Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 962-р стр. 7

Основные тенденции российского рынка игрушек:
рост потребительских требований к качеству игрушек (на решение о покупке в первую очередь влияет такой фактор, как безопасность продукции);
активное применение при создании игрушек новых технологий;
изменение структуры рынка игрушек за счет замещения традиционных игрушек интерактивными играми, ассортимент которых постоянно расширяется;
усиление тенденции доминирования известных брендов, увеличение объемов продаж лицензионных игрушек, созданных по фильмам, книгам и играм;
формирование рынка образовательных и развивающих игр и игрушек, специально предназначенных для коллективного применения в системе дошкольного образования (предполагают определенный уровень прочности, возможность гигиенической обработки, комплектность и образовательную ценность). 
Основными российскими производителями являются открытое акционерное общество "Весна" (г. Киров), общество с ограниченной ответственностью "Нордпласт" (г. Санкт-Петербург), закрытое акционерное общество "Степ Пазл" (Московская область), общество с ограниченной ответственностью "Звезда" (Московская область), группа компаний "Русский стиль" (Московская область, Смоленская область, Краснодарский край), общество с ограниченной ответственностью "Стеллар" (г. Ростов-на-Дону), общество с ограниченной ответственностью "Томь сервис" (г. Томск), общество с ограниченной ответственностью "Смоленские игрушки", закрытое акционерное общество "Фарм", общество с ограниченной ответственностью "Дрофа-медиа" и др. Из старых заводов с многолетней историей действуют всего два - Тамбовский пороховой завод, который среди прочей продукции производит детские игрушки-неваляшки, и Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева, которое среди прочей продукции занимается производством резиновых мячей и фейерверков.
Приоритетный рост отечественного производства может быть достигнут в сегменте развивающей продукции, ориентированной на систему дошкольного образования, игр-экспериментов для научно-технического творчества, робототехники, игр для детского творчества, игр для сезонного и активного отдыха, в том числе краеведческого характера, традиционной деревянной игрушки, крупноформатной пластмассовой игрушки и игрового оборудования для коллективного применения детьми, в том числе для детских и дворовых площадок, игрушек по лицензиям российской анимации. 
В области производства аудиовизуального контента для детской аудитории важно принять во внимание, что для современных детей телевидение и сеть "Интернет" являются ключевыми источниками информации об окружающем мире, важнейшим фактором социализации и формирования ценностных ориентиров. 
Дети, проводящие перед экраном в среднем 4 часа в сутки, смотрят или российские программы, ориентированные на взрослую аудиторию, или программы зарубежного производства. 
Современные темпы развития информационных технологий и широкополосного доступа к сети "Интернет" (охвачено более 40 процентов территории Российской Федерации) в ближайшие 3 - 5 лет позволят обогнать телевизионное потребление, являющееся в настоящее время основным для аудитории в возрасте от 4 до 12 лет, и выведут интернет-потребление на первое место. Аудитория интернет-пользователей в возрасте до 12 лет насчитывает сегодня более 18 млн. человек, а прирост числа пользователей в сети "Интернет" в целом в 2012 году составил 57 процентов. Поэтому сегодня практически все традиционные средства массовой информации ищут формы своего представления и развития именно в интернет-пространстве. 
По итогам 2012 года в прокате из 84 отечественных фильмов было представлено только 5 фильмов для детской и семейной аудитории. При этом в прокате 2012 года было 23 анимационных фильма зарубежного производства. 
Дефицит производства детского и юношеского кино можно связать с тем, что открытое акционерное общество "Творческо-производственное объединение "Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького", которое в советский период было главной площадкой (фактически кластером) по производству детских кинокартин и обеспечивало спрос на киноконтент для всей страны, на сегодняшний день практически не выпускает фильмов данного сегмента в связи с финансовыми и управленческими проблемами. 
Изучение принципов телевещания в большинстве развитых стран говорит о том, что рынок детского телевидения в целом является убыточным и требует поддержки со стороны государства. В одних странах роль детского вещателя берут на себя общественные телеканалы, в других - четко прописаны обязательства для коммерческих вещателей относительно доли детских программ в эфире. 
Таким образом, основные меры поддержки детского телевещания в большинстве стран направлены на производство собственных телепрограмм для детей, учитывающих национальные особенности. На их производство выделяются субсидии и гранты как из государственного бюджета, так и из общественных фондов. В качестве стимула для частных инвестиций в детский телеконтент в таких странах, как Франция и Канада, применяют налоговые льготы. В Австралии их частично заменяют схемы компенсации расходов производителей. 
В России нишу детского телевидения заполняют в основном специализированные (эфирные и неэфирные) детские телевизионные каналы. На декабрь 2012 г. в России насчитывалось 15 телевизионных каналов, ориентированных на детскую аудиторию. Только 5 из них являются национальными - "Карусель", "Детский", "Детский мир", "Знание" и "Радость моя". Все прочие являются адаптированными (дублированными) версиями зарубежных каналов и показывают продукцию в основном зарубежного производства. 
