привлечь средства внебюджетных источников, которые будут направлены на диверсификацию экономики;
расширить международное экономическое сотрудничество в Курильском регионе для развития совместных инвестиционных проектов по организации высокотехнологичных комплексов, связанных с глубокой переработкой сырья, и для эффективного сбыта продукции на международном рынке.
Кроме того, при реализации Программы предусматриваются одновременное осуществление мероприятий, связанных с охраной водных биологических ресурсов в районе Курильских островов, и выделение дополнительных средств на материально-техническое обеспечение правоохранительных органов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в сфере добычи водных биологических ресурсов. Это позволит решить одну из острейших проблем региона - браконьерство. Такие мероприятия целесообразно осуществлять за счет увеличения объемов бюджетного финансирования заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Целевые показатели реализации Программы
Система целевых показателей реализации Программы описывает количественные характеристики, позволяющие оценить состояние социально-экономического развития Курильских островов, а также достижение необходимых целей и задач в процессе реализации мероприятий Программы и к концу планируемого периода.
Оценка эффективности реализации Программы будет ежегодно производиться на основе системы целевых показателей, которая обеспечит мониторинг динамики изменений за оцениваемый период реализации Программы с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Программой предусматриваются 25 показателей, включающие в себя целевые показатели по основным направлениям реализации Программы, в том числе:
комплексные показатели уровня экономического развития территории;
показатели состояния и динамики развития транспортной и социальной инфраструктуры;
показатели состояния и динамики развития рыбохозяйственного комплекса;
показатели состояния и динамики инвестиционного климата и диверсификации экономики;
показатели состояния и динамики демографического развития.
Для каждого из показателей в Программе установлено целевое значение на 2015 год и промежуточные значения на период с 2007 по 2014 год.
Оценка эффективности реализации Программы будет производиться путем сравнения текущих значений показателей с их целевым (промежуточным) значением. При этом результативность мероприятия Программы будет оцениваться исходя из соответствия его ожидаемых результатов поставленной цели, степени приближения к этой цели и косвенных позитивных воздействий на социальную, демографическую, экологическую ситуацию, а также на параметры экономического развития территории.
Система целевых показателей Программы представлена в приложении N 1.
Мониторинг и анализ хода реализации Программы будет проводиться ежеквартально по целевым значениям индикаторов. Система целевых индикаторов представлена в приложении N 2.
III. Система мероприятий Программы
Мероприятия Программы сформированы по следующим направлениям:
развитие транспортного комплекса;
развитие топливно-энергетического комплекса;
развитие рыбохозяйственного комплекса;
формирование социальной инфраструктуры;
развитие телекоммуникационных систем;
развитие автодорожной сети.
Мероприятия Программы представлены в приложении N 3.
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы представлены в приложении N 4.
Проекты для включения в I этап Программы (2007 - 2010 годы) были отобраны с учетом их эффективности и готовности к реализации. С целью снижения экологических рисков для экосистемы Курильских островов на этапе согласования проектно-сметной документации мероприятий Программы в установленном порядке проводится государственная экологическая экспертиза объектов.
Предполагается, что по итогам I этапа реализации Программы будет произведено уточнение состава проектов для II этапа реализации Программы (2011 - 2015 годы) с использованием аналогичных критериев, в том числе по обязательному проведению экологической экспертизы по объектам рыбопромышленного комплекса.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования, необходимый для реализации Программы, составляет 27268,59 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), из них средства федерального бюджета составляют 20692,98 млн. рублей (75,89 процента), средства консолидированного бюджета Сахалинской области - 4686,81 млн. рублей (17,19 процента), средства внебюджетных источников - 1888,8 млн. рублей (6,93 процента).
Основные направления финансирования Программы представлены в приложении N 5.
Распределение затрат между бюджетами различных уровней исполнительной власти Российской Федерации произведено с учетом сложившейся ситуации в отношении дефицитности консолидированного бюджета Сахалинской области в целом и дефицитности бюджетов муниципальных образований Курильских островов в частности. Тем не менее за время реализации мероприятий Программы с учетом предполагаемого увеличения бюджетной обеспеченности муниципальных образований Курильских островов предусматривается рост инвестиционной нагрузки на бюджет Сахалинской области и местные бюджеты на II этапе.
Государственные заказчики Программы при формировании ежегодного объема финансирования мероприятий Программы смогут в случае существенного изменения ситуации, касающейся обеспеченности бюджета муниципальных образований Курильских островов, выходить с предложениями об увеличении объемов софинансирования строительства объектов социальной инфраструктуры.
Абзац пятый признан утратившим силу
Капитальные вложения на I этапе реализации Программы составят 34,66 процента общего объема капитальных вложений, предусмотренных Программой. Из них на строительство объектов рыбохозяйственного комплекса предусмотрено 10,63 процента, транспортного комплекса - 8,17 процента, топливно-энергетического комплекса - 5,48 процента, социальной инфраструктуры - 7,61 процента, на развитие телекоммуникационных систем - 0,11 процента, развитие автодорожной сети - 2,66 процента. В рамках I этапа реализации Программы реализовано 18 мероприятий.
На II этапе реализации Программы на строительство объектов рыбохозяйственного комплекса предусмотрено 12,34 процента общего объема капитальных вложений, предусмотренных Программой, объектов топливно-энергетического комплекса - 10,64 процента, социальной инфраструктуры - 13,16 процента, объектов транспортного комплекса - 17,02 процента, развитие автодорожной сети - 12,18 процента. В рамках II этапа реализации Программы будет реализовано 20 мероприятий.
Необходимость проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ мотивирована низкой изученностью минерально-сырьевой базы как Курильских островов, так и их шельфа, а также недостаточными исследованиями состояния запасов водных биологических ресурсов и вовлечения в промысел неиспользуемых водных биологических ресурсов. Результаты научных исследований в дальнейшем можно будет использовать в целях более глубокой диверсификации экономики Курильских островов. Одновременно необходима глубокая проработка возможности увеличения ресурсного потенциала рыбопромышленного комплекса за счет более рационального использования географического положения Курильских островов с целью продолжения строительства заводов по искусственному воспроизводству лососевых видов рыб без государственного финансирования. Вместе с тем необходимо проводить работы по определению возможности использования ветроэнергетики как варианта формирования замкнутого энергетического комплекса Курильских островов. В связи с тем что все населенные пункты на Курильских островах, по данным предварительного вулканического районирования, находятся в зонах катастрофической или высокой вулканической опасности, необходимо выполнить работы по детальному вулканическому районированию, контролю активности вулканов и оперативному прогнозу извержений с подготовкой регулярных прогнозов ожидаемой вулканической активности на предстоящий период (квартал или месяц).
Объемы финансирования Программы по источникам финансирования и направлениям расходования средств представлены в приложении N 5.1.
V. Механизм реализации Программы
Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга и корректировки Программы.
В связи с этим ход реализации Программы ежеквартально будет оцениваться на основе показателей результативности мероприятий Программы, достижения целевых индикаторов. Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от исполнителей мероприятий. Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы являются формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях ее реализации.
Государственный заказчик - координатор Программы:
осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
организует текущее управление реализацией Программы;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
подготавливает ежеквартально и ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
Абзац восьмой признан утратившим силу
организует мониторинг хода реализации Программы;
несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию;
организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения;