СТО 221 НОСТРОЙ 2.25.41-2012 Автомобильные дороги Устройство цементобетонных покрытий автомобильных дорог стр. 2

брус вибрационный (вибробрус): Вибрационный уплотняющий рабочий орган с узкой опорной плитой в виде бруса и с несколькими вибраторами, размещенными в один ряд, применяющийся для предварительного уплотнения песчаного слоя, слоев цементобетонных, асфальтобетонных, цементогрунтовых и других смесей.
брус выглаживающий: Рабочий орган отделочной или укладочной (распределяющей) машины, предназначенный для выглаживания поверхности слоя строящегося цементобетонного покрытия или основания.
геотекстильный материал (геотекстиль): Рулонный геосинтетический материал в виде гибких полотен, полученный методами текстильной промышленности из волокон (филоментов, нитей, лент) с образованием пор размером менее 5 мм.
добавки для бетонов: Природные или искусственные химические продукты, вводимые в составы бетонов при их изготовлении с целью улучшения технологических свойств бетонных смесей, физико-химических свойств бетонов, снижения их стоимости.
дополнительные слои основания: Слои дорожной одежды между основанием и грунтом земляного полотна, выполняющие морозозащитную, дренирующую и теплоизолирующую функции.
дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.
дорожная одежда жесткая: Дорожная одежда с цементобетонным монолитным покрытием.
заполнители: Минеральные материалы (песок, щебень, шлак, гравий), входящие в состав бетонных смесей.
земляное полотно: Конструктивный элемент, служащий основанием для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги.
класс бетона: Гарантированное значение показателя прочности тяжелого бетона, которое определяют на основе унифицированных показателей прочности, принимаемых с обеспеченностью 95 %.
ложное схватывание: Преждевременное загустевание цементного теста при затворении его водой.
мастика: Смесь тонкодисперсного наполнителя (порошка) с органическим вяжущим, применяемая для заполнения температурных швов и трещин в дорожном покрытии или приклеивания гидроизоляционных материалов.
морозостойкость: Способность бетона сохранять физико-механические свойства при многократном переменном замораживании и оттаивании, характеризующаяся соответствующей маркой по морозостойкости F.
нарезчик швов: Дорожная машина для нарезки швов в бетонном покрытии автомобильных дорог и аэродромов.
основание дорожной одежды: Несущая прочная часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои основания или грунт земляного полотна.
оптимальная дозировка: Минимальная дозировка добавки, позволяющая получать нормируемый основной технологический и/или технический эффект без снижения (или с допустимым уровнем снижения) других свойств смесей, бетонов.
пленкообразующие вещества: Жидкие материалы, распределяемые по поверхности свежеуложенного и уплотненного цементобетона для создания водонепроницаемой паронепроницаемой пленки для создания нормальных влажностных условий твердения бетона.
покрытие: Верхний слой дорожной одежды, воспринимающий усилия от колес автомобилей и подвергающийся непосредственному воздействию атмосферных факторов.
распределитель пленкообразующих материалов: Дорожная машина, завершающая процесс строительства цементобетонного покрытия, предназначенная для распределения пленкообразующих материалов по поверхности покрытия.
расстояние между швами: Размер интервала между деформационными швами в цементобетонных покрытиях и основаниях и других жестких слоях, устанавливаемый расчетом или нормами.
удобоукладываемость смесей: Количественная характеристика бетонной смеси, характеризующая соответствие технологических свойств смеси применяемым средствам распределения и уплотнения.
ширина шва: Расстояние между примыкающими плитами монолитного покрытия.
шов деформационный: Прорезь, разделяющая монолитное цементобетонное покрытие или основание на плиты, которая обеспечивает возможность перемещений плит (удлинение или сокращение) при изменении температуры покрытия.
шов поперечный: Деформационный шов в цементобетонном покрытии или основании, нарезанный перпендикулярно к оси дороги и обеспечивающий возможность продольного деформирования цементобетонных плит.
шов продольный: Деформационный шов, нарезаемый в цементобетонном покрытии или основании по оси дороги или параллельно ей в зависимости от ширины проезжей части и способствующий снижению деформаций от растягивающих напряжений.
шов расширения: Поперечный шов, выполненный на всю толщину дорожной бетонной плиты для обеспечения ее свободного расширения при повышении температуры и влажности.
шов сжатия: Поперечный шов, нарезанный на части толщины плиты, создающий ослабленное сечение, в котором при усадке цементобетона и понижении температуры происходит разрыв.
штыри: Стальные стержни, устанавливаемые в швах бетонного покрытия, допускающие продольные перемещения бетонной плиты и предотвращающие при этом перемещение плиты в поперечном направлении и по высоте.
паз шва: Узкая прорезь в бетоне с определенными геометрическими параметрами (шириной и глубиной), образующаяся при нарезке шва.

4. Общие положения

4.1. Монолитные цементобетонные покрытия следует устраивать при отсутствии атмосферных осадков в интервале температур от плюс 5 °С до плюс 30 °С. При производстве работ в интервале температур от плюс 5 °С до плюс 10 °С и минимальной суточной температуре не ниже 0 °С следует руководствоваться требованиями СНиП 3.03.01.
4.2. При конструировании и устройстве цементобетонных покрытий, кроме настоящего стандарта, должны учитываться требования СНиП 2.05.02 и СНиП 3.06.03.
4.3. Строительство цементобетонных покрытий осуществляют в соответствии с проектом производства работ, разработанным в соответствии с проектом автомобильной дороги.

5. Конструкции дорожных одежд с цементобетонными покрытиями

5.1. Дорожные одежды с монолитными цементобетонными покрытиями относятся к жестким дорожным одеждам и имеют следующие конструктивные слои: покрытие, основание и дополнительные слои основания, выполняющие морозозащитные, дренирующие и теплоизолирующие функции.
Типовые конструкции дорожных одежд с монолитным цементобетонным покрытием приведены на рисунке 1.
5.2. Дорожные одежды с монолитными цементобетонными покрытиями сооружают на заранее подготовленном земляном полотне.
5.3. Бетонные покрытия следует строить одинаковой толщины по всей ширине с допусками в соответствии с приложением 2 СНиП 3.06.03.
1 цементобетон;
2бетон классов по прочности B 0,8 – B 1,2;
3 щебень;
4песок или другой материал, укрепленный вяжущим;
5песок или гравийно-песчаная смесь;
6прослойка из полиэтиленовой пленки.
Рисунок 1 – Типовые конструкции дорожных одежд с монолитным цементобетонным покрытием
5.4. Независимо от очертания поперечного профиля поперечный уклон покрытия находится в пределах от 15 ‰ до 20 ‰ в соответствии с таблицей 7 СНиП 2.05.02.
5.5. Толщины монолитных цементобетонных покрытий дорог I – III категорий следует назначать по расчету в соответствии с требованиями таблицы 28 СНиП 2.05.02.

6. Требования к материалам, применяемым при устройстве цементобетонных покрытий

6.1. Требования к бетону