В возрастном сегменте от 4 до 12 лет телеканал "Карусель" охватывает 66 процентов аудитории, рейтинг телеканала - 21,3 процента, телеканал "Disney" соответственно - 73 процента и 94,5 процента. Эта ситуация связана с большим опытом производства и высоким уровнем развития сериальной, анимационной и художественной продукции для семейной аудитории в Соединенных Штатах Америки, а также наличием большой библиотеки контента. 
Тем не менее в последние годы на рынке анимации при государственной финансовой поддержке появился ряд качественных анимационных сериалов для детей ("Смешарики", "Маша и медведь", "Фиксики" и др.) и полнометражных фильмов (ленты-франшизы про богатырей, "Белка и Стрелка" и др.). Но при покупке телепрограмм для детей вещатели нередко отдают предпочтение зарубежной анимационной продукции или отечественной мультипликации советского периода, которая стоит в несколько раз дешевле, чем премьерные показы или современная российская анимация. Такая ситуация приводит к тому, что сегодня западные медиакомпании играют ведущую роль в формировании у российских детей образов современных героев. По данным социологических опросов среди детей от 4 до 12 лет только 23 героя из 100 наиболее популярных персонажей детских фильмов имеют российское происхождение и только 7 из них являются современными. Коммерческие возможности использования фильмов и образов из кино колоссальны. 
На сегодня в России насчитывается порядка 450 частных кино- и телекомпаний, из которых около 140 занимаются производством теле- и киноконтента на постоянной основе. При этом около 50 компаний ориентированы на производство анимационной продукции разного формата. Сегодня в России существует только одна государственная анимационная студия - федеральное государственное унитарное предприятие Творческо-производственное объединение "Киностудия "Союзмультфильм". 
Основные тенденции российского рынка детских информационных технологий и медиа:
информатизация, развитие систем мониторинга, развитие облачных решений;
робототехника, разработка детских интерфейсов для взрослых вещей и деятельностей;
развитие интернет-телевидения. 
Приоритетный рост отечественного производства может быть достигнут в сегментах анимации, контента для детского телевидения, лицензионной модели экономического развития сегмента медиа. 
Рынок детской мебели является 3-м (после игр и игрушек и медиа) по емкости сегментом, в котором обеспечена конкурентоспособность российских игроков. Общий объем российского рынка детской мебели в 2012 году составил 991 млн. рублей, доля отечественного производства составила 231 млн. рублей, что соответствует 23,3 процента. 
Рынок детской мебели является специфичным и отличается от рынка корпусной мебели для общего пользования. До кризиса 2002 - 2007 годов рынок мебели был одним из самых динамичных сегментов с высоким темпом роста на уровне 25 процентов, что на 5 - 6 процентов превышало показатели рынка корпусной мебели в целом.
Потребителями детской мебели являются не только индивидуальные лица, но и детские учреждения (ясли, детские сады), школы, интернаты, детские санатории, лагеря и другие комплексы для детей. 
Крупнейшей территорией, производящей детскую мебель в России, стал Приволжский федеральный округ, который занимает 65 процентов общего объема производства. Второй крупной территорией по производству мебели является Северо-Западный федеральный округ (18 процентов). 
Самыми крупными сегментами на рынке детской мебели являются сегменты кроватей и шкафов. В структуре рынка на 2011 год детские кровати занимали 77,9 процента, шкафы - 22 процента. В последние 2 года (с 2010 года) отмечается опережающий по сравнению с кроватями рост сегмента шкафов. Более половины всех шкафов для детских вещей в России (61,5 процента) производится на заводах, расположенных в Центральном федеральном округе. Второе место по объему производства занимает Уральский федеральный округ (14 процентов), а третье - Приволжский федеральный округ (12,1 процента). 
Рынок детской мебели имеет свою специфику, выражающуюся в том, что производство ориентировано на частую смену коллекций, к мебели предъявляются повышенные требования безопасности (к материалам, условиям эксплуатации), а потребитель готов к частой смене мебели. В сегменте недорогой мебели в основном представлены коллекции производителей из России, Польши, Турции и Китая. В сегментах более дорогой мебели работают производители из Германии, Италии, а также Восточной Европы. 
Для рынка детской мебели характерно изменение потребительского поведения, сегодня все больше мебели покупается в крупных гипермаркетах мебели или монобрендовых хорошо известных розничных магазинах. Также заметен значительный рост доли потребителей, которые совершают онлайн-покупки в интернет-магазинах и на торговых площадках в сети "Интернет". Меняются и способы приобретения, все чаще потребители используют безналичные системы оплаты, предпочитая скорость и комфорт приобретения мебели. 
В России лидером по объему выручки среди производителей детской мебели является закрытое акционерное общество "Можгинское деревообрабатывающее народное предприятие "Красная звезда" (Удмуртская Республика). Также значимыми производственными компаниями по производству детской мебели являются открытое акционерное общество "Воткинская промышленная компания" (Удмуртская Республика), открытое акционерное общество "Деревообрабатывающая компания "Мекран" (г. Москва), общество с ограниченной ответственностью "Архангельский цех детской мебели" (Архангельская область), общество с ограниченной ответственностью "Гауди" и общество с ограниченной ответственностью "Фабрика детской мебели "Гномик" (г. Москва), общество с ограниченной ответственностью "Кубаньлесстрой", общество с ограниченной ответственностью "Омега" (Московская область), общество с ограниченной ответственностью "Лескоммебель" (Удмуртская Республика). 
В настоящее время производители детской мебели, как и производители других товаров для детей, не в полном объеме используют льготы по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов. Одной из причин являются размерные ограничения для детских кроватей (размер спального места для них 1200х600 мм), отсутствие в перечне стульчиков и иной детской мебели. 
Приоритетный рост отечественного производства детской мебели может быть достигнут в сегментах продукции, ориентированной на систему дошкольного и школьного образования, производства специальной мебели для лабораторий, кабинетов специалистов (логопедов, психологов), спортивных учреждений, в области благоустройства территорий (парков, зон отдыха, детских и дворовых площадок, комнат матери и ребенка на объектах транспорта и торговых комплексов). 
Детское питание является важным и значимым сегментом рынка детских товаров. По мнению врачей, главный потенциал здоровья подрастающего поколения кроется именно в безопасном полноценном детском питании. 
Российский рынок детского питания развивается очень активно. Сегмент детского питания на 2012 год занимает 10 процентов общего объема рынка. Общий объем российского рынка детского питания в 2012 году составил 63297 млн. рублей, доля отечественного производства составила 24017 млн. рублей, что соответствует 37,9 процента. Темп роста рынка составляет 19 процентов и демонстрирует хорошую динамику. 
Темп роста сегмента детских смесей в 2012 году по сравнению с аналогичным периодом в 2011 году составил 19,3 процента. Объем продаж детских каш вырос соответственно на 17,5 процента. Однако даже при таких внушительных показателях роста российский рынок уступает европейскому, особенно в сегменте смесей и каш для детей раннего возраста (до 3 лет). 
Причина такого положения дел заключается в недостаточном уровне осведомленности родителей о сбалансированном питании. Российские мамы преждевременно переводят детей на взрослые продукты, в то время как педиатры рекомендуют кормить ребенка детским питанием до 3 лет и дольше. Научно доказано, что взрослая пища хуже усваивается растущим детским организмом и в ней не хватает жизненно важных для ребенка витаминов и минералов. 
Структура рынка детского питания представлена такими основными сегментами, как заменители грудного молока, соки, каши, пюре, чай, печенье. 
Рынок детского питания является сегментом, в котором доля детского питания отечественного производства имеет значимый показатель. В структуру отечественного производства включена как продукция отечественных брендов, так и продукция зарубежных брендов, производимая в России. Характеристика производства детского питания в России в 2012 году (по данным Росстата) приведена в приложении N 11. 
Основным каналом продаж детского питания являются супер- и гипермаркеты, на долю которых в 2012 году приходилось более 50 процентов продаж. 
Основной товарооборот составляют заменители грудного молока, детское пюре готовое и детские каши растворимые. 
Регионом с самым высоким уровнем потребления детского питания является г. Москва (45 процентов всего оборота детского питания в 2012 году). 
Полезность для ребенка, дата выпуска и срок годности, состав и экологическая безопасность продукта являются основными факторами выбора детского питания. 
Среди потребителей наблюдается положительное отношение к продуктам отечественного производства. По оценке экспертов, 78,2 процента россиян доверяют качеству отечественных продуктов. 
Основными покупателями детского питания на рынке являются взрослые (родители), 62 процента составляют женщины и 38 процентов - мужчины, при покупке детского питания для подростков доля покупателей-детей возрастает до 21 процента. Рынок детского питания является рынком с высокой долей российских брендов, несмотря на присутствие глобальных игроков. В динамике позиции российских брендов укрепляются. 
Основными тенденциями российского рынка детского питания являются рост потребления детского питания и рост предложения для потребителей. 
Рынок характеризуется наиболее высокой долей локализации производства в России зарубежных производителей. 
Открытое акционерное общество "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" и открытое акционерное общество "Лебедянский" (входят в группу компаний "ПепсиКо"), продовольственная группа "Сады Придонья", общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом СЛАЩЁВА", общество с ограниченной ответственностью "Первый комбинат детского питания", открытое акционерное общество "ПРОГРЕСС" являются лидерами России среди производителей детского питания. 
Приоритетный рост отечественного производства детского питания может быть достигнут в сегменте продукции, ориентированной на систему образования (школьного питания), лечебного и здорового питания, питания для детей первых лет жизни.