Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 "Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября стр. 23

6.4.9.1 Цель
Цель процесса функционирования программных средств заключается в применении программного продукта в предназначенной для него среде и обеспечении поддержки заказчиков программного продукта.
6.4.9.2 Выходы
В результате успешного осуществления процесса функционирования программных средств:
a) определяется стратегия функционирования;
b) определяются и оцениваются условия корректного функционирования программных средств в предназначенной для них среде;
c) программные средства тестируются и настраиваются в предназначенной для них среде;
d) программные средства функционируют в предназначенной для них среде;
e) обеспечиваются содействие и консультации заказчикам программных продуктов в соответствии с условиями соглашения.
6.4.9.3 Виды деятельности и задачи
При реализации проекта необходимо осуществлять следующие виды деятельности и решать задачи в соответствии с принятыми в организации политиками и процедурами в отношении процесса функционирования программных средств.
6.4.9.3.1 Подготовка к функционированию
Данный вид деятельности состоит из решения следующих задач:
6.4.9.3.1.1 Оператор должен разрабатывать план и определять эксплуатационные стандарты для выполнения действий и задач этого процесса. План должен быть документирован и реализован.
6.4.9.3.1.2 Оператор должен определять процедуры для получения, регистрации, решения, прослеживания проблем и обеспечения обратной связи. Всякий раз, когда возникают проблемы, они должны быть зарегистрированы и введены в процесс решения проблем программных средств (см. 7.2.8).
6.4.9.3.1.3 Оператор должен устанавливать процедуры тестирования программного продукта в среде его эксплуатации для включения отчетов по проблемам, заявок на модификацию процесса сопровождения программных средств (см. 6.4.10) и реализации выпуска программного продукта для его функционального применения.
6.4.9.3.2 Активизация и контроль функционирования
Данный вид деятельности состоит из решения следующих задач:
6.4.9.3.2.1 Для каждого выпуска программного продукта оператор должен выполнить тестирование на соответствие функциональным требованиям и при условии удовлетворения заданных критериев выпустить программный продукт для применения по назначению.
6.4.9.3.2.2 Оператор должен гарантировать, что программный код и база данных инициируются, реализуются и заканчивают свое действие, как указано в плане.
6.4.9.3.2.3 Оператор должен активизировать систему в предназначенной для нее функциональной среде, чтобы представить образцы услуг или показать непрерывность предоставления услуг согласно их целевому назначению.
Примечание - В согласованных случаях необходимо поддерживать возможность обеспечения непрерывности и качества предоставления услуг, когда система заменяет существующую систему, изымаемую из эксплуатации. В течение заданного периода замены или параллельной работы необходимо управлять передачей услуг так, чтобы сохранялось соответствие постоянным потребностям правообладателей,
6.4.9.3.3 Применение по назначению
Данный вид деятельности состоит из решения следующих задач:
6.4.9.3.3.1 Система должна функционировать в предназначенной для нее среде согласно пользовательской документации.
Примечание 1 - Функционирование в предназначенной для системы среде включает в себя разработку критериев использования ее по назначению так, чтобы соответствие с согласованными требованиями можно было продемонстрировать и при выполнении функционального тестирования каждого выпуска программного продукта оценивалось удовлетворение по отношению к заданным критериям.
Примечание 2 - Риски, возникающие при функционировании продукта, идентифицируют и непрерывно контролируют.
Примечание 3 - Оператор регулярно контролирует функциональные услуги, сопоставляя их, где необходимо, с определенными критериями.
6.4.9.3.4 Поддержка заказчика
Данный вид деятельности состоит из решения следующих задач:
6.4.9.3.4.1 Оператор должен обеспечивать содействие и консультации пользователей по их просьбе. Эти заявки и последующие действия должны быть зарегистрированы и проконтролированы.
Примечание - Содействие и консультации включают в себя обеспечение обучения, документирование и другие услуги поддержки, обеспечивающие эффективное использование продукта.
6.4.9.3.4.2 Оператор должен направлять заявки пользователей (по мере необходимости) для выполнения в процессе сопровождения программных средств (см. 6.4.10). Эти заявки должны направляться по назначению, а сведения о действиях, которые планируются и предпринимаются, должны сообщаться инициаторам заявок. Все решения должны контролироваться для заключения об их результативности.
6.4.9.3.5 Решение проблем функционирования
Данный вид деятельности состоит из решения следующих задач:
6.4.9.3.5.1 Оператор должен направлять возникшие проблемы в процесс решения проблем в программных средствах для их устранения.
6.4.9.3.5.2 Если проблема, приведенная в отчете, относится к временному рабочему окружению перед тем, как будет реализовано постоянное решение, то инициатор отчета о проблеме должен представить вариант его применения в этом окружении. Текущие исправления используемого программного продукта, выпуски, включающие в себя ранее пропущенные функции или свойства, а также улучшения системы должны проводиться через процесс сопровождения программных средств (см. 6.4.10).
6.4.10 Процесс сопровождения программных средств
Примечание 1 - Процесс сопровождения программных средств, представленный в настоящем стандарте, является частным случаем процесса технического обслуживания, приведенного в [18]. Пользователи могут рассматривать требование соответствия для процесса из [18], а не для процесса из настоящего стандарта.
Примечание 2 - Процесс сопровождения программных средств, представленный в настоящем стандарте, совместим с [15].
6.4.10.1 Цель
Цель процесса сопровождения программных средств заключается в обеспечении эффективной по затратам поддержки поставляемого программного продукта.
Примечание - Виды деятельности по сопровождению программных средств перед поставкой включают планирование операций после поставки, обеспечения поддержки и логистики. Виды деятельности после поставки включают в себя модификацию программных средств и поддержку функционирования, такую как обучение или работа в режиме диспетчерской связи.
6.4.10.2 Выходы
В результате успешного осуществления процесса сопровождения программных средств:
a) разрабатывается стратегия сопровождения для управления модификацией и перемещением программных продуктов согласно стратегии выпусков;
b) выявляются воздействия изменений в существующей системе на организацию, операции или интерфейсы;
c) по мере необходимости обновляется связанная с изменениями системная и программная документация;
d) разрабатываются модифицированные продукты с соответствующими тестами, демонстрирующими, что требования не ставятся под угрозу;
е) обновленные продукты помещаются в среду заказчика;