ Р 55028-2012 Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения
ГОСТ Р 55030-2012 Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения прочности при растяжении
ГОСТ Р 55031-2012 Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к ультрафиолетовому излучению
ГОСТ Р 55032-2012 Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к многократному замораживанию и оттаиванию
ГОСТ Р 55033-2012 Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения гибкости при отрицательных температурах
ГОСТ Р 55035-2012 Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к агрессивным средам
СП 34.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*
СП 78.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85
СП 126.13330.2012 Свод правил. Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями, а также обозначения и сокращения:
3.1 многослойный композиционный дренирующий материал (плоская геодрена): Комбинированный геосинтетический материал в определении ГОСТ Р 55028, включающий слой (слои) нетканого геотекстильного материала, выполняющего роль фильтра, и слой, формирующий объемную структуру геосинтетического материала – дренажное ядро (геомат, георешетка, геосетка, геопластмасса) и выполняющий функции дренирования дорожных конструкций.
3.2 дорожная конструкция: Инженерное сооружение, состоящее из дорожной одежды и верхней части земляного полотна в пределах рабочего слоя.
3.3 дренажное ядро: Геосинтетический материал (геомат, георешетка, геосетка, геопластмасса), образующий объемную структуру геодрены и выполняющий функцию дренирования дорожных конструкций.
3.4 водопропускная способность в плоскости геодрены (qрг): Объем воды, пропускаемой через единицу ширины геодрены за единицу времени при определенном градиенте напора и давлении – л/(м∙с).
3.5 расчетная водопропускная способность геодрены (qррг): Водопропускная способность геодрены с учетом эксплуатационных факторов, влияющих на нее (обжатие, заиление).

4 Общие положения

4.1 Многослойные композиционные дренирующие материалы (геодрены) отличаются качественно более высокой водопроницаемостью в плоскости полотна, на порядок превышающей водопроницаемость минеральных дренирующих материалов или нетканых геотекстильных материалов. В результате их применения обеспечивается ускоренное осушение дорожных конструкций, что приводит к улучшению физико-механических свойств грунтов и усилению дорожных конструкций.
4.2 Настоящий документ регламентирует применение геодрен в дренажных системах при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, дополняя положения СП 34.13330.2012, ОДН 218.046-01 [1] с учетом особенностей свойств современных геодрен. При разработке документа учтены данные международного опыта, в частности, положения стандартов EN 13252:2005 [2], EN 13249:2005 [3].
4.3 В документе рассматривается применение геодрен различной структуры, классификация которых представлена в разделе 5, в том числе геодрен, также выполняющих помимо основной функции дренирования, одновременно дополнительную функцию гидроизоляции.
4.4 Свойства применяемых геодрен должны соответствовать параметрам, регламентируемым разделом 6 настоящего документа. Основные из них могут уточняться с учетом области применения на основе положений методики проектирования, изложенной в разделе 7. Условием их применения является наличие технической документации, содержащей данные по параметрам свойств, указанным в разделе 6 и подтверждающей их соответствие отраслевым требованиям (стандарты организации производителя, заключения организаций, представляющих отрасль потребителя).
4.5 Основная цель применения геодрен – обеспечение осушения грунтов при повышенном притоке воды в плоскостных дренажах дорожных одежд, откосных дренажах, создание дренирующих и капилляропрерывающих прослоек в нижней части насыпей.
4.6 Выбор конструктивных решений выполняют на основе технико-экономического сопоставления вариантов, включающих традиционные решения. В отношении основного альтернативного решения, предусматривающего использование песчаных дренирующих слоев, применение геодрен имеет следующие преимущества:
-основным элементом дренажных систем является материал заводского изготовления с гарантированными параметрами свойств, что повышает их надежность;
-сокращается объем применения традиционных минеральных материалов и требования к ним (в конструкциях плоскостного дренажа дорожных одежд в сочетании с геодренами могут применяться пески с коэффициентом фильтрации от 0,5 м/сутки);
-повышается технологичность выполнения работ;
-повышается вариативность применяемых конструктивных решений, возможность их лучшей оптимизации за счет наличия ассортимента геодрен различной структуры;
-в отдельных областях применения создается возможность снижения высоты земляного полотна, назначаемой, исходя из требований таблицы 7.2 СП 34.13330.2012, перевода типа местности по характеру и степени увлажнения из второго-третьего в первый со снижением расчетной влажности грунтов рабочего слоя земляного полотна (геодрены в нижней части земляного полотна);
-при выполнении работ по реконструкции с сохранением существующей дорожной одежды и ее уширением обеспечивается отвод воды от существующего дополнительного слоя основания дорожной одежды, водопроницаемость которого ухудшилась в процессе эксплуатации, а путь фильтрации воды увеличился при уширении; в этом случае применение геодрен может рассматриваться как альтернатива полной замене существующей дорожной одежды;