машины уплотняющие: Машины для уплотнения конструктивных слоев земляного полотна (виброуплотняющие, трамбующие, укатывающие машины).
механизация возведения земляного полотна: Комплекс технологических процессов на основе применения отрядов машин для сооружения земляного полотна, рационально подобранных с учетом типов машин и транспортных средств и объемов работ.
насыпь: Инженерное земляное сооружение из насыпного грунта, в пределах которого вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли (подстилающего грунта).
обочина: Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях.
основание насыпи: Подстилающий естественный грунт с ненарушенной структурой, на котором сооружают земляное полотно.
откос: Боковая наклонная поверхность, ограничивающая искусственное земляное сооружение (земляное полотно, дамбу и др.) или склоны естественного рельефа.
отсыпка грунта: Устройство насыпных слоев грунта землеройно-транспортными или транспортными (самосвальными) машинами.
плотность грунта: Отношение массы грунта, включая массу воды в его порах, к занимаемому этим грунтом объему.
поверхность земляного полотна: Поверхность земляного полотна или улучшенного верхнего слоя земляного полотна, на которых расположена дорожная одежда.
работы подготовительные: Работы, выполняемые в соответствии с проектом организации работ до начала сооружения земляного полотна.
Прим е ч а н и е – К подготовительным работам относят: восстановление и закрепление трассы, расчистку полосы отвода, разбивку элементов земляного полотна, водоотводные и осушительные работы и подготовку основания насыпи, постройку временных дорог и временных сооружений, линий связи и электроосвещения, энерго-, водо-, парои газоснабжения.
разработка грунта в боковых резервах с перемещением в насыпь: Технологический процесс сооружения насыпи земляного полотна из грунта, разрабатываемого в боковых резервах и перемещаемых в насыпь.
разработка грунта в выемках с перемещением в насыпь: Технологический процесс сооружения насыпи земляного полотна из грунта, разрабатываемого в выемках землеройно-транспортными машинами с продольным перемещением в насыпь.
разработка грунта в карьерах с перемещением в насыпь: Технологический процесс сооружения насыпи земляного полотна из грунта, разрабатываемого в карьере, с транспортировкой в насыпь.
резерв: Территория, отводимая для разработки грунта неглубокими выработками правильной формы, из которых грунт используют для отсыпки насыпи автомобильной дороги.
При м е ч а н и е – Резерв обычно закладывают вблизи строящейся дороги непосредствен-
но у основания насыпи с одной или двух ее сторон, а в случае невозможности – вдали от дороги на отведенном по проекту участке сосредоточенного грунтового карьера.
строительство земляного полотна (сооружение земляного полотна): Комплекс земляных работ, подчиненный общей организации строительства автомобильной дороги и выполняемый специализированными подразделениями землеройно-транспортных машин вслед за строительством малых мостов и труб.
технологический процесс сооружения земляного полотна: Способы, приемы и последовательность выполнения видов работ определенным типом машин и их типоразмером с рациональными режимами.
типоразмер машин: Значение главного параметра машины (или интервал значений), определяющего ее техническую характеристику, по которой из выпускаемой номенклатуры машин данного типа устанавливают рациональную область ее применения.
4. Механизация работ при сооружении земляного полотна
4.1. Общие требования по механизации работ
4.1.1. При производстве земляных работ должны применяться способы и средства механизации, обеспечивающие выполнение заданных объемов работ в установленные сроки с требуемым качеством.
4.1.2. Механизация должна быть комплексной и охватывать все процессы и виды работ, связанные с устройством земляных сооружений или их отдельных конструктивных элементов.
На вспомогательных операциях в целях сокращения ручного труда необходимо широко применять различное сменное оборудование к основным машинам и средства малой механизации. Особенно это касается уплотняющих средств (трамбовки, виброплощадки, виброплиты, катки с малой базой).
4.1.3. При выборе средств механизации и схем работ следует учитывать физико-механические свойства грунтов с точки зрения их пригодности для сооружения земляного полотна (приложение А).
4.1.4. При разработке вариантов механизации отряды машин составляют таким образом, чтобы обеспечить их максимальную загрузку на всех технологических процессах сооружения земляного полотна. Рекомендуется предусматривать двухи трехсменную работу средств механизации.
4.1.5. При строительстве земляного полотна организацию работы по захваткам осуществляют с учетом темпов работы, мощности и вида применяемой техники, а также сезона и погодных условий.
Выбор типоразмеров машин для выполнения земляных работ следует осуществлять в соответствии с приложением Б.
4.1.6. Сооружение земляного полотна из грунта боковых резервов в предусмотренных проектом случаях выполняется с применением автогрейдеров, бульдозеров, скреперов. Для устройства глубоких резервов, работы на косогорах рационально применение экскаваторов с автовозкой.
4.1.7. Разработка выемок землеройно-транспортными машинами с продольным перемещением грунта в насыпь в едином технологическом процессе рекомендуется во всех случаях, когда грунт из выемки пригоден для отсыпки насыпи. В случае отрицательного грунтового баланса и неблагоприятных грунтов следует отдавать предпочтение более длинным захваткам при укладке грунта из выемки с последующей досыпкой другими грунтами из сосредоточенных резервов и карьеров.
4.1.8. Разработку грунта в карьерах с транспортировкой в насыпь следует выполнять во всех случаях, предусмотренных проектом.
4.2. Грейдерные работы
4.2.1. Автогрейдеры применяют:
а) для разработки и перемещения грунта при возведении насыпи высотой до 0,8 м из боковых односторонних и двухсторонних резервов;
б) на вспомогательных работах в комплексе с другими землеройными маши-
нами:
при планировке откосов, обочин, резервов с приданием им поперечных и продольных уклонов;
Для выполнения перечисленных работ используют автогрейдеры тяжелого и среднего типа, снабженные в необходимых случаях откосниками и удлинителями отвалов.
Разработка грунта автогрейдерами при перемещении из резерва в насыпь может быть рекомендована для дорог низших категорий.
4.2.2. Вырезание грунта грейдером в резерве и поперечное перемещение его в насыпь осуществляют круговыми проходами машины. Для сокращения потерь времени на развороты машины в концах рабочей захватки ее длина должна быть не менее 400 – 500 м.
Работы рекомендуется вести двумя захватками: на одной вырезать грунт из резерва и перемещать его в насыпь, на другой – планировать и уплотнять ранее отсыпанный слой грунта.
4.3. Бульдозерные работы
4.3.1. Бульдозеры наиболее эффективно применять при возведении насыпей высотой от 1 до 2 м из грунта боковых резервов. Они позволяют механизировать практически весь комплекс работ, за исключением уплотнения и окончательной планировки поверхности земляного полотна, включая откосы, и выработанных боковых резервов, которые обычно выполняются автогрейдером.
4.3.2. Разработка резерва ведется поперечными проходами бульдозера с максимально возможным для устойчивой работы машины заглублением отвала, начиная от дальней бровки. При этом между образуемыми траншеями зарезания целесообразно оставлять перемычки шириной около 1 м, убираемые последующими проходами. Собранный отвалом объем грунта перемещают в насыпь при двусторонних резервах до оси дороги. Обратным ходом выполняется грубое выравнивание слоев насыпи. Отсыпка слоя завершается по достижении требуемой толщины по условию уплотняемости.
Контроль толщины и ровности слоя ведется инструментально в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03. Следующий слой укладывается после полного уплотнения предыдущего.
Сечение бокового резерва должно быть сбалансировано с сечением насыпи с учетом возможных различий бытовой и требуемой плотности.
4.3.3. После выработки проектного сечения резерва все поверхности должны быть незамедлительно спланированы с приданием предусмотренных проектом уклонов для стока дождевых и талых вод. Рекультивация боковых резервов выполняется сразу после окончания сооружения земляного полотна на данном участке (или задела).
4.3.4. Разработку бульдозером неглубоких выемок с продольным перемещением грунта в насыпь (или в отвал) следует осуществлять при расстоянии перемещения до 100 м. Разработку выемки начинают с ближнего к насыпи конца с перемещением грунта в дальний конец насыпи. Разработку ведут послойно на глубину рационального зарезания отвала (рисунок 1).
1 – ярусы; 2 – слой отсыпанной насыпи; 3 – траншеи яруса; 4 – стенки