интенсивность инновационных разработок и вывода их на рынок;
интенсивность развития кадрового потенциала, в том числе увеличение числа междисциплинарных специалистов;
совершенствование технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия;
интеграция логистических процессов за счет снижения посреднической цепочки;
активное использование механизмов продвижения российских продуктов;
создание условий для развития цивилизованных форм специализированной розничной торговли и стимулирование спроса на товары российского производства.
В зависимости от степени влияния этих факторов выделяются инерционный и умеренно оптимистический сценарии развития индустрии в среднесрочной перспективе.
Инерционный сценарий базируется на показателях 1-го варианта развития российской экономики до 2030 года, рассчитанного в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития на период до 2030 года Министерством экономического развития Российской Федерации. Этот сценарий характеризуется частичной модернизацией социальной сферы и частичной реализацией целей социального развития к 2018 году, усилением дифференциации по доходам и низкой доступностью социальных услуг, доминированием сырьевого сектора, ростом импорта товаров и технологий.
В случае реализации инерционного сценария произойдет резкое падение объемов производства, налоговых поступлений, сокращение численности работников индустрии. В то же время экономика зарубежных стран будет успешно развиваться за счет вложений российских потребителей (при покупке импортной продукции) в развитие производства товаров за рубежом. В индустрии не будут реализованы системные проекты, что приведет к дальнейшему снижению технологической конкурентоспособности производств. Не будут реализованы меры поддержки со стороны государства. Появится вероятность того, что к 2020 году российская индустрия детских товаров станет полностью неконкурентоспособным подсектором экономики.
Умеренно оптимистический сценарий базируется на показателях 2-го варианта развития российской экономики до 2030 года, рассчитанного в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития на период до 2030 года Министерством экономического развития Российской Федерации. Этот сценарий характеризуется масштабной модернизацией социальной сферы на федеральном и региональном уровнях, снижением дифференциации доходов, ростом производительности труда в 1,4 раза к 2018 году и в 2,3 раза к 2030 году, диверсификацией экономики и экспорта, ростом доли высокотехнологичных отраслей и дальнейшим развитием экономики знаний. Реализация умеренно оптимистического сценария позволит выйти на целевые показатели развития индустрии к 2020 году. Это будет осуществлено за счет развития кадрового потенциала индустрии, повышения инновационной, инвестиционной и экспортной привлекательности индустрии. Этот сценарий предусматривает целевые меры государственной поддержки индустрии, меры по привлечению инвестиций на техническое перевооружение и реализацию высокотехнологичных проектов. Это позволит обеспечить разработку и внедрение новых технологий и повысить доступность товаров для детей и семей с детьми.
При реализации умеренно оптимистического сценария доля российских товаров для детей на рынке составит 45 процентов. Стоимость детских товаров снизится за счет снижения административных издержек на 15 процентов.
Целевые индикаторы и показатели Стратегии приведены в приложении N 13.
X. Основные этапы и сроки реализации Стратегии
Реализация Стратегии будет происходить в 3 этапа.
В рамках 1-го этапа (2013 - 2015 годы) намечается усовершенствование нормативной правовой базы, системы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований при обращении детских товаров на рынке. Предполагается создать инновационно-промышленный кластер и технологическую платформу для реализации разработок в индустрии детских товаров на базе научно-производственной кооперации.
В рамках 2-го этапа (2016 - 2018 годы) будут созданы условия для повышения инвестиционного спроса за счет модернизации технологической базы и увеличения производственной мощности российских производителей. Предполагается изменить структуру экспорта за счет высокотехнологичных продуктов и внедрить профессиональные стандарты.
В рамках 3-го этапа (2019 - 2020 годы) необходимо завершить формирование инфраструктурных преобразований в индустрии детских товаров и реализовать общеотраслевые инвестиционные проекты.
XI. Условия обеспечения реализации Стратегии
Механизм решения задач и реализации мероприятий Стратегии носит комплексный, системный и стратегический характер и охватывает все виды деятельности индустрии детских товаров.
Разработка Стратегии осуществлена методом программно-целевого планирования, выбор которого обусловлен решением проблем индустрии, системными методами, обеспечением реализуемости мероприятий Стратегии, отсутствием дублирования в их решении и совмещением экономических и административных рычагов управления.
Инструментом и способом достижения поставленных целей и задач является план мероприятий.
Объем и структура финансирования будут определены в государственной программе Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
XII. Механизм мониторинга и контроль реализации Стратегии
Общим принципом мониторинга и контроля реализации Стратегии является обеспечение методического и информационного единства подходов к проведению всех организационных мероприятий по реализации Стратегии.
Механизм реализации Стратегии базируется на выполнении мероприятий в области организационного, инновационного и инвестиционного развития индустрии детских товаров, предусмотренных в Стратегии, а также мероприятий, предусмотренных государственными, ведомственными целевыми и региональными программами.
Мониторинг выполнения Стратегии будет осуществляться посредством комплексного экономического анализа с применением метода проектного управления, других методов и методик, ориентированных на получение точной достоверной оценки хода реализации Стратегии, соответствия результатов ее реализации установленным критериям, целевым индикаторам и срокам, предусмотренным планом мероприятий. Для обеспечения функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере индустрии детских товаров необходимо наделить Министерство промышленности и торговли Российской Федерации соответствующими полномочиями.
В ходе мониторинга будет осуществляться системный анализ процесса реализации Стратегии для оценки эффективности реализуемых мероприятий и корректировки стратегических ориентиров.
Итоги мониторинга Стратегии будут отражены в ежегодном докладе о реализации Стратегии. Данные мониторинга станут основой раздела об индустрии детских товаров и услуг и о социально-экономических показателях промышленности в области детства. Этот раздел будет включаться в государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации.
В целях мониторинга Стратегии будет скорректирована система статистического наблюдения в части индустрии детских товаров и услуг.
Для осуществления контроля за реализацией Стратегии будет создана межведомственная рабочая группа, задачей которой станет проведение экспертных проверок хода выполнения отдельных мероприятий Стратегии. По результатам проверок в Правительство Российской Федерации будут вноситься предложения о целесообразности продолжения работ и их корректировке.
Приложение N 1
к Стратегии развития индустрии детских
товаров на период до 2020 года
к Стратегии развития индустрии детских
товаров на период до 2020 года
Объем мирового рынка детских товаров по товарным группам
(млрд. долларов США) | ||||||
Товарная группа | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Одежда | 129,4 | 136,2 | 129,4 | 136,2 | 147,2 | 148,5 |
Обувь | 35,3 | 37 | 35,7 | 38,9 | 42,2 | 42,9 |
Гигиена и косметика | 5,9 | 6,6 | 6,7 | 7,5 | 8,3 | 8,6 |
Питание | 29,3 | 33,5 | 34,6 | 38,1 | 42,8 | 46,7 |
Игрушки и игры | 127,9 | 143,2 | 139,8 | 145,2 | 154,8 | 165,5 |
Общий объем рынка | 327,8 | 356,6 | 346,2 | 366 | 395,2 | 412,2 |
Приложение N 2
к Стратегии развития индустрии детских
товаров на период до 2020 года
к Стратегии развития индустрии детских
товаров на период до 2020 года
Сравнительный анализ рынков России и развитых стран
Россия | США | Германия | Великобритания | |
Численность населения (млн. человек) | 143 | 312 | 81,7 | 62,6 |
Число детей 0 - 14 лет (млн. человек) | 22 | 61 | 10,8 | 10,8 |
Объем рынка детских товаров (млрд. долларов США) | 21,3 | 82,3 | 13,4 | 18,4 |
Доля страны в структуре мирового рынка детских товаров (процентов) | 5 | 20 | 3 | 4 |
Среднедушевой валовый национальный доход (долларов США) | 10400 | 48450 | 43980 | 37780 |
Приложение N 3
к Стратегии развития индустрии детских
товаров на период до 2020 года
к Стратегии развития индустрии детских
товаров на период до 2020 года
Сравнение характеристик рынка России и Великобритании
Показатели | Россия | Великобритания |
Население (млн. человек) | 143 | 62,6 |
Число детей 0 - 14 лет (млн. человек) | 22,2 | 10,8 |
Объем рынка детских товаров (млрд. долларов США) | 21 | 18,4 |
Объем потребления детских товаров на 1 ребенка (тыс. долларов США) | 0,95 | 1,7 |
Объем российского рынка детских товаров при британской модели потребления (млрд. долларов США) | 37,5 | - |
Доля рынка в структуре мирового рынка детских товаров (процентов) | 9 | - |
Приложение N 4
к Стратегии развития индустрии детских
товаров на период до 2020 года
к Стратегии развития индустрии детских
товаров на период до 2020 года
Основные характеристики рынка детских товаров на Украине, в Белоруссии и Казахстане
Показатели | Украина | Казахстан | Белоруссия |
Численность населения(млн. человек) | 45,6 | 16,6 | 9,5 |
Число новорожденных(человек) | 502595 | 372544 | 116000 |
Рост рождаемости(процентов) | 1 | 3 | 5 |
Численность детей до 14 лет(млн. человек) | 6,5 | 4,2 | 1,4 |
Объем рынка(млрд. долларов США) | 3,5 | 1,6 | 0,9 |
Доля отечественного производства в объеме рынка (процентов) | 5 | 20 | 30 |
Доля импорта в объеме рынка (процентов) | 95 | 80 | 70 |
Доля теневого рынка в объеме рынка (процентов) | 40 | 80 | 15 |
Приложение N 5
к Стратегии развития индустрии детских
товаров на период до 2020 года
к Стратегии развития индустрии детских
товаров на период до 2020 года
Объемы рынков важнейших видов товарных групп по рынку детских товаров
(млн. рублей) | ||||
Товарная группа | Общий объем рынка | Объем отечественного производства | Объем импорта (по оценке) | Объем теневого рынка (по оценке) |
Одежда | 203725 | 33956 | 101860 | 67908 |
Игры и игрушки | 164893 | 30016 | 80841 | 54037 |
Книги, канцелярские товары и школьные принадлежности, медиа | 82221 | 32266 | 21292 | 28663 |
Детское питание | 63297 | 24017 | 32908 | 6372 |
Обувь | 60910 | 6501 | 32977 | 21431 |
Косметика и бытовая химия, гигиена и принадлежности | 52768 | 5284 | 29808 | 17676 |
Коляски, автомобильные кресла, принадлежности для перевозки | 28707 | 2698 | 23408 | 2601 |
Мебель | 991 | 231 | 634 | 126 |
Итого | 657512 | 134970 | 323729 | 198814 |
Приложение N 6
к Стратегии развития индустрии детских
товаров на период до 2020 года
к Стратегии развития индустрии детских
товаров на период до 2020 года
Доля организаций малого и среднего предпринимательства в объеме рынка в товарных группах
(процентов) | ||
Товарные группы | Разработка и производство | Розничные продажи |
Одежда и обувь | 15 | 30 |
Игры и игрушки | 8 | 50 |
Товары для новорожденных | 7 | 60 |
Мебель и крупногабаритный товар | 10 | 45 |
Детское питание | 0,4 | 60 |
Медиа- и информационно-коммуникационные технологии(в детском рынке) | 20 | 65 |
Приложение N 7
к Стратегии развития индустрии детских
товаров на период до 2020 года
к Стратегии развития индустрии детских
товаров на период до 2020 года