теплоснабжение населения производится только за счет эксплуатации изношенного котельного оборудования, рассчитанного на сжигание угля, стоимость которого из-за высоких транспортных и портовых издержек превышает фактически в 2 раза стоимость энергоресурсов для северного завоза в Охинский район Сахалинской области;
не завершены работы по модернизации системы водоснабжения населенных пунктов;
не удалось удовлетворить потребность в ученических местах и повысить качество услуг в сфере здравоохранения из-за высокого износа зданий и сооружений социальной сферы (школ, больниц) и наличия объектов незавершенного строительства;
обеспечение услугами дошкольных учреждений составляет менее 50 процентов прогнозируемого роста потребности в них (в связи с увеличением рождаемости).
В целях обеспечения преемственности и эффективного использования материально-технической базы, созданной в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994 - 2005 годы)", объекты незавершенного строительства в приоритетных отраслях (рыбопромышленном, транспортном комплексе и социальной сфере) будут финансироваться в рамках Программы. В отношении остальных объектов незавершенного строительства должны быть проведены работы по их перепрофилированию для нужд муниципальных образований за счет средств консолидированного бюджета Сахалинской области.
Задача социально-экономического развития Курильских островов требует увязки методов и механизмов решения проблем внутреннего характера (сбалансированного социально-экономического развития территории) с задачами обеспечения геостратегических (внешнеполитических) интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Российской Федерации необходимо в полном объеме использовать конкурентные преимущества этого региона - его водные биологические ресурсы и близость к наиболее динамично развивающемуся региону мира для расширения международного экономического сотрудничества, вовлекая государства Восточной Азии в осуществление совместных проектов на рыночных принципах.
Таким образом, для того чтобы решить сложные и специфические проблемы, стоящие перед регионом, а также способствовать устойчивому развитию стратегически важной приграничной территории, обеспечив экономическое закрепление Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, необходимо федеральным органам государственной власти, органам государственной власти Сахалинской области, органам местного самоуправления и бизнес-сообществу совместно осуществить комплекс инвестиционных и организационно-правовых мероприятий.
Прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода
Учитывая состояние бюджета Сахалинской области и местных бюджетов (дотационность консолидированного бюджета Сахалинской области из федерального бюджета составляет 20 процентов, консолидированный дефицит местных бюджетов - 34,5 млн. рублей (или 12 процентов), решение всего спектра проблем социально-экономического развития Курильских островов невозможно осуществить только за счет внутренних ресурсов региона (для обеспечения финансирования предусмотренных Программой мероприятий требуется ежегодный рост доходной части бюджета Сахалинской области более чем на 20 процентов).
При отсутствии активного участия государства в формировании эффективной производственной и социальной инфраструктуры неразвитых или монопроизводственных регионов происходит упрощение структуры их экономики, проявляющееся в развитии экспортно ориентированных отраслей промышленности, производящих продукцию с низкой добавленной стоимостью, и в уменьшении доходов предприятий от экспорта.
Эффективность использования одной условной тонны биологических ресурсов в России в 2 раза ниже, чем в США и Норвегии, и более чем в 6 раз ниже, чем в Японии. Доходы российских компаний от экспорта водных биологических ресурсов в 2,6 раза меньше, чем доходы китайских компаний, при одинаковом объеме их экспорта.
В отношении Курильских островов можно прогнозировать развитие рыбодобывающей отрасли при одновременном снижении степени переработки сырья и уменьшении доходов предприятий отрасли.
Сохранение тенденции к росту тарифов на электро- и теплоэнергию для населения и предприятий приведет к ухудшению социальной обстановки (доля семейного бюджета курильчан, затрачиваемая на оплату коммунальных услуг, выше среднероссийского уровня) и снижению конкурентоспособности промышленного комплекса Курильских островов (превышение стоимости 1 кВт. ч энергии, используемой для промышленных целей, по сравнению с островом Сахалин в Северо-Курильском районе составляет 4,7 раза, в Курильском районе - 2,05 раза, в Южно-Курильском районе - 4,4 раза).
Ситуация усугубляется высокими транспортными издержками по доставке в регион сырья и энергоресурсов и необходимостью создания их запасов. В сложившейся ситуации доля энергетических затрат в себестоимости продукции рыбопереработки на Курильских островах составляет до 20 процентов, в то время как в Приморском крае - не более 5 процентов.
