Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 19 февраля 2010 г. N 63 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства лесного хозяйства"

На основании пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства лесного хозяйства.
2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Руководитель
А. Савинов
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2010 г.
Регистрационный N 16673

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства лесного хозяйства (утв. приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19 февраля 2010 г. N 63)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Порядок) разработан в целях организации деятельности Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) по выявлению в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов Рослесхоза положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и их последующему устранению.
2. Для целей настоящего Порядка коррупционными факторами признаются положения проектов нормативных правовых актов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении нормативных правовых актов, в том числе стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их:
факторы, связанные с реализацией полномочий Рослесхоза;
факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
факторы системного характера.
2.1. Факторы, связанные с реализацией полномочий Рослесхоза, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий Рослесхоза и иных органов государственной власти (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения Рослесхозом (его должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя Рослесхозом (его должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению Рослесхоза (его должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции Рослесхоза (его должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.2. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте нормативного правового акта и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте нормативного правового акта нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения Рослесхозом (его должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для Рослесхоза (его должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных гражданских служащих Рослесхоза;
д) отсутствии мер ответственности должностных лиц Рослесхоза - отсутствии норм о юридической ответственности государственных гражданских служащих Рослесхоза, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за Рослесхозом (его должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями Рослесхоза (его должностных лиц, государственных гражданских служащих Рослесхоза);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности Рослесхоза (его должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
2.3. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта нормативного правового акта, - нормативные коллизии. Для целей настоящего Порядка под нормативной коллизией понимаются противоречия, в том числе внутренние, между положениями нормативного правового акта, создающие для Рослесхоза (его должностных лиц) возможность произвольного выбора положений, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения Рослесхоза (его должностных лиц).
3. Для целей настоящего Порядка коррупциогенными нормами признаются положения проектов нормативных правовых актов, содержащие коррупционные факторы.

II. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов

4. Проекты приказов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, проходят независимую экспертизу на коррупциогенность в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность в целях выявления в приказах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, проекты приказов, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, размещаются на официальном сайте Рослесхоза в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмотрение в юридическую службу Рослесхоза.
Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность устанавливается Рослесхозом при размещении указанных проектов в сети Интернет и составляет не менее 7 дней.
5. Подготовленные проекты приказов до их согласования с заместителями руководителя Росслесхоза направляются в юридическую службу Рослесхоза для проведения правовой экспертизы, в том числе в целях выявления в проектах коррупциогенных норм.
6. При направлении проекта приказа на правовую экспертизу в юридическую службу Рослесхоза к нему прилагается справка, в которой указываются:
1) основания издания приказа:
сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), которыми Рослесхозу поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (копия поручения прилагается к справке);
сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), определяющие компетенцию Рослесхоза в случае издания приказа по инициативе Рослесхоза;
2) сведения о всех действующих приказах, изданных Рослесхозом и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по данному вопросу, в том числе о зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации с указанием регистрационных номеров и даты регистрации. В случае отсутствия необходимости внесения изменений в действующие приказы информация об этом также должна быть отражена в справке;
3) перечень актов законодательства Российской Федерации, использованных при разработке проекта приказа (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов). При наличии в проекте приказа ссылок на акты федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), не нуждающиеся в государственной регистрации, в справке указываются номер и дата письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации;
4) сведения о необходимости согласования приказа с иными федеральными органами исполнительной власти и другими организациями;
5) сведения о размещении проекта приказа на официальном сайте Рослесхоза в сети Интернет для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность с указанием даты размещения проекта приказа, даты окончания приема экспертных заключений от независимых экспертов и приложением копий экспертных заключений (при наличии).