ОДМ 218.4.023-2015 Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог стр. 2

всестороннего учета специфических особенностей оценки эффективности инвестиционных проектов в дорожном хозяйстве;
систематизации требований, предъявляемых к методам расчета всех видов транспортного и внетранспортного эффектов от строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог;
создание условий для творческой инициативы проектировщиков при оценке требуемой степени детализации расчетов общественной и коммерческой эффективности дорожных проектов.
4.1.1.3. «Методические рекомендации» предназначены для предприятий и организаций любой организационно-правовой формы, участвующих в разработке, экспертизе и реализации дорожных проектов.
4.1.1.4. «Методические рекомендации» могут быть использованы:
при расчетах общественной, коммерческой и бюджетной эффективности дорожных программ и проектов;
  • при оценке финансовой реализуемости коммерческих дорожных проектов и целесообразности создания государственно-частных партнерств;
  • при сравнении вариантов проектных решений в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог и дорожных сооружений;
  • при анализе социально-экономических последствий от выполнения или невыполнения дорожных программ и проектов;
при проведении экспертиз и подготовке экспертных заключений о целесообразности государственной поддержки дорожных проектов.
4.1.1.5 В Методических рекомендациях используются основные понятия определения, принятые в Приложении 1 официальных «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов».

4.1.2. Основные задачи оценки эффективности проектов

Оценка эффективности дорожного проекта в общем случае предполагает решение следующих задач:
1) определение абсолютной эффективности проекта, которая устанавливается как степень результативности реализации его выбранного варианта в конкретных условиях, т.е. путем сравнения получаемых от проекта эффектов, с требуемыми для этого затратами;
2) определение сравнительной эффективности проекта, которая устанавливается на основе сопоставления показателей его затрат и результатов с аналогичными показателями других проектов или на основе сопоставления указанных показателей по вариантам данного проекта;
3) оценку устойчивости показателей эффективности проекта к потенциально возможным изменениям условий его реализации, т.е. учет факторов риска и неопределенности осуществления проекта;
4) оптимизацию стратегии воспроизводства автомобильной дороги, т.е. выбор из потенциально возможных вариантов ее развития в течение жизненного цикла наиболее целесообразного по заданному критерию.

4.1.3. Виды и показатели эффективности проекта

4.1.3.1. Под эффективностью инвестиционного проекта понимается степень соответствия его результатов целям и интересам его участников, в качестве которых могут выступать как общество в целом, так и отдельные субъекты инвестиционной деятельности по данному проекту (инвесторы, акционеры, кредиторы).
При оценке эффективности инвестиций в дорожные проекты следует различать следующие ее виды: общественную, коммерческую и бюджетную. Общественная эффективность характеризует социально-экономические последствия осуществления проекта для общества в целом, коммерческая его финансовые последствия для конкретных участников (инвесторов) и бюджетная финансовые последствия проекта для федерального, регионального или местного бюджета.
4.1.3.2. Общественная эффективность рассчитывается для народнохозяйственных и крупномасштабных инвестиционных проектов, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в стране или в отдельных регионах и отраслях. К таким проектам относятся все проекты строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных до­ рог общего пользования.
4.1.3.3. Расчет коммерческой эффективности строительства и реконструкции дорог осуществляется в том случае, если для их воспроизводства используются вне­ бюджетные источники финансирования или предусматривается создание платных автомобильных дорог.
4.1.3.4. Бюджетная эффективность проектов строительства и реконструкции дорог определяется при необходимости оценки целесообразности участия в них государства с точки зрения расходов и доходов бюджета соответствующего уровня.
4.1.3.5. Для оценки эффективности проектов используются следующие основные показатели, базирующиеся на соизмерении затрат на их осуществление и результатов от реализации: интегральный эффект или чистый дисконтируемый доход, индекс доходности инвестиций, внутренняя норма доходности и срок окупаемости.
Чистый дисконтируемый доход (ЧДД) сумма дисконтированных потоков чистых выгод по проекту, определяемая как разница между результатами и затратами на протяжении всего расчетного периода
(1)
где Rt-результаты от осуществления проекта на t-м шаге расчета;
3t - затраты на реализацию проекта на том же шаге;
Е - норма дисконта;
Т - горизонт расчета (расчетный период сравнения вариантов); t номер шага;
(1+Е) - коэффициент дисконтирования.
Если ЧДД положительный, проект является эффективным (при заданной нор­ ме дисконта) и может быть принят к реализации. Если ЧДД отрицательный, то до­ ходность проекта ниже заданной нормы дисконта (нормы прибыли), и от него сле­ дует отказаться.
На практике часто используется модифицированная формула для определения ЧДД. Для этого из состава затрат исключают дисконтируемые капитальные вложе­ ния (К), определяемые по формуле
()
Где Кt – капиталовложения на t-м шаге расчета.
Тогда формула для расчета ЧДД принимает вид
(3)
где 3*t затраты на t-м шаге за вычетом капиталовложений.
Индекс доходности инвестиций (ИД) представляет собой отношение суммы диско (4)
Индекс доходности инвестиций всегда больше единицы для проектов с положительным ЧДД и наоборот.
Внутренняя норма доходности (ВИД) представляет собой такую норму дисконта инвестиционного проекта, при которой величина дисконтируемых эффектов равна дисконтируемым затратам. Она определяется решением следующего уравнения
(5)
Внутренняя норма доходности показывает фактический уровень доходности общих инвестиционных издержек. При ВНД > Е интегральный эффект является положительным, что указывает на достаточную эффективность проекта. При ВНД < Е интегральный эффект отрицателен и поэтому проект неэффективен.
Срок окупаемости инвестиций (То) это минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого ЧДД становится и в дальнейшем остается неотрицательным.
Кроме вышеуказанных основных критериев эффективности при сравнении вариантов дорожных проектов допускается использование показателей дисконтированных (приведенных) затрат (при равенстве конечных результатов их реализации) и дисконтированных (приведенных) эффектов (при равенстве затрат на их реализацию).
Наиболее важным показателем оценки эффективности проекта является чистый дисконтируемый доход, интегрирующий все без исключения как доходы (прибыли, эффекты), так и затраты, обусловливающие их получение. Все же другие показатели эффективности являются менее репрезентативными, так как они либо имеют неполные (недостаточные) количественные связи со всеми условиями реализации инвестиционного проекта (приведенный эффект или приведенные затраты), либо не дают однозначной экономической интерпретации возможным последствиям изменения этих условий (внутренняя норма дохода, индекс доходности, срок окупаемости).
Содержание входящих в вышеприведенные формулы показателей результатов и затрат, а также норм дисконта зависит от вида рассчитываемой эффективности проекта.
Получаемые при расчете общественной эффективности строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог результаты это экономические эффекты на транспорте и в социальной сфере от их полного или частичного воспроизводства, а затраты общественно необходимые издержки на выполнение дорожных работ, рассчитываемые на основе так называемых «экономических» (т.е. за вычетом налогов и других трансфертных платежей) цен.
Получаемые при расчете коммерческой эффективности строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог результаты это доходы каждого участника проекта (предприятия, акционеров, банка и т. д.) от вложенного в эти виды воспроизводства капитала (инвестиций), а затраты реальные финансовые издержки на производство дорожных работ, рассчитываемые на основе либо рыночных, либо административно установленных цен.
Получаемые при расчете бюджетной эффективности строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог результаты это величина налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня от прямых бюджетных ассигнований на их осуществление. Затраты на воспроизводство дорог при расчете бюджетной эффективности определяются также на основе реальных цен.
Величина нормы дисконта устанавливается при расчете общественной эффективности централизованно1-*, при расчете бюджетной эффективности бюджетом соответствующего уровня, а при расчете коммерческой эффективности каждым участником самостоятельно.
Показатели эффективности проекта и условия его финансовой реализуемости определяются на основе денежного потока, конкретные составляющие которого зависят от вида рассчитываемой эффективности.