Основными ожидаемыми эффектами от стратегических приоритетов в развитии региональных кластеров индустрии детских товаров являются:
бизнес-эффекты, связанные с развитием бизнеса участников кластера, продвижением товаров и услуг на новые рынки и формированием новых ассортиментных позиций;
организационные и синергетические эффекты, связанные с появлением новых функций, реализующихся с развитием кластерной инициативы и усилением социального капитала кластера;
инфраструктурные эффекты, связанные с возникновением новых инфраструктурных возможностей, вызванных ростом кластера;
эффекты социального развития и развития территории.
В 2012 году автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" началась разработка проекта "Создание инновационно-промышленного кластера "Территория детства". Целью указанного проекта является создание интегральной стратегической межорганизационной сети отраслевого характера, объединяющей технологически взаимосвязанные ресурсы и ключевые компетенции устойчивой группы территориально близких и функционально связанных предприятий.
Такие российские производители и крупнейшие торговые сети, как группа компаний "Русский стиль" (г. Москва), группа компаний "Тополь групп" (Удмуртская Республика), открытое акционерное общество "Весна" (г. Киров), общество с ограниченной ответственностью "Нордпласт" (г. Санкт-Петербург), общество с ограниченной ответственностью "С-Трейд" (г. Москва), общество с ограниченной ответственностью "Ортомода" (г. Москва), закрытое акционерное общество "Смена" (г. Москва), группа компаний "Детский мир" (г. Москва), группа компаний "Дочки и Сыночки" (Московская область), закрытое акционерное общество "Спецобслуживание" (г. Санкт-Петербург) и другие, проявили интерес к созданию кластера. Кластер будет представлять собой систему, открытую для новых участников.
Целью проекта является создание инновационного территориального парка, объединяющего в себе научные, производственные, культурные и инфраструктурные площадки. Важной особенностью проектируемого кластера является его тиражируемость за счет создания сети отраслевых технопарков в субъектах Российской Федерации и привлечение зарубежных инвесторов, заинтересованных в развитии на российском рынке.
Для расширения возможных направлений технологической модернизации и повышения ее результативности за счет развития научно-производственных партнерств, улучшения условий распространения передовых технологий в экономике, консолидации ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития, интеграции с ведущими научно-исследовательскими организациями, специализирующимися на социально-экономическом развитии сферы материнства и детства, планируется создание национальной технологической платформы индустрии детских товаров "инфраструктура детства", формирование которой может произойти на базе научно-исследовательских институтов и университетов, в том числе Российской академии образования, Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук, Института питания Российской академии медицинских наук, Института психолого-педагогических проблем детства, Института возрастной физиологии и крупнейших российских производителей детских товаров, включающих открытое акционерное общество "Весна", группу компаний "Гранд Тойз", закрытое акционерное общество "Торговый Дом "Гулливер и Ко", закрытое акционерное общество "Элти Кудиц", студию универсального дизайна Галины Волковой, анимационную студию "Анимаккорд", группу компаний "Детский мир", группу компаний "Дочки и Сыночки", общество с ограниченной ответственностью "Новый диск" и др.
К числу приоритетов национальной технологической платформы индустрии детских товаров "инфраструктура детства" относятся:
разработка стратегической программы исследований в сфере инфраструктуры детства с последующей разработкой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
разработка стратегической программы исследований в сфере инфраструктуры детства, предусматривающей определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, выстраивание механизмов научно-производственной кооперации;
формирование программ обучения, определение направлений и принципов развития стандартов и систем сертификации, реализация мер по развитию инновационной инфраструктуры в интересах технологической платформы;
разработка программы технологической платформы по внедрению и распространению передовых технологий в индустрии товаров и услуг для детей, определяющей различные механизмы и источники финансирования, обязательства участников технологической платформы;
создание организационной структуры - научно-исследовательского института инфраструктуры детства, обеспечивающего необходимые условия реализации взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными организациями, входящими в состав участников технологической платформы;
разработка предложений технологической платформы, направленных на совершенствование регулирования в научно-технологической и инновационной сфере.
Удмуртская Республика, Хабаровский край, Тамбовская, Кировская, Ленинградская, Московская, Рязанская, Самарская, Смоленская и Ульяновская области и г. Москва высказали согласие принять участие в проекте.
В этой связи для развития кластерных инициатив необходимо стимулировать существующие институты развития в части включения в основные отраслевые приоритеты их деятельности индустрии детских товаров.
