СП 353.1325800.2017 Защита от шума объектов метрополитена Правила проектирования, строительства и эксплуатации стр. 9

Sk площадь поверхности кожуха, м2.
П р и м е ч а н и е – При αоблi < 0,4 в данной октавной полосе кожух можно считать необлицованным и выполнять расчет Ri по формуле (4.48).
Изоляция воздушного шума стенками кожуха Ri должна быть не менее Rkтрi во всем нормируемом диапазоне частот.
Кожухи должны быть герметичными, съемными или разборными с возможностью доступа к важным узлам оборудования (дверцы). Проемы в кожухах с пропускаемыми через них коммуникациями должны быть герметизированы вязкоупругим материалом.
При необходимости пропуска через кожух воздуха пропускные отверстия следует снабжать глушителями, обеспечивающими снижение шума не ниже Rkтрi для стенок кожуха.
Кожухи следует устанавливать таким образом, чтобы не было соприкосновения с элементами изолируемого оборудования и с элементами конструкций, на которых оно установлено. Для развязки можно использовать виброизолирующие (резиновые) прокладки.
4.5.8 Требования, связанные с выбором и применением конкретных конструкций экранов и других наружных ограждений, обеспечивающих требуемое экранирование стационарных и движущихся объектов, установлены в СП 51.13330, ГОСТ 33329, СП 254.1325800 и СП 276.1325800. Отдельные положения приведены в приложении В.
4.5.9 После подбора строительно-акустических мероприятий по снижению шума необходимо выполнить перерасчет ожидаемых суммарных уровней шума во всех расчетных точках от источников на объекте метрополитена с учетом всех предлагаемых шумозащитных мероприятий. В случае положительного значения ∆Lсум.тр в формулах (4.1), (4.3), (4.5), (4.6) хотя бы для одной из расчетных точек необходимо выявить обусловливающие этот факт причины и устранить их, подобрав соответствующее шумозащитное мероприятие.

5 Акустическое проектирование станций метрополитена

5.1 Общие положения

5.1.1 Настоящий свод правил включает последовательность акустического проектирования основных помещений и залов станций в уровне посадочных платформ метрополитенов с использованием архитектурно-строительных и электроакустических средств.
5.1.2 Использование в полной мере акустических мероприятий, разработанных на основе настоящего свода правил, позволяет обеспечить во всех типах, используемых в метрополитене для приема и эвакуации людей помещений, при разных условиях эксплуатации, нормативные уровни шумового фона в соответствии с санитарными нормами и разборчивость передаваемой по системам электроакустики речевой информации не ниже классов 1 и 11 по ГОСТ 25902.
5.1.3 При акустической приемке помещений, оборудованных акустическими средствами, следует проводить измерения уровней шумового фона согласно ГОСТ 23941, измерение времени реверберации согласно ГОСТ Р ИСО 3382-1 и измерения разборчивости речевой информации согласно ГОСТ 25902.

5.2 Перечень нормируемых параметров

Основными нормируемыми параметрами в оценке акустического комфорта залов станций метрополитена являются:
  • уровень допустимого шумового фона, согласно кривой предельных спектров ПС-75;
время реверберации помещений станций метрополитена при 70 %-ной и более степени заполнения, в зависимости от объема (согласно рисунку 5.1), с допустимым подъемом на низких частотах (125–250 Гц) не более чем на 20 %;
отношение полезного сигнала (информационной речи) к шуму на всей площади приема должно быть при минимальном уровне динамического диапазона речи не менее 15 дБ;
частотная характеристика звукопередачи должна быть ровной в диапазоне частот 100–5000 Гц во всех зонах исследуемого помещения, с допустимой неравномерностью ± 3 дБ;
  • такая же неравномерность допускается при работе системы звукофикации при оценке общего уровня поля в отдельных зонах помещений станций метро;
  • объективная оценка слоговой разборчивости речи при работе системы озвучения станции в номинальном режиме должна быть не менее 80 %.

5.3 Методика акустического проектирования строящихся и вновь создаваемых станций метрополитена

Акустическое проектирование залов станций метрополитена выполняется в соответствии со структурной схемой последовательности операций, представленной на рисунке 5.2. Ниже приведено содержание всех необходимых операций.
5.3.1 На первом этапе (см. рисунок 5.2) проводят подбор всех архитектурных чертежей проектируемого объекта в полном объеме. Обязательны планы, продольный и поперечный разрезы и чертежи конструкций ограждений. Необходимо иметь перечень материалов, которые предполагается использовать в отделке интерьеров станции. На этом этапе следует рассчитать все геометрические параметры зала станции (площади всех участков ограждений и общий воздушный объем).
1400 × 800 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 5.1 Рекомендуемое время реверберации на частотах
500 – 2000 Гц для залов станций на уровне посадочных платформ метрополитена
312 × 557 пикс.     Открыть в новом окне
1 представление архитектурно-планировочных и конструктивных данных помещения; 2 анализ шумового режима помещения на предмет согласования его с нормативными уровнями; 3 – первая коррекция проекта; 4 – акустический расчет помещения на предмет согласования с зонами оптимумов для времени реверберации и других акустических параметров; 5 – вторая коррекция проекта; 6 – электроакустический расчет помещения; 7 – вывод данных по всем акустическим параметрам помещения и требований к техническим характеристикам электроакустической аппаратуры и инженерно-технического оборудования
Рисунок 5.2 Блок-схема последовательности операции (этапов) акустического проектирования станций метрополитена
5.3.2 На втором этапе (см. рисунок 5.2) следует рассчитать уровни предполагаемого шумового фона станции в максимально напряженном режиме эксплуатации (час пик) при отсутствии акустических мероприятий, т. е. по первоначально представленным архитектурно-планировочным и конструктивным решениям станции. При этом общий уровень звука L в некоторой точке помещения, рассчитываемый в общем виде как сумма прямого и диффузно-рассеянного звука вычисляют по формуле
249 × 60 пикс.     Открыть в новом окне
(5.1)
где Wi=W0100,1LWi звуковая мощность i-го источника шума, Вт;
здесь LWi октавные уровни звуковой мощности каждого i-го источника шума, рассчитываемые в диапазоне частот 63–8000 Гц, дБ, по отношению к пороговому уровню W0 = 10–12 Вт;
Φi – фактор направленности i-го источника звука;
N общее количество источников звука;
ri расстояние исследуемой точки поля до i-го источника звука;
В– постоянная зала, м2, вычисляемая по формуле
B = ᾱ S / (1 ᾱ), (5.2)
где S – общая площадь ограждений станции, включая все элементы интерьера;
ᾱ – средний коэффициент звукопоглощения (КЗП) зала станции в соответствующем диапазоне частот, вычисляемый по формуле
(5.3)
где αk и Sk – КЗП и площадь отдельных поверхностей интерьера зала станции;
Am эквивалентное звукопоглощение (ЭЗП) отдельных штучных звукопоглотителей.
В часы пик уровни шума, создаваемые при въезде на станцию поездами, значительно превышают фоновой шум от пассажиров. Поэтому необходимо для приблизительных расчетов свести все источники шума к двум главным одновременно входящим на станцию поездам одного типа. В этом случае формула (5.1) преобразуется к виду:
256 × 62 пикс.     Открыть в новом окне
(5.4)
где LWп – уровень звуковой мощности источников шума, вычисляемый по формуле
(5.5)
Пиковая мощность звукоизлучения Wп поезда определяется при входе на станцию в соответствующей октавной полосе частот. Фактор направленности звукоизлучения электропоезда Φi вычисляют по формуле
(5.6)