ОДМ 218.4.023-2015 Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(РОСАВТОДОР)

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН: Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ).
2 ВНЕСЕН Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог и Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
3 ИЗДАН на основании распоряжения от «10»11.2015 г. № 2106-р
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

1 Область применения

Методические рекомендации предназначены для определения общественной, коммерческой и бюджетной эффективности инвестиций в строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений.

2. Нормативные ссылки

В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:
СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*;
СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004;
СП 78.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85.

3. Термины и определения

В настоящем методическом документе применяются следующие основные термины с соответствующими определениями:
1 административно устанавливаемые цены: Цены, устанавливаемые по решению органов законодательной и исполнительной власти, в том числе государственных органов регулирования.
2 безрисковая норма дисконта: Ставка дисконтирования, не учитывающая потенциальные факторы риска проекта.
3 бюджетная эффективность проекта. Целесообразность реализации проекта, оцениваемая с точки зрения ее влияния на бюджет соответствующего уровня.
4 вероятность риска: Измеритель частоты возможного наступления неблагоприятного события для реализации проекта.
5 вид воспроизводства дорожного сооружения'. Вид выполняемых мероприятий при создании или последующей эксплуатации дорожного сооружения, предусматривающих их деление на работы по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и строительству.
6 воспроизводство дорожных сооружений'. Непрерывный процесс их создания, модернизации и поддержания в регламентированном транспортно­ эксплуатационном состоянии в условиях физического и морального износа.
7 дисконтирование стоимости. Процесс приведения будущей стоимости де­ нег к текущей их стоимости.
8 жизненный цикл автомобильной дороги. Период создания и функционирования дороги с момента проектирования до момента ее реконструкции.
9 идентификация рисков: Процесс установления перечня основных видов рисков, присущих осуществлению конкретного проекта.
    1. коммерческая эффективность дорожного проекта. Целесообразность реализации проекта, оцениваемая с точки зрения ее влияния на финансовые последствия деятельности его участников.
    2. компьютерная модель: Модель воспроизводства дорожного сооружения, реализуемая компьютерными средствами в стандартной программе Excel.
    3. критерий оптимальности: Признак или показатель, характеризующий степень достижения поставленной цели.
    4. морально изношенное дорожное сооружение: Дорожное сооружение, исчерпавшее проектную пропускную или несущую способность (грузоподъемность).
    5. неопределенность условий осуществления проекта: Неполнота и/или неточность информации об условиях реализации проекта.
    1. номинальная ставка процента: Ставка процента, устанавливаемая без учета изменения покупательной стоимости денег в связи с инфляцией.
    2. норма дисконта: Нормируемая минимально допустимая величина прибыли на капитал, выраженная в процентах или относительных единицах измерения.
    3. общественная эффективность дорожного проекта: Целесообразность реализации проекта, оцениваемая с точки зрения ее влияния на социально-экономические последствия для общества в целом.
оптимальная стратегия воспроизводства дорожного сооружения:
Стратегия воспроизводства дорожного сооружения, обеспечивающая достижение максимального результата по заданному критерию оптимальности.
простое воспроизводство дорожного сооружения: Процесс содержания или ремонта дорожного сооружения, обеспечивающий поддержание или восстановление его утраченных качеств.
расширенное воспроизводство дорожного сооружения: Процесс капитального ремонта, реконструкции дорожного сооружения или его нового строитель­ ства, обеспечивающий придание сооружению новых транспортно­ эксплуатационных качеств.
реальная ставка процента: Ставка процента, устанавливаемая с учетом изменения покупательной стоимости денег в связи с инфляцией.
реальные цены: Административно-устанавливаемые или рыночные цены.
риск осуществления проекта: Возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода негативные последствия для реализации проекта.
    1. стратегия воспроизводства дорожного сооружения: Объемы, сроки и последовательность выполнения отдельных видов работ на дорожных сооружениях
  1. целью достижения желаемого результата в заданный период времени.
фактор риска: Потенциально возможное неблагоприятное изменение ка­ кого-либо параметра или тех или иных условий реализации дорожного проекта.
26 финансовая реализуемость проекта: Обеспечение такой структуры де­ нежных потоков, при которой на каждом шаге расчета имеется достаточное количество денег для осуществления проекта.
27 формирование стратегий воспроизводства дорожного сооружения.
Процесс определения конкурентоспособных вариантов повышения транспортно­ эксплуатационных качеств сооружений в течение заданного периода.
28 экономико-математическая модель воспроизводства. Математическое описание экономического процесса воспроизводства дорожного сооружения в целях исследования и управления им.

4 Методические основы оценки эффективности дорожных проектов

4.1. Основные положения

4.1.1. Назначение методических рекомендаций основные принципы их разработки

4.1.1.1. Настоящие «Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных до­ рог» (далее Методические рекомендации по оценке эффективности дорожных проектов или просто «Методические рекомендации») предназначены для оценки эффективности инвестиционных программ развития и совершенствования дорожной сети; проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог и других дорожных сооружений, обоснования их планировочных и конструктивных решений.
4.1.1.2. В основу разработки «Методических рекомендаций» положены следующие принципы:
строгого соответствия всех его основных методических положений официальным межотраслевым Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов;