Для повышения конкурентоспособности отечественных производителей необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на модернизацию производства и продвижение продукции.
Для продвижения инновационных российских товаров для детей необходимо организовать единую демонстрационную площадку.
Создание и использование национальных культурных образов, а также специализированных дизайн-студий необходимо сделать системными мерами, повышающими инновационный потенциал российских производителей.
Необходимо стимулировать разработку совместных программ российских высокотехнологичных компаний и предприятий индустрии детских товаров по производству и продвижению высокотехнологичных товаров через игровую продукцию.
Государственный спрос может быть обеспечен за счет оснащения государственных и муниципальных учреждений для детей.
11. Состояние специализированной розничной торговли
По структуре традиционных каналов сбыта российский рынок не отличается от общемирового рынка детских товаров. Значительная доля в структуре продаж принадлежит специализированным магазинам.
Необходимо отметить, что доля рыночной торговли велика, в городах с численностью жителей свыше 100 тыс. человек она достигает 20 процентов, а в некоторых городах и поселениях доходит до 50 процентов, что значительно опережает аналогичный показатель в странах Европы. По экспертным данным Ассоциации индустрии детских товаров, доля неорганизованной розницы во Франции составляет 3 процента, в Германии - 4 процента. В перспективе доля неорганизованной розницы в структуре продаж будет падать.
Растет доля детских товаров в аптечных организациях, что связано с малой мобильностью родителей первых лет жизни ребенка и доверием к медицинским каналам продаж. Но развитие продажи детских товаров в аптеках сдерживается спецификой перечня изделий медицинского назначения, разрешенных к продаже в аптечных организациях. Этот перечень не содержит четкой формулировки относительно детских товаров.
Активное развитие получает в настоящее время розничная торговля по франчайзингу и онлайн-торговля.
Потенциальной сферой развития онлайн-торговли является освоение региональных рынков. Основной задачей является удаление тех, кто неспособен предложить потребителю качественные товары и обслуживание, а также необходимость способствовать развитию транспортной инфраструктуры и повышению доступности сети "Интернет".
Детские товары входят в число 5 самых продаваемых товарных категорий. В общей структуре интернет-торговли товары для детей показывают существенный прирост - с 11,3 млрд. рублей в 2011 году до 23,8 млрд. рублей в 2012 году. В структуре продаж детских товаров через сеть "Интернет" преобладают детская одежда (19,5 процента), игрушки (14,5 процента), подгузники (10,4 процента), развивающие игры (9,6 процента), детская обувь (7,9 процента), детское питание (7,7 процента). Детские книги, коляски, мебель и детская косметика составляют от 3,7 до 4,7 процента.
Самыми развитыми регионами российского рынка интернет-торговли детскими товарами остаются г. Москва и Московская область, на их долю приходится 33,6 процента объема рынка в стоимостном выражении. На г. Санкт-Петербург приходится доля в 9,2 процента, на города-миллионники в общем - 14,4 процента. В категории россиян с доходом выше среднего пользователи сети "Интернет" составляют 84 процента. Значительно ниже этот процент у граждан со средним доходом (60 процентов), очень низкий - у граждан с доходом ниже среднего (29 процентов).
Перспективность онлайн-торговли продиктована увеличением аудитории интернет-пользователей, растущим доверием к этому каналу продаж, ростом инвестиционной активности в отрасли. В то же время действуют факторы, сдерживающие рост рынка интернет-торговли детскими товарами в России. Это логистические проблемы, особенно в регионах, характеризующихся невысоким качеством почтовых услуг, неразвитостью банковской системы и платежных систем, нехваткой квалифицированных специалистов по маркетингу и логистике. В регионах не решены проблемы доставки, существуют серьезные проблемы со складскими помещениями. К негативным факторам стоит отнести также относительно длительный срок возврата инвестиций.
Если рассматривать детские специализированные сети с точки зрения потребителя, то самыми привлекательными местами для покупки детских товаров являются "Детский мир", "Дочки и Сыночки", "Дети", "Бегемот", "Кораблик". Лидером по числу торговых точек, объему торговых площадей и обороту среди мультикатегорийных специализированных детских магазинов является группа компаний "Детский мир". В настоящее время она состоит из 198 форматных супер- и гипермаркетов в 98 городах России и Казахстана. Совокупная площадь торговых объектов сети составляет свыше 360 тыс. кв. м. Выручка группы компаний "Детский мир" в 2012 году превысила 27,75 млрд. рублей.
Перечень основных игроков в сегменте "Специализированные магазины" (по данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров) приведен в приложении N 12.
Таким образом, для развития специализированной розничной торговли необходимо обеспечить тиражирование лучших практик по обеспечению семей с детьми детскими товарами, в том числе распространение опыта г. Санкт-Петербурга по предоставлению права некоторым категориям семей приобретения исключительно товаров для детей и детского питания по фиксированным ценам.
Также необходимо оптимизировать ассортимент детских товаров, продаваемых в аптечных организациях, что повысит доступность товаров для маломобильных молодых семей.
VII. Системные проблемы российской индустрии детских товаров
В России практически отсутствуют предприятия, имеющие полный цикл изготовления продукции. Наблюдается слабая отечественная сырьевая база и дороговизна импортных расходных материалов. Многие предприятия организовывают производство своей продукции за пределами Российской Федерации, преимущественно в странах Центральной и Восточной Азии, где создана вся необходимая инфраструктура и хорошо развиты смежные рынки, таким образом, даже для небольшой фирмы имеется возможность организации производства широкого ассортимента продукции в предельно короткие сроки в необходимом качестве и объеме.