7. Характеристика российского рынка детских товаров
Российский рынок отличается по структуре от общемирового рынка. В России на 1-м месте в структуре продаж находится одежда (31 процент), доля игр и игрушек - 25 процентов (против 40 процентов в мире в целом).
Рынок детских товаров в России является рынком импорта, что негативно сказывается на ценообразовании для конечного потребителя.
Объем отечественного производства детских товаров в России в 2012 году составил 134970 млн. рублей, что соответствует 20,6 процента общего объема рынка детских товаров (в розничных ценах). Доля товаров отечественного производства варьируется в общем объеме рынка. Максимальный объем отечественных товаров концентрируется в группе товаров "книги, канцтовары и школьные принадлежности" (39 процентов), "детское питание" (38 процентов).
По типу деятельности индустрия детских товаров представлена разработчиками, производителями, оптовиками (дистрибьюторами) и розничными магазинами.
Сбытовая структура рынка в последние годы усложняется. Если до наступления периода высокой конкуренции субъекты рынка выполняли, как правило, одну функцию (производство, дистрибуция и розничные продажи), в настоящее время значимые игроки рынка стремятся к интеграции и созданию вертикально-интегрированных компаний.
Объемы рынков важнейших видов товарных групп по рынку детских товаров приведены в приложении N 5.
8. Малое и среднее предпринимательство в индустрии детских товаров
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая система статистического наблюдения за работой организаций малого и среднего предпринимательства в сфере индустрии детских товаров. Создание статистического учета деятельности таких организаций в этой сфере является одной из важных задач Стратегии. Для оценки роли малого и среднего предпринимательства в индустрии детских товаров в этой Стратегии использована экспертная оценка Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (экспертное мнение членов ассоциации на основании опросов).
Субъекты малого и среднего предпринимательства составляют основную часть организаций, работающих в индустрии детских товаров, 80 процентов общего числа хозяйствующих субъектов указанной индустрии промышленности, которые контролируют 53 процента рынка. Среди них высока доля женских (до 30 процентов) и семейных (до 25 процентов) предприятий малого и среднего предпринимательства. Доля организаций малого и среднего предпринимательства в объеме рынка в товарных группах приведена в приложении N 6.
В Российской Федерации действуют программы развития малого и среднего предпринимательства, которые координируются на уровне федеральных органов исполнительной власти при взаимодействии с общественными объединениями предпринимателей и отраслевыми ассоциациями. Ведущая роль в реализации таких программ отводится органам власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в рамках экспериментального проекта выделено несколько регионов, среди которых Пермский край, Ульяновская область, г. Москва и некоторые другие субъекты Российской Федерации, для детального изучения опыта успешной реализации в этих регионах программ развития малого и среднего предпринимательства в сфере индустрии детских товаров. Такой анализ позволит в последующем внести изменения в нормативную правовую базу региона. Как правило, в большинстве субъектов Российской Федерации существует недостаточное количество объектов розничной торговли детскими товарами, преобладает рыночная торговля и, как следствие, недостаточно развиты цивилизованные формы предпринимательской деятельности. Все эти факторы в рамках представленной Стратегии определяют приоритетные направления деятельности, связанные с поддержкой малого и среднего предпринимательства, прежде всего в субъектах Российской Федерации.
В отраслевой цепочке индустрии могут быть выделены следующие направления в развитии малого и среднего предпринимательства:
в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и маркетинга (исследования, разработки, промышленный дизайн) - развитие инновационного предпринимательства в индустрии, использование действующей инфраструктуры поддержки инноваций, исследование перспективных рынков, создание новых продуктов, стимулирование работы проектных команд (стартапов), состоящих из специалистов различных сфер (дизайнеров, технологов, психологов, педагогов, физиологов и др.). Ключевым моментом государственной политики является развитие инфраструктуры промышленного дизайна, поддержка центров промышленного дизайна и прототипирования российских производителей детских товаров и центров молодежного инновационного творчества;
в области развития производства малого и среднего предпринимательства:
оказание содействия в создании инновационно-промышленных кластеров, технопарков, технополисов с логистическими центрами для увеличения конкурентоспособности выпускаемой продукции;
в области розничной торговли индустрии детских товаров в соответствии с государственной политикой в сфере развития торговли малого и среднего предпринимательства:
развитие современных форматов торговли (образовательно-досуговых, торгово-развлекательных центров, специализированных предприятий розничной торговли, фирменных магазинов отечественных производителей);
включение предприятий розничной торговли, проходящих передислокацию с открытых рынков в стационарные объекты розничной торговли, в программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Так, для стимулирования развития малого и среднего предпринимательства необходимо проводить постоянный мониторинг и на его основании уточнять программы развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в части индустрии детских товаров.
