Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 962-р стр. 3

высокая доля в конечной цене посреднической (дистрибуторской) наценки, связанной с недостаточной развитостью прямых связей между производителями и организациями торговли;
особенности таможенного администрирования, выражающегося в высоких затратах на таможенное оформление ввозимой продукции. 
Вместе с тем детские товары входят в тройку товаров-лидеров со значительной долей контрафакта. 
В 2014 году планируется принять ряд технических регламентов и стандартов в сфере индустрии детских товаров Таможенного союза. В 2012 году принят 31 технический регламент Таможенного союза, из них 8 технических регламентов вступили в силу в 2012 году, в том числе 3 технических регламента "О безопасности игрушек", "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" и "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" - в сфере индустрии детских товаров. В 2013 году вступают в силу 13 технических регламентов Таможенного союза, из них 2 технических регламента "О безопасности пищевой продукции" и "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" - в сфере индустрии детских товаров. В 2014 - 2015 годах вступают в силу 10 технических регламентов Таможенного союза, из них технический регламент "О безопасности мебельной продукции" - в сфере индустрии детских товаров. 
Принятые технические регламенты Таможенного союза, с одной стороны, гармонизированы с международными требованиями по большей части позиций, с другой - основаны на ранее действующей базе стандартов. 
В рамках системы оценки соответствия сместились акценты контроля за безопасностью продукции на предупредительные формы контроля, ограничивающие вхождение продукта на рынок. Обращающаяся на рынке продукция остается без должного контроля, тем самым не обеспечивается оперативное удаление с рынка опасной продукции. Кроме того, отсутствие конкуренции среди компаний, предоставляющих услуги по оценке соответствия, приводит к завышению цен на рынке, что в итоге сказывается на стоимости детских товаров для конечного потребителя. 
В 2012 году Роспотребнадзором было проведено 26040 исследований образцов товаров детского ассортимента (из них 15165 исследований образцов импортируемых товаров, или 58,2 процента). 
В ходе контрольно-надзорных мероприятий было изъято из оборота 1276 партий игр и игрушек (403358 единиц игрушек) на сумму более 1,5 млн. рублей (из них на сумму 1,4 млн. рублей импортируемых игрушек и на сумму 160 тыс. рублей отечественных игрушек). 
Количество изъятых из оборота партий товаров детского ассортимента составило 970 партий на сумму более 5 млн. рублей (из них 2,5 млн. рублей приходилось на импортируемые товары, а 2,4 млн. рублей - на отечественные товары). 
В ходе надзорных мероприятий была приостановлена реализация 1397 партий игр и игрушек (411242 единиц игрушек) на сумму 2,7 млн. рублей (из них на сумму 1,7 млн. рублей импортируемых игрушек и соответственно на сумму 1 млн. рублей отечественных игрушек). 
Количество партий товаров детского ассортимента, реализация которых была приостановлена, составило 2028 партий на сумму более 9 млн. рублей (из них 6,8 млн. рублей приходилось на импортируемые товары детского ассортимента и 2,2 млн. рублей - на отечественные).
В Российской Федерации за 2012 год по выявленным нарушениям были назначены административные наказания - 2580 административных штрафов на сумму свыше 5,4 млн. рублей. В суд было направлено 235 дел. 
В этой связи необходимо совершенствовать систему государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований. Механизмами решения этой задачи станут выборочность таможенного контроля в рамках системы управления рисками для импортеров детских товаров, а также создание условий для экспорта российских детских товаров путем оптимизации совершения таможенных операций. 

2. Влияние государственных программ в сфере образования, культуры и здравоохранения на индустрию детских товаров

