СП 353.1325800.2017 Защита от шума объектов метрополитена Правила проектирования, строительства и эксплуатации стр. 2

СП 271.1325800.2016 Системы шумоглушения воздушного отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила проектирования
СП 276.1325800.2016 Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков
П р и м е ч а н и е – При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены термины по СП 51.13330, ГОСТ Р 53187, ГОСТ 31296.1, СП 120.13330.

4 Акустические расчеты и выбор мероприятий по снижению шума на селитебной территории от источников, расположенных на наземных объектах метрополитенов

4.1 Общие положения

4.1.1 Источниками шума на наземных объектах метрополитенов являются:
  • поезда метрополитенов:
  • вентиляционное оборудование и компрессоры;
  • технологическое оборудование;
  • площадки погрузо-разгрузочных работ;
  • строительные машины и механизмы;
  • автотранспорт.
По характеру изменения во времени шумы подразделяют на постоянные и непостоянные, в зависимости от того, изменяется ли уровень звука за время наблюдения не более или более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике «медленно» шумомера. К постоянным шумам могут быть отнесены, например, шумы вентиляционных систем, компрессоров, трансформаторов, к непостоянным шумам – шумы автомобильного и железнодорожного транспорта, землеройных машин, подъемных механизмов и т. п.
4.1.2 В соответствии с [1] нормируемыми параметрами шума на селитебной территории и в помещениях, расположенных на ней жилых и общественных зданий являются:
для постоянного шума – уровни звукового давления L, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц. Для ориентировочной оценки допускается использовать уровни звука LА, дБА;
для непостоянного шума – эквивалентные уровни звука LА экв, дБА, и максимальные уровни звука макс, дБА. В СП 51.13330 установлены также допустимые эквивалентные уровни звукового давления Lэкв, дБ, проникающего шума в указанных выше октавных полосах частот.
4.1.3 При оценке уровней проникающего шума от объектов метрополитена на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий, а также при установлении требуемого снижения уровней шума следует руководствоваться допустимыми уровнями в дневной (с 7 до 23 ч) и ночной (с 23 до 7 ч) периоды суток, установленными в СП 51.13330.2011 (таблица 1) и [1, таблица 3].
4.1.4 К основным типам помещений подземных вестибюлей станций метрополитена, для которых настоящим сводом правил установлена единая методика акустического проектирования и методы архитектурно-акустических, строительно-акустических и электроакустических расчетов, относятся:
  • пропорциональные помещения разного объема без акустического разделения центрального вестибюля и посадочных платформ;
  • пропорциональные помещения с разделением общего объема станции на систему связанных акустических объемов;
  • диспропорциональные помещения с разной формой потолков (плоские или сводчатые), с единым акустическим объемом;
  • диспропорциональные помещения с разной формой потолков и акустическим разделением общего объема станции на центральный и боковые объемы;
  • закрытые и полузакрытые станции в уровне посадочных платформ.
4.1.5 Установленные настоящим сводом правил методы измерения и оценки шума применяют с целью контроля шума, создаваемого в помещениях жилых и общественных зданий при движении поездов в метрополитенах, на соответствие допустимым уровням.
4.1.6 Работы по снижению шума осуществляются по следующим основным направлениям:
  • в источниках шума конструктивными методами (создание и применение малошумных агрегатов и экипажей);
  • административными методами (регламентация времени работы источников шума);
на пути распространения шума от источника до объектов шумозащиты архитектурно-планировочными и строительно-акустическими методами и средствами.
Настоящий свод правил рассматривает средства снижения шума на пути его распространения.
4.1.7 Средства шумозащиты, способствующие обеспечению допустимых уровней шума, следует разрабатывать на основе акустических расчетов.
4.1.8 Оценку соответствия допустимым уровням шума в расчетных точках в помещениях или на территории застройки для источников, создающих постоянный шум на защищаемых объектах, ∆Lсум.тр i определяют по формуле
Lсум.тр i = Lсум i Lдоп i, (4.1)
где Lсум i – суммарный уровень звукового давления в i-й октавной полосе частот в расчетной точке (измеренный или рассчитанный), дБ, вычисляемый по формуле
(4.2)
где N – число одновременно работающих источников шума;
Lij уровень звукового давления в i-й октавной полосе от j-го источника шума, дБ;
– допустимый уровень звукового давления на защищаемом объекте в i-й октавной полосе, дБ.
Оценку соответствия шумового режима ∆LAсум.тр нормативным требованиям допускается выполнять по формуле
LAсум.тр = LAсум LAдоп, (4.3)
где LAсум – суммарный уровень звука от источников шума в расчетной точке, дБА;
LAдоп – допустимый уровень звука на защищаемом объекте, дБА.
Суммарный уровень звука LAсум измеряют или рассчитывают по суммарным уровням звукового давления в октавных полосах частот Lсум i по формуле
(4.4)
где Ai – значение частотной характеристики А шумомера на среднегеометрической частоте (fсг) i-й октавной полосы, дБ, принимаемое согласно ГОСТ 17187 по таблице 4.1.
Т а б л и ц а 4.1 – Частотная характеристика А шумомера
i
1
2
3
4
5
6
7
8
fсг, Гц
63
125
250
500
1000
2000
4000
8000
Ai, дБ
–26,2
–16,1
–8,6
–3,2
0
+1,2
+1,0
–1,1
П р и м е ч а н и я
1. Отрицательное значение величин ∆Lсум.тр i, ∆сум.тр характеризует удовлетворение допустимых уровней шума в расчетной точке, положительное – соответствует требуемому снижению уровней шума, которое может быть достигнуто снижением излучаемого источниками шума или повышением шумозащитных качеств средств, препятствующих распространению шума.