готовностью к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (ПК-29);
владением навыками квалифицированного синхронного или последовательного сопровождения международных форумов и переговоров (ПК-30);
в области организационно-коммуникационной деятельности:
способностью формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умением использовать для их осуществления методы изученных наук (ПК-31);
способностью организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения (ПК-32);
способностью к подготовке аналитической информации (с учетом регионоведческого контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-33);
способностью к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-34);
способностью планировать комплексное информационное воздействие и осуществлять руководство им (ПК-35);
владением навыками организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем ООП магистратуры (ПК-36);
в области информационно-аналитической деятельности:
владением навыками синхронного восприятия и документирования мультимедийной информации на иностранных языках (ПК-37);
способностью к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, средств массовой информации, учреждений историко-культурного туризма (ПК-38);
в области редакционно-издательской деятельности:
владением навыками составления профессионально ориентированных текстов на русском и иностранных языках (ПК-39);
в области культурно-просветительской деятельности:
способностью представить особенности развития Российской Федерации в обобщенном виде на русском и иностранных языках, умением создать позитивный имидж региона при публичном выступлении (ПК-40);
способностью к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи) (ПК-41);
способностью выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (ПК-42);
владением теорией и практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования ситуаций (ПК-43);
способностью и готовностью к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов (ПК-44).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
6.1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
М.1 | Общенаучный цикл | 25-35 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основы истории и методологии развития науки, общие закономерности развития научного знания;уметь:интегрировать методы гуманитарных, социальных, экономических, математических и технических наук в рамках единой комплексной методологии;владеть:информационными технологиями в области региональных исследований;иностранным языком (языками) международного общения на уровне, позволяющем осуществлять основные виды профессиональной деятельности. | 10-20 | Философия и методология наукиИнформационные технологии в региональных исследованиях и образованииИностранные языки | ОК-1ОК-11ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9 | |
Вариативная часть (знания, умения и навыки определяются ООП вуза) | ||||
М.2 | Профессиональный цикл | 35-45 | ||
Базовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные принципы междисциплинарного подхода к исследованию регионоведения России;место и роль России в мировом сообществе;исторические причины и движущие силы крупнейших международно-политических, региональных и этноконфессиональных конфликтов;основы политико-экономической и социально-правовой специфики развития регионов России;уметь:сформулировать и научно обосновать перспективную позицию России по актуальным проблемам безопасности и взаимодействия с различными странами и регионами мира;применять лингвострановедческие и этнолингвистические знания при анализе комплексных междисциплинарных проблем;соотносить влияние национальной/региональной специфики и глобальных факторов при анализе моделей социального, экономического, политического развития России;владеть:глубокими всесторонними познаниями в области комплексного регионоведения России, позволяющими строить научно обоснованные прогнозы относительно перспектив развития. | 20-30 | История и методология современного комплексного регионоведения РоссииИнформационно-аналитическая работаАналитический практикумИностранные языки для специальных целейЭтнопсихологияАктуальные социально-экономические проблемы регионоведения РоссииСоциально-политическая мысль народов РоссииНаучно-исследовательский семинар | ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25 | |
Вариативная часть(знания, умения и навыки определяются ООП вуза) | ||||
М.3 | Практики и научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 20 | ПК-26ПК-27ПК-29ПК-30ПК-31ПК-32ПК-33ПК-34ПК-35ПК-36ПК-37ПК-38ПК-39ПК-40ПК-41ПК-42ПК-43ПК-44 | |
М.4 | Государственная (итоговая) аттестация | 30 | Выпускная квалификационная работа | ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-10ПК-28 |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 |
_____________________________
* Трудоемкость циклов M.1, M.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, государственной (итоговой) аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения суммарно по циклам М.1 и М.2. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 26 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В соответствии со статьей 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы"** каникулярные отпуска предоставляются военнослужащим, обучающимся в военно-учебных заведениях по очной форме обучения (кроме школ техников), во время перерывов в учебных занятиях на следующие сроки:
а) зимний каникулярный отпуск -15 суток;