Стратегия взаимосвязана с достижением целей и задач, изложенных в стратегических документах и нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере социально-экономического и демографического развития, а также государственных программ в области культуры, образования, здравоохранения и социальной сферы. 
В рамках типовой программы развития комплексной инфраструктуры детства необходимо синхронизировать потребности культуры, образования, здравоохранения и социальной сферы. 
С 2013 года осуществляется реализация 1-го этапа государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р. В рамках этой программы предстоит обеспечить финансирование развития профессионального образования, общего образования и дополнительного образования детей, доступность образования и обновление качества образования. 
Для решения задачи повышения доступности дошкольного образования для детей планируется развивать все формы дошкольного образования, включая семейные детские сады, службы ранней помощи и центры игровой поддержки ребенка. Кроме этого, предполагается развивать негосударственный сектор образовательных услуг. С формулировкой новых задач в системе организации дошкольного образования связана необходимость толкования целого комплекса понятий, таких, как "инфраструктура детства", "предметно-пространственная среда для детей", "предметно-развивающая среда". Параллельно необходимо уточнить требования к детским товарам, применяемым в указанной сфере, например требования к продукции для коллективного применения детьми, введение понятия "срок эксплуатации" для продукции коллективного применения в образовательных учреждениях в основном дошкольного звена. Такой подход создаст необходимые параметры при проектировании и производстве товаров (оборудования и игр) предприятиями индустрии детских товаров. 
В сфере развития общего образования на индустрию детских товаров окажут влияние следующие мероприятия:
реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
формирование в общеобразовательных организациях современной технологической среды, включающей использование учебно-лабораторного, учебно-производственного и другого оборудования, мебели, учебных и учебно-наглядных пособий;
формирование безбарьерной среды для детей-инвалидов;
введение института школьной формы - детской деловой одежды. 
Ожидается рост спроса на стандартизированную школьную форму. При обеспечении спроса на указанную школьную форму необходимо решить вопрос о ее безопасности в связи с тем, что детский организм обладает повышенной чувствительностью к воздействию внешних факторов. Для этого планируется создать информационные ресурсы с предложениями дизайнеров, разработчиков и производителей школьной формы. 
Основной тенденцией ближайших лет является интеграция информационно-коммуникационных технологий в традиционную предметно-пространственную развивающую среду. Задачи развития системы дополнительного образования обусловлены тенденцией к формированию индивидуальных образовательных программ. Такие тенденции диктуют новые запросы общества и системы образования. Необходимо стимулировать использование национальных культурных образов (брендов) в электронном контенте для образования детей, а также стимулировать использование популярных героев мультфильмов и фильмов в социальной рекламе, учебниках и другого, в том числе в рамках лицензионной модели. 
Необходимо также стимулировать субъекты Российской Федерации к использованию современных образовательных технологий.
Отдельным перспективным направлением сферы образования является поиск талантов и работа с ними. Для поиска талантов создается национальный ресурсный центр для работы с одаренными детьми. Целью центра является обеспечение разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе и специализированных школах для одаренных детей. Задачами индустрии детских товаров являются создание на основе разработанных методик продукции и вывод ее на российский и по возможности международный рынок. Национальный ресурсный центр для работы с одаренными детьми будет одним из элементов системы подготовки кадров для индустрии детских товаров. 
Таким образом, необходимо стимулировать кооперацию междисциплинарных команд в исследовательской и производственной сферах (в том числе в рамках ресурсного центра для работы с одаренными детьми), а также обеспечить информирование потребителей о новых образцах учебного оборудования и материалах и об опыте их эффективного использования. 
Государственная политика в сфере культуры предполагает:
создание необходимых условий для устойчивого развития сферы культуры, обеспечения максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства;
сохранение культурного наследия России;
повышение качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры;
совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов в сфере культуры. 
Реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2567-р, выступает одним из факторов развития индустрии детских товаров и условием формирования культурной среды для детей, отвечающей растущим потребностям личности и общества. 
Указанной государственной программой предусматриваются модернизация инфраструктуры и обеспечение организаций культуры современным оборудованием, расширение использования современных информационно-коммуникационных технологий и электронных продуктов, осуществление мер государственной поддержки кинематографии, содействие развитию инфраструктуры киносети, в том числе путем создания сети электронных и цифровых кинозалов, прежде всего в малых городах и отдаленных регионах. 
В этой связи для обеспечения координации государственной политики в сфере культуры с направлениями развития индустрии детских товаров необходимо реализовать следующие мероприятия:
разработать и реализовать проекты, направленные на создание и использование национальных культурных образов;
организовать поддержку детского культурно-познавательного туризма в субъектах Российской Федерации. 
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 2511-p. В рамках этой программы предусматриваются меры:
по формированию у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни;
по организации обеспечения детей специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями;
по созданию и развитию медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов;
по совершенствованию социальной инфраструктуры, ориентированной на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья. 
Планируется поддержка предприятий в сфере разработки и производства реабилитационно-коррекционной продукции и изделий медицинского назначения для детей-инвалидов, обеспечивающих максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 
Индустрия детских товаров должна внести вклад в здоровый образ жизни в стране как в рамках обеспечения спортивно-игровым оборудованием и инвентарем образовательных учреждений и организаций, так и в рамках обеспечения доступности спортивного инвентаря и оборудования для семей с детьми. 

3. Институциональное состояние индустрии детских товаров

Индустрия детских товаров является подсектором экономики, включающим производство и сбыт товаров сферы материнства и детства (в том числе и услуг как товара), смежные секторы и потребительскую аудиторию. 
Индустрия детских товаров представляет собой совокупность 15 отраслей, работающих в интересах детей и семей с детьми. 
В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельную отрасль экономики составляют производители аналогичного или непосредственно конкурирующего продукта, на долю которых приходится более 50 процентов объема производства и реализации такого продукта. В индустрии детских товаров число предприятий, в ассортименте которых присутствуют исключительно детские товары, - 6500. 
Перечни кодов видов детских товаров утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" и некоторыми техническими регламентами. Отсутствие взаимосвязи между ними приводит к их различному толкованию.