Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 962-р

1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития индустрии детских товаров на период до 2020 года;
план первоочередных мероприятий на 2013 - 2015 годы по реализации Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года.
2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить выполнение плана, утвержденного настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Москва
11 июня 2013 г. N 962-р

Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 962-р)

I. Общие положения

Стратегия развития индустрии детских товаров Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия) и план первоочередных мероприятий на 2013 - 2015 годы по реализации Стратегии (далее - план мероприятий) направлены на создание в России конкурентоспособной, устойчивой и структурно сбалансированной индустрии детских товаров. 
Под детскими товарами в Стратегии подразумевается продукция, предназначенная для детей, ранее не находившаяся в эксплуатации (новая), выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации независимо от страны происхождения. 
Государственная политика в сфере социального развития диктует необходимость развития многопрофильной и инновационно привлекательной индустрии детских товаров в Российской Федерации. 
Основными требованиями, предъявляемыми государством и конечным потребителем к продукции, предназначенной для детей и семей с детьми, являются:
безопасность товаров детского ассортимента;
высокое качество производимой продукции;
доступность детских товаров. 
Переход индустрии детских товаров на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, не только отвечает жизненно важным потребностям многих регионов страны (снижению социальной напряженности, обеспечению занятости населения, развитию малого и среднего бизнеса), но и способствует формированию благополучной, экологически здоровой и развивающей среды детства, удовлетворяющей общественным потребностям в обеспечении полноценной жизни, в частности образованию, воспитанию и оздоровлению детей. 
При разработке Стратегии был проведен всесторонний анализ, в том числе:
определены приоритетные направления развития индустрии детских товаров;
даны общие характеристики индустрии детских товаров;
определены место и роль индустрии детских товаров в решении проблем социального развития;
проведен анализ текущего состояния и перспектив развития индустрии в России;
описаны основные положения нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере индустрии детских товаров;
дана оценка государственному регулированию индустрии детских товаров;
проанализированы перспективы развития индустрии на период до 2020 года, в соответствии с которыми разработаны 2 сценария;
разработаны основные мероприятия по реализации Стратегии и проработаны механизмы обеспечения реализации Стратегии. 
Стратегия и план мероприятий разрабатывались при активном участии органов государственной власти, общественных (экспертных) организаций и экспертных групп представителей промышленности, науки и образования. В разработке Стратегии и плана мероприятий приняли участие более 40 регионов Российской Федерации. 

II. Цель и задачи Стратегии

Целью Стратегии является обеспечение качества, безопасности и доступности продукции и услуг для детей и семей с детьми путем создания в России конкурентоспособной, устойчивой и структурно сбалансированной индустрии детских товаров. 
Основными задачами Стратегии являются:
создание условий для увеличения доли российских товаров для детей на рынке;
развитие инновационного и экспортного потенциала российских предприятий индустрии детских товаров;
повышение доступности, безопасности и качества товаров для детей. 
Стратегия призвана:
определить приоритетные направления развития индустрии детских товаров Российской Федерации;
обеспечить согласованность действий органов исполнительной и законодательной власти различных уровней в принятии решений о развитии индустрии детских товаров;
повысить интенсивность инновационного развития индустрии детских товаров;
заложить основы государственно-частного партнерства в индустрии детских товаров. 

III. Приоритеты государственной политики Российской Федерации по развитию социально-экономического положения семей, имеющих детей, в Российской Федерации

Приоритеты государственной политики в сфере социального развития и демографии определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2553-р. 
Указанные стратегические документы в качестве основной задачи предусматривают создание условий, благоприятных для рождения детей. 
Социально-экономическое положение семей с детьми обусловлено не только экономическими факторами, но и степенью успешности реализации государственной политики Российской Федерации по развитию социально-экономического положения семей, имеющих детей. За 2008 - 2012 годы социально-экономическое положение семей, имеющих детей, постепенно улучшалось. Наблюдался рост реальных располагаемых денежных доходов населения Российской Федерации в 2008 году на 102,4 процента, 2009 году на 103 процента, 2010 году на 105,9 процента, 2011 году на 100,5 процента, 2012 году 104,4 процента. 
Улучшение социально-экономического положения семей с детьми является фактором роста российского рынка детских товаров и открывает новые возможности для отечественных производителей. 

IV. Обоснование необходимости разработки отдельного стратегического документа для индустрии детских товаров

Динамичное развитие внутреннего рынка детских товаров, обусловленное улучшением социально-экономического положения семей с детьми, при высокой импортозависимости, большой доле теневого бизнеса, низкокачественной и контрафактной продукции диктует необходимость выделения индустрии детских товаров в отдельный подсектор экономики. Эта задача требует интеграции регулятивных (правоустанавливающих, контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, кредитных) инструментов. 
Приоритетные направления государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период до 2020 года отражены в государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р. В документе указывается на необходимость включения в сферу государственной образовательной политики с привлечением возможностей медиасферы, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", музеев и индустрии досуга. Поддержка медийно-социальных просветительских проектов в области индустрии товаров и услуг для детей должна стать приоритетным направлением при реализации государственной политики в образовательной сфере. Переход на инновационную модель развития обусловит реализацию мер по формированию современной качественной предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях и центрах раннего развития детей, что приведет к развитию индустрии детских товаров и игровой продукции для детей.