9. Российское производство детских товаров
В настоящее время в России предприятий, имеющих полный цикл изготовления продукции, крайне мало. В 2012 году в зависимости от товарной группы российские товары занимали от 9 до 39 процентов объема рынка. В общем объеме рынка российские товары занимали 20,6 процента. Производство детских товаров в России в 2012 году (по данным Росстата) приведено в приложении N 7.
В индустрии функционирует 1245 промышленных предприятий, расположенных в 75 субъектах Российской Федерации (по данным региональных органов исполнительной власти). Прогноз российского производства и импорта по товарным группам индустрии детских товаров в 2012 - 2020 годах в общем объеме рынка детских товаров в Российской Федерации приведены в приложении N 8.
Основными территориями размещения промышленных предприятий, определяющих промышленную и экономическую политику индустрии, являются Центральный (606 предприятий), Приволжский (200 предприятий) и Южный (213 предприятий) федеральные округа, которые имеют наибольший удельный вес в общем объеме производимой продукции.
Субъекты Российской Федерации большое внимание уделяют развитию предприятий индустрии детских товаров на своей территории. Поддержка предприятий индустрии детских товаров осуществляется в рамках региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства и стимулирования инвестиционной деятельности. В ряде регионов развитие предприятий индустрии детских товаров отнесено к приоритетным направлениям, в соответствии с которыми оказываются меры государственной поддержки (Карачаево-Черкесская Республика, Амурская, Воронежская, Кировская, Курская, Костромская, Липецкая, Мурманская, Смоленская, Челябинская области и г. Санкт-Петербург).
В 2 регионах приняты целевые программы развития предприятий индустрии детских товаров. В Ульяновской области утверждена стратегия развития индустрии детских товаров, развитие которой является приоритетным направлением стратегии социально-экономического развития области. Правительством Курганской области утвержден план мероприятий, направленных на поддержку и повышение конкурентоспособности производителей детских товаров и услуг в Курганской области.
С 2009 по 2012 год в общей сложности было выделено субсидий из региональных бюджетов более чем 90 компаниям индустрии на сумму около 160 млн. рублей. Финансирование предприятий индустрии детских товаров происходило в рамках региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства и стимулирования инвестиционной деятельности. В основном субсидии были выданы на возмещение части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционного проекта, возмещение части банковской процентной ставки по краткосрочным кредитам, привлекаемым на закупку сельскохозяйственного сырья, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на сырье и материалы и на технологическое оборудование, компенсацию затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в выставочных мероприятиях, компенсацию части первоначального платежа по договору лизинга. В некоторых регионах действуют программы предоставления целевых грантов и микрозаймов.
В этой связи необходимо усилить поддержку компаний индустрии детских товаров на федеральном и региональном уровнях для создания максимально комфортных условий развития российского производителя, в том числе через создание перечня приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров. Также представляется необходимым проработать вопрос о создании федерального фонда поддержки российских производителей товаров и услуг для детей. Для развития экспортного и инновационного потенциала российских производителей необходимо разработать и внедрить комплексную программу продвижения детских товаров российского производства на российские и зарубежные рынки.
10. Характеристики отечественной промышленности на примере основных товарных групп российского рынка детских товаров
Сегмент одежды на 2012 год является крупнейшим сегментом рынка детских товаров в России. Его доля в общем объеме рынка составляет 31 процент. Объем российского рынка детской одежды в 2012 году составил 203725 млн. рублей.
В ближайшие годы рынок детской одежды будет расти и насыщаться за счет изменения норм потребления и стабилизации демографической ситуации в стране. Средний темп роста рынка за последние годы составил около 15 процентов. Для сравнения среднегодовой темп роста рыночного объема за тот же период времени на французском рынке составил 0,01 процента, на немецком - 1,5 процента.
Основными сегментами рынка детской одежды является одежда для детей от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 6 до 8 лет и от 9 до 14 лет. Наиболее значимым по объему является сегмент детской одежды для детей от 0 до 3 лет, в общем объеме сегмента он занимает 49 процентов.