Проведенный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации мониторинг показал, что ежегодное обновление технологического оборудования в индустрии не превышает 3 - 4 процента, а коэффициент обновления основных фондов в 4 раза ниже минимально необходимого. Эти результаты свидетельствуют о том, что в структуре станочного парка доля технологического оборудования с высоким физическим и моральным износом (со сроком службы более 20 лет) составляет около 80 процентов. Доля производственных мощностей, не отвечающих современным техническим требованиям, превышает 45 процентов. Ситуацию усугубляет низкий удельный вес освоения инноваций: в индустрии менее 3 процентов общего количества предприятий осваивают инновационные разработки и эффективные технологические решения.
Анализ современного состояния предприятий индустрии детских товаров показал, что при наличии положительных тенденций в развитии остаются проблемы, негативно влияющие на экономический рост и финансовую устойчивость.
Основными системными проблемами, требующими скорейшего решения, являются следующие:
слаборазвитая производственная инфраструктура (в том числе технологии и оборудование) и инновационная составляющая индустрии. Ежегодно лидеры рынка тратят на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию игрушек - 2-й по величине товарной группы индустрии - средства в размере 3 - 5 процентов продаж. В России этот показатель ниже 1 процента;
наличие на российском рынке большого количества контрафактных и нелегально произведенных изделий. Одним из ключевых звеньев роста российского производства детских товаров могут стать специализированные детские магазины, которые, изучив потребительские предпочтения и направления развития, формируют заказы на производство того или иного типа продукции. Проведенная оценка показала, что в настоящее время система контроля за безопасностью и качеством продукции для детей не позволяет обеспечить должный уровень контроля за обращающейся на рынке продукцией. В наибольшей степени от сложившейся ситуации страдают потребители продукции и добросовестные производители. Объем нелегального рынка составляет 30 процентов;
слабая развитость существующих механизмов продвижения (маркетинга) российских продуктов (образов, товаров, услуг) как на российские, так и на внешние рынки. Для этой цели могут быть использованы такие формы работы, как участие в выставках, использование социальной рекламы, помощь в патентовании и другое. Ежегодно лидеры рынка тратят на продвижение товаров 8 - 10 процентов продаж. В России этот показатель менее 3 процентов;
кадровая проблема, заключающаяся в дефиците специалистов, владеющих специфическими знаниями для разработки, производства и сбыта детских товаров. Подходы к разработке государственных образовательных и профессиональных стандартов в индустрии детских товаров не уточнялись уже более 30 лет;
несовершенство нормативной правовой базы индустрии. В настоящее время в индустрии нет определений базовых понятий "индустрия детских товаров", "российский производитель детских товаров", "развивающая предметно-пространственная среда для детей", отсутствует распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в индустрии.
VIII. Основные мероприятия по реализации Стратегии
В целях решения системных проблем индустрии детских товаров разработан план мероприятий, где определена совокупность мероприятий, проведение которых позволит достичь цели и реализовать задачи Стратегии. Для синхронизации плана мероприятий и стратегических документов Российской Федерации в сферах промышленности, образования, здравоохранения, культуры и социальной сфере предусмотрен ежегодный мониторинг реализации Стратегии. После 1-го этапа реализации Стратегии необходимо разработать план мероприятий на 2016 - 2020 годы.
В целях реализации задачи создания условий для увеличения доли российских товаров для детей на рынке будут реализованы следующие мероприятия:
создание механизмов промышленной политики в индустрии;
создание условий для стимулирования спроса на товары российского производства;
развитие кадрового обеспечения индустрии детских товаров.
Целевыми индикаторами реализации этой задачи являются доля российских товаров для детей на рынке и доля специалистов, прошедших повышение квалификации и стажировку в ведущих научно-образовательных центрах и на лучших предприятиях индустрии детских товаров в России и за рубежом.
В целях реализации задачи развития инновационного и экспортного потенциала российских производителей детских товаров будут реализованы следующие мероприятия:
создание механизмов поддержки экспорта;
развитие инновационного потенциала российских производителей и преодоление дизайн-барьеров.
Целевыми индикаторами реализации этой задачи являются доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме экспорта товаров, работ и услуг организаций индустрии детских товаров и число отечественных патентов, поданных в России и за рубежом.
Будет реализована задача повышения доступности, безопасности и качества товаров для детей.
Целевыми индикаторами реализации этой задачи являются снижение стоимости детских товаров не менее чем на 15 процентов за счет снижения административных издержек и повышения конкуренции, увеличение доли российского производства и доля внемагазинных форм торговли.
Кроме того, предусмотрены мероприятия по формированию системы управления индустрией детских товаров и ее финансового обеспечения, а также мероприятия по методическому обеспечению реализации Стратегии.
IX. Перспективы развития индустрии детских товаров на период до 2020 года
В среднесрочной перспективе развитие индустрии детских товаров в России будет определяться следующими основными тенденциями:
исчерпание имеющихся технологических заделов при росте потребности в активизации инновационно-инвестиционного компонента роста;
увеличение дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
наличие значительной доли контрафактных и нелегально произведенных изделий;
усиление конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках.
С учетом указанных факторов основные варианты развития индустрии детских товаров в Российской Федерации будут определяться влиянием следующих ключевых факторов:
интенсивность технологического обновления обрабатывающих производств и динамика производительности труда;