Примечания
1 Специальные меры, которые возможно применять, включают предпусковую вентиляцию или применение стационарного газового датчика внутри оболочки машины.
2 При данных испытаниях двигателей с высокой инерциальной нагрузкой или с автоматическим перезапуском можно определить только рабочие условия, без крутящего резонанса поезда с полным приводом и если можно исключить сдвинутый по фазе перезапуск. Применение оборудования в таких специальных условиях должно быть четко скоординировано изготовителем и пользователем.
В качестве альтернативы, если пусковой ток двигателя ограничен до 300% номинального тока , то проведение оценки возможного искрения воздушного зазора не требуется. Если применение сниженного пускового напряжения требует снизить максимальный пусковой ток до 300% номинального тока , то маркировка двигателя должна содержать знак "X" в соответствии с IEC 60079-0 (перечисление i) 29.2), а в специальных условиях применения должно быть указано, что двигатель может применяться только со сниженным пусковым напряжением, которое ограничивает пусковой ток до 300% номинального тока.
Примечание - Возможным решением является использование преобразователя переменной частоты для обеспечения ограничения тока. Использование других методов снижения пускового напряжения двигателей и стартеров со сниженным напряжением требуют дополнительного согласования.
Таблица 4 - Оценка короткозамкнутых роторов на риск образования искрения в воздушном зазоре
Наименование показателя | Значение (характеристика) | Факторы риска |
Конструкция короткозамкнутого ротора, кВт | Неизолированный стержень собранного короткозамкнутого ротора | 3 |
Открытый цилиндр ротора из литого металла 200 на полюс | 2 | |
Открытый цилиндр ротора из литого металла <200 на полюс | 1 | |
Закрытый цилиндр ротора из литого материала | 0 | |
Изолированный стержень цилиндра ротора | 0 | |
Число полюсов | 2 | 2 |
От 4 до 8 | 1 | |
>8 | 0 | |
Выходная номинальная мощность, кВт | >500 на полюс | 2 |
>200 до 500 на полюс | 1 | |
200 на полюс | 0 | |
Радиальные каналы для охлаждения ротора, мм | Да. 200 (см. примечание 1) | 2 |
Да. 200 (см. примечание 1) | 1 | |
Нет | 0 | |
Фазовый сдвиг ротора или статора, кВт | Да: >200 на полюс | 2 |
Да: 200 на полюс | 0 | |
Нет | 0 | |
Лобовая часть обмотки ротора | Не соответствует (см. примечание 2) | 2 |
Соответствует (см. примечание 2) | 0 | |
Предельная температура, °С | >200 | 2 |
135 200 | 1 | |
135 | 0 | |
Примечания1 - длина крайнего пакета каналов сердечника. Экспериментальные испытания показали, что искрение появляется в основном в каналах около концов сердечника.2 конструкция лобовой части обмотки ротора должна исключать неустойчивый контакт и отвечать требованиям температурной классификации. Этим требованиям соответствует фактор риска, равный 0. В другом случае фактор риска принимает значение, равное 2. |
5.2.4.4 Температура ротора не должна превышать предельно допустимое значение даже при пуске электродвигателя. Температура ротора должна быть менее 300 °С или соответствовать значениям, оговоренным в 4.7.
Примечание - Компоненты короткозамкнутой машины следует выполнять из немагнитного или изолированного материала. В другом случае их температура на поверхности в режиме короткого замыкания электродвигателя может превысить температуру стержней ротора. К таким компонентам относят удерживающие кольца, уравновешивающие диски, центрирующие кольца, вентиляторы или кожух забора воздуха.
5.2.4.4.1 При применении электродвигателя с защитным устройством оттоков перегрузки, используемым для защиты от превышения предельной температуры, необходимо определять время , отношение и указывать их значения в маркировке электродвигателя согласно 9.1.
Интервал времени должен быть достаточным для отключения электродвигателя с коротким замыканием с заторможенным ротором защитным устройством от токов перегрузки. В целом это возможно, если превышаются минимальные значения времени , график зависимости которого от отношения токов представлен на рисунке 2. Значения времени менее величин, приведенных на рисунке 2, допускаются только в случае, если в электродвигателе применено соответствующее защитное устройство от перегрузки, эффективность которого подтверждена испытаниями. Это устройство должно быть указано в маркировке электродвигателя согласно перечислению g) 9.1.
492 × 478 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 2 - График зависимости минимального значения времени моторов от отношения пусковых токов
Не допускается:
- время менее 5 с не должно быть при использовании защитного устройства оттоков перегрузки;
- отношение пускового тока более 10.
5.2.4.4.2 При применении в обмотках электродвигателя датчиков температуры, соединенных с защитными устройствами и предотвращающих превышение температуры, необходимо определять отношение пускового тока и указывать его значение в маркировке электродвигателя согласно 9.1. Время определять и указывать в маркировке не требуется. Датчики температуры обмотки, соединенные с защитными устройствами, считают удовлетворяющими требованиям к температурной защите электродвигателя, если выполняются требования 4.7.4 даже в режиме короткого замыкания электродвигателя. Соответствующие защитные устройства следует идентифицировать при маркировке электродвигателя согласно перечислению g) 9.1.
Значение отношения пускового тока ни при каких условиях не должно превышать 10.
Примечание - Электродвигатели с большой мощностью часто имеют ограниченный ротор, и обычно нецелесообразно ограничивать температуру ротора с помощью использования датчиков температуры обмотки статора.
5.2.4.5 Электродвигатели, питаемые напряжением от преобразователя переменной частоты, следует испытывать и оценивать вместе с преобразователями, указанными в нормативно-технических документах в соответствии с IEC 60079-0. Испытания следует проводить с предусмотренными защитными устройствами или оценивать электродвигатели в соответствии с 5.2.4.7.
Примечание - Дополнительные сведения о применении электродвигателей, питаемых от преобразователя, можно найти в IEC 60034-17. Основной интерес представляют воздействия повышенной температуры, высокой частоты, повышенного напряжения, а также подшипниковых токов. Такие воздействия можно сократить путем применения фильтров низких частот для снижения общего гармонического искажения выходного сигнала преобразователя.
5.2.4.6 Сведения о теплозащите электродвигателей с короткозамкнутым ротором при помощи средств защиты от перегрузки приведены в приложении С.
5.2.5 Требования к обмоткам
Если намотка многофазных обмоток, рассчитанных на напряжение 200 В или свыше, проведена беспорядочно, то между обмотками необходима дополнительная изоляция (помимо лака).
Минимальный зазор между выступом обмотки статора и оболочкой должен быть не менее 3 мм.
Для обмоток, рассчитанных на напряжение менее 1000 В, требования к пропитке должны соответствовать 4.7.2 либо требованиям для фазных обмоток, рассчитанных на напряжение свыше 1000 В.
Намотку фазных обмоток, рассчитанных на напряжение свыше 1000 В, следует проводить по определенной методике, после чего их следует изолировать путем пропитки под вакуумом или с помощью наполнителя с преобладающим содержанием смолы.
5.2.6 Зажимные устройства обмотки статора
Температура зажимных устройств обмоток статора не должна превышать предельную температуру (см. 4.7) при подаче пускового тока в течение времени .
5.2.7 Система изоляции обмотки статора
Если номинальное напряжение превышает 1 кВ, то следует проводить типовые испытания в соответствии с 6.2.1.1 с учетом следующих условий:
- электродвигатель должен быть оборудован нагревателями, препятствующими образованию конденсата;
- конструкция должна позволять применение дополнительных мер для обеспечения отсутствия взрывоопасного газа в оболочке при пуске. В инструкциях на электродвигатель в соответствии с IEC 60079-0 указывают сведения о применении в случае необходимости дополнительных мер.
Примечания
1 Специальные меры включают предпусковую продувку и применение стационарных датчиков газа внутри оболочки двигателя. Другие меры применяют по согласованию с изготовителем, испытательной организацией и пользователем соответственно.
2 Ответственность за применение предпусковой продувки и техобслуживание электродвигателя несет пользователь, который должен руководствоваться стандартами IEC 60079-14 и IEC 60079-17. Поскольку эти стандарты пока не содержат полную информацию, следует руководствоваться приложением G.
5.2.8 Уплотнения подшипников и валов
5.2.8.1 Несоприкасающиеся уплотнения и лабиринтные уплотнения
Для подшипников качения минимальный радиальный или осевой зазор между неподвижными и вращающимися частями любого несоприкасающегося или лабиринтного уплотнения должен быть не менее 0,05 мм. Для подшипников скольжения (опорная втулка) - 0,1 мм. Минимальный зазор должен обеспечиваться при всех возможных положениях вала внутри подшипника.
Примечание - Осевое перемещение в шариковом подшипнике может быть в 10 раз больше, чем радиальное.
5.2.8.2 Соприкасающиеся уплотнения
Соприкасающиеся уплотнения должны быть смазаны или изготовлены из материала, имеющего низкий коэффициент трения (например, политетрафторэтилен). В первом случае конструкция подшипника должна быть такой, чтобы обеспечивалась подача смазки к уплотнению.
На подшипники, которые поставляются изготовителем с крышками, являющимися составной частью подшипников (подшипники, "уплотненные на весь срок службы"), данное требование не распространяется.
Скользящие уплотнения следует оценивать в соответствии с требованиями раздела 4.7.
Примечания
1 Для того, чтобы при работе температура деталей уплотнения не превышала допустимую, изготовитель предоставляет информацию о техобслуживании, которое необходимо выполнять, чтобы обеспечивать соответствие требованиям 5.2.8.
2 Скользящие уплотнения, поперечное сечение которых уменьшается при старении (например, фетровые уплотнительные кольца), считают удовлетворяющими требованиям, если их температура не выходит за установленные пределы при работе в условиях, если их свойства изменились. Эластичные элементы уплотнений, которые изменяют свою форму во время вращения (например V-образные кольца), также считают удовлетворяющими требованиям при аналогичных условиях.
3 В настоящее время нет экспериментальных испытаний, которые могли бы показать, что вероятность разрушения данного вида подшипника во время эксплуатации невелика. Поэтому крайне важно, чтобы изготовитель обращал внимание на надежность конструкции, смазку, охлаждение, контроль и(или) порядок проведения технического обслуживания для снижения риска появления потенциального источника воспламенения при разрушении роликового подшипника.
5.3 Устройства освещения
Примечания