Прогнозируемая ситуация предполагает негативную динамику возрастной структуры населения. Наблюдается отток экономически активного населения, не занятого в рыбодобывающей отрасли Курильских островов, на фоне общего процесса старения населения и, как следствие, увеличение социальной нагрузки на бюджетную систему.
Отсутствие проработанного комплекса мероприятий, направленных на перспективное развитие Курильских островов, а также несовершенство социальной инфраструктуры муниципальных образований приведут к замедлению положительных демографических процессов, наметившихся в период реализации II этапа (2001 - 2005 годы) федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994 - 2005 годы)", снижению трудового потенциала региона и дефициту рабочей силы на островах.
Основными недостатками развития Курильских островов без использования программно-целевого метода являются:
невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании перечня мероприятий, направленных на создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов и интеграции их экономической системы с экономическими системами Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского региона в долгосрочном периоде;
отсутствие эффективных механизмов координации мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, а также деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Сахалинской области;
недостаточная прозрачность основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения заявленных целей.
Отказ от использования программно-целевого метода негативно скажется на:
возможности увязки инвестиционных мероприятий с организационно-правовыми мероприятиями, осуществляемыми в регионе;
решении приоритетных задач и реализации инвестиционных проектов Программы в предполагаемые сроки и с минимальными затратами;
координации ведомственных и региональных программ по целям, задачам, срокам и приоритетным конечным результатам;
возможности разработки средне- и долгосрочных механизмов привлечения внебюджетных источников;
эффективности расходования средств федерального и регионального бюджетов.
Вследствие этого сроки и затраты, необходимые для достижения результатов Программы, возрастут, а отдельные задачи Программы достигнуты не будут.
Таким образом, для реализации задач по превращению Дальнего Востока в основную территорию для сотрудничества с сопредельными государствами, обеспечения интеграции экономической системы Курильских островов с экономической системой Азиатско-Тихоокеанского региона, а также качественного улучшения уровня жизни населения, предпочтительным оказывается вариант решения проблем развития Курильских островов, при котором приоритетными направлениями Программы должны стать:
увеличение товарной продукции глубокой переработки водных биологических ресурсов на основе оптимального промыслового использования традиционных видов водных биологических ресурсов и вовлечения в промысел недоиспользуемых видов таких ресурсов, а также возобновление промышленного объема добычи лососевых видов рыб;
организация проведения эффективных комплексных исследований и мониторинга состояния запасов водных биологических ресурсов и рационализация их добычи;
развитие современной транспортной инфраструктуры за счет строительства и модернизации портовых и причальных сооружений;
развитие источников нетрадиционной энергетики;
диверсификация экономики региона путем комплексного использования природно-ресурсного потенциала;
совершенствование нормативных правовых и организационных основ управления экономическим развитием региона, обеспечивающих условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые показатели
Основной стратегической целью Программы является создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов с обеспечением бюджетной самодостаточности и интеграции их экономической системы с экономическими системами Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Стратегическими задачами Программы являются:
создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения, постоянно проживающего на Курильских островах, повышение привлекательности этого региона как места жительства;
развитие рыбохозяйственного комплекса, а также транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры Курильских островов;
диверсификация экономики региона, направленная на его сбалансированное развитие и комплексное использование природно-ресурсного потенциала;
создание нормативной правовой базы, обеспечивающей особые экономические условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе и повышения конкурентоспособности российских компаний.
Программа будет реализована в 2007 - 2015 годах в 2 этапа
(I этап - 2007 - 2010 годы, II этап - 2011 - 2015 годы).
На I этапе реализации Программы необходимо:
завершить выполнение основного комплекса мероприятий, связанных с созданием и развитием транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры на островах Итуруп, Шикотан, Кунашир и Парамушир;
снять основные транспортные и энергетические ограничения расширения выпуска промышленной продукции в рыбохозяйственном комплексе;
провести комплексные исследования сырьевой базы, методов и способов добычи, переработки и реализации продукции с высокой добавленной стоимостью;
сформировать сеть предприятий по воспроизводству водных биологических ресурсов, обеспечивающих дополнительно выпуск до 100 млн. штук молоди в год;
разработать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы реструктуризации рыбохозяйственного комплекса Курильских островов, совершенствования механизма добычи водных биологических ресурсов путем создания особых экономических условий для ускоренного развития прибрежного рыболовства и рыбоводства, осуществления мер экономического стимулирования их интенсивного развития в соответствии с Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года.