6.2.2. Готовые смеси для устройства оснований могут быть получены: непосредственно с предприятия-поставщика; путем смешения необходимых компонентов в смесительных установках; смешением компонентов смеси в заданном соотношении непосредственно на дороге.
Приготовленную смесь транспортируют автомобилями-самосвалами и укладывают самоходным щебнераспределителем.
6.2.3. Для приготовления смеси на дороге на нижележащий слой основания распределяют ровным слоем с помощью автогрейдера необходимое количество крупного материала, затем к нему добавляют последовательно мелкие фракции. Спланированные материалы поливают водой, обеспечивая оптимальную влажность, перемешивают фрезой или автогрейдером до образования однородной смеси, распределяют по ширине слоем одинаковой толщины и уплотняют. Влажность материала при уплотнении не должна отклоняться от оптимальной более чем на 10 %.
6.2.4. Уложенный слой смеси уплотняют комбинированными, пневмошинными или катками с металлическими вальцами от краев к середине. Скорость движения катков в начале укатки составляет от 1,5 до 2 км/ч с увеличением к концу уплотнения до 5 км/ч. Для уплотнения применяют катки с постепенно увеличивающейся массой и удельным давлением. Для уплотнения смесей, включающих щебень и гравий из прочных пород, сначала используют легкие катки, затем катки массой от 10 до 12 т и при окончании укатки – от 10 до 18 т. При уплотнении минерального материала из пород малой прочности сначала