ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(РОСАВТОДОР)
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН: Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ).
2 ВНЕСЕН Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог и Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
3 ИЗДАН на основании распоряжения от «10»11.2015 г. № 2106-р
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
1 Область применения
Методические рекомендации предназначены для определения общественной, коммерческой и бюджетной эффективности инвестиций в строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений.
2. Нормативные ссылки
В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:
СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*;
СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004;
СП 78.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85.
3. Термины и определения
В настоящем методическом документе применяются следующие основные термины с соответствующими определениями:
1 административно устанавливаемые цены: Цены, устанавливаемые по решению органов законодательной и исполнительной власти, в том числе государственных органов регулирования.
2 безрисковая норма дисконта: Ставка дисконтирования, не учитывающая потенциальные факторы риска проекта.
3 бюджетная эффективность проекта. Целесообразность реализации проекта, оцениваемая с точки зрения ее влияния на бюджет соответствующего уровня.
4 вероятность риска: Измеритель частоты возможного наступления неблагоприятного события для реализации проекта.
5 вид воспроизводства дорожного сооружения'. Вид выполняемых мероприятий при создании или последующей эксплуатации дорожного сооружения, предусматривающих их деление на работы по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и строительству.
6 воспроизводство дорожных сооружений'. Непрерывный процесс их создания, модернизации и поддержания в регламентированном транспортно эксплуатационном состоянии в условиях физического и морального износа.
7 дисконтирование стоимости. Процесс приведения будущей стоимости де нег к текущей их стоимости.
8 жизненный цикл автомобильной дороги. Период создания и функционирования дороги с момента проектирования до момента ее реконструкции.
9 идентификация рисков: Процесс установления перечня основных видов рисков, присущих осуществлению конкретного проекта.
- коммерческая эффективность дорожного проекта. Целесообразность реализации проекта, оцениваемая с точки зрения ее влияния на финансовые последствия деятельности его участников.
- компьютерная модель: Модель воспроизводства дорожного сооружения, реализуемая компьютерными средствами в стандартной программе Excel.
- критерий оптимальности: Признак или показатель, характеризующий степень достижения поставленной цели.
- морально изношенное дорожное сооружение: Дорожное сооружение, исчерпавшее проектную пропускную или несущую способность (грузоподъемность).
- неопределенность условий осуществления проекта: Неполнота и/или неточность информации об условиях реализации проекта.
- номинальная ставка процента: Ставка процента, устанавливаемая без учета изменения покупательной стоимости денег в связи с инфляцией.
- норма дисконта: Нормируемая минимально допустимая величина прибыли на капитал, выраженная в процентах или относительных единицах измерения.
- общественная эффективность дорожного проекта: Целесообразность реализации проекта, оцениваемая с точки зрения ее влияния на социально-экономические последствия для общества в целом.
оптимальная стратегия воспроизводства дорожного сооружения:
Стратегия воспроизводства дорожного сооружения, обеспечивающая достижение максимального результата по заданному критерию оптимальности.
простое воспроизводство дорожного сооружения: Процесс содержания или ремонта дорожного сооружения, обеспечивающий поддержание или восстановление его утраченных качеств.
расширенное воспроизводство дорожного сооружения: Процесс капитального ремонта, реконструкции дорожного сооружения или его нового строитель ства, обеспечивающий придание сооружению новых транспортно эксплуатационных качеств.
реальная ставка процента: Ставка процента, устанавливаемая с учетом изменения покупательной стоимости денег в связи с инфляцией.
реальные цены: Административно-устанавливаемые или рыночные цены.
риск осуществления проекта: Возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода негативные последствия для реализации проекта.
- стратегия воспроизводства дорожного сооружения: Объемы, сроки и последовательность выполнения отдельных видов работ на дорожных сооружениях
- целью достижения желаемого результата в заданный период времени.
фактор риска: Потенциально возможное неблагоприятное изменение ка кого-либо параметра или тех или иных условий реализации дорожного проекта.
26 финансовая реализуемость проекта: Обеспечение такой структуры де нежных потоков, при которой на каждом шаге расчета имеется достаточное количество денег для осуществления проекта.
27 формирование стратегий воспроизводства дорожного сооружения.
Процесс определения конкурентоспособных вариантов повышения транспортно эксплуатационных качеств сооружений в течение заданного периода.
28 экономико-математическая модель воспроизводства. Математическое описание экономического процесса воспроизводства дорожного сооружения в целях исследования и управления им.
4 Методические основы оценки эффективности дорожных проектов
4.1. Основные положения
4.1.1. Назначение методических рекомендаций основные принципы их разработки
4.1.1.1. Настоящие «Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных до рог» (далее Методические рекомендации по оценке эффективности дорожных проектов или просто «Методические рекомендации») предназначены для оценки эффективности инвестиционных программ развития и совершенствования дорожной сети; проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог и других дорожных сооружений, обоснования их планировочных и конструктивных решений.
4.1.1.2. В основу разработки «Методических рекомендаций» положены следующие принципы:
строгого соответствия всех его основных методических положений официальным межотраслевым Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов;