Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2011 г. N 2292"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 071004 М стр. 3

знанием основ художественного производства (ПСК-3.4);
знанием основ строительного дела (ПСК-3.5);
знанием основ отделки и декорирования интерьеров (ПСК-3.6);
знанием пропедевтики (ПСК-3.7);
знанием истории культуры, архитектуры и искусств (ПСК-3.8);
знанием истории искусства интерьера (ПСК-3.9);
владением академическим рисунком, живописью и скульптурой (ПСК-3.10);
владение ручными и электронными способами проектирования, конструирования и моделирования (ПСК-3.11).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по образовательным программам послевузовского профессионального образования (аспирантура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История Отечества", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код УЦ ООП
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)
Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
С.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
50-60
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:закономерности исторического процесса;роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе и политической организации общества;процесс многообразия культур и цивилизаций в истории обществ;основные философские картины мира, учение о бытии, взаимодействие духовного и телесного в человеке, его место, отношение к природе и обществу;современный уровень научной картины Мира;владеть:лексическим минимумом общего и терминологического характера;русским языком и культурой мышления, одним из иностранных языков на уровне бытового общения, навыками работы с научно-методической литературой, отбора и систематизации культурно-исторических фактов и событий;навыками решения коммуникативных задачуметь:применять методы и средства познания на практике, научно анализировать проблемы гуманитарных, социальных и экономических процессов, использовать полученные знания в профессиональной деятельности.
25-30
ИсторияОтечестваФилософияИностранный языкОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6
С.2
Профессиональный цикл
100-110
Базовая (общепрофессиональная) частьБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:историю искусств, классификацию видов искусств, тенденции развития современного мирового искусства, направления и теории в истории искусств;школы современного искусства;уметь:изображать объекты предметного мира, пространство и человеческую фигуру на основе знания их строения и конструкции;создавать живописные композиции различной степени сложности с использованием разнообразных техник;работать в различных пластических материалах с учетом их специфики;владеть:методами изобразительного языка академического рисунка, академической живописи, приемами колористики;приемами выполнения работ в материале, основами академической скульптуры;навыками воссоздания формы предмета по чертежу, построением геометрических предметов в ракурсах.
50-60
История искусствАкадемический рисунокАкадемическая живописьОсновы композиции (Пропедевтика)ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
С.3
Профессиональный цикл
140-150
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:принципы безопасности жизнедеятельности и применять их в работе.
60-70
Безопасность жизнедеятельностиПК-7
Специализация N 1 "Художник монументально-декоративного искусства (живопись)"В результате изучения базовой части обучающийся должен:знать:основы теории и методологии проектирования в монументально-декоративном искусстве;типологию композиционных средств и их взаимодействие;цвет и цветовую гармонию;уметь:реализовать проект в материале, владеть:различными рукотворными и промышленными техниками;способами обработки материалов.Композиция монументально-декоративной живописиистория монументально-декоративной живописиСпециальный рисунокСпециальная живописьОсновы художественного производстваПСК-1.1ПСК-1.2ПСК-1.3ПСК-1.4ПСК-1.5ПСК-1.6ПСК-1.7ПСК-1.8
Специализация N 2 "Художественно-декоративное искусство (скульптура)"В результате изучения базовой части обучающийся должен:знать:основы теории и методологии проектирования в монументально-декоративном искусстве;типологию композиционных средств и их взаимодействие;цвет и цветовую гармонию;уметь:реализовать проект в материале;воплощать художественный замысел с учетом архитектурной ситуации;владеть:основами академической скульптуры, техникой круглой скульптуры и рельефа;способами обработки материалов.Композиция монументально-декоративной скульптурыИстория монументально-декоративной скульптурыАкадемическая скульптураСпециальная скульптураОсновы художественного производстваПСК-2.1ПСК-2.2ПСК-2.3ПСК-2.4ПСК-2.5ПСК-2.6ПСК-2.7ПСК-2.8ПСК-2.9ПСК-2.10ПСК-2.11
Специализация N 3 "Художественно-декоративное искусство (интерьер)"В результате изучения базовой части обучающийся должен:знать:типологию композиционных средств в создании объемно-пространственной среды интерьера, синтез средств архитектурно-художественной выразительности, цветовую гармонию, художественный образ интерьера;уметь:реализовать проект в материале, исполнять проекты и рабочие чертежи в ручном и электронном виде, воплощать художественный замысел с учетом архитектурной ситуации;владеть:основами теории и методологии проектирования в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне;различными промышленными и рукотворными и техническими способами конструирования, отделки и обработки материалов и форм.Архитектурно-художественная и монументально-декоративная композиция интерьеровИстория искусства интерьеровМакетированиеКонструированиеСпособы декорирования интерьеровДизайн в интерьерахОтделочные материалы и способы их примененияПСК-3.1ПСК-3.2ПСК-3.3ПСК-3.4ПСК-3.5ПСК-3.6ПСК-3.7ПСК-3.8ПСК-3.9ПСК-3.10ПСК-3.11
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
С.4
Физическая культура
2
ОК-7
С.5
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
С.6
Государственная (итоговая) аттестация
38
Общая трудоемкость основной образовательной программы
360

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии со структурой ООП подготовки специалиста и примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более четырех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме не может составлять более 42 академических часов.
7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа подготовки специалистов вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения специальная живопись, специальный рисунок специальная скульптура, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. При реализации ООП подготовки специалистов по данному направлению подготовки (специальности) предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые могут включать преддипломную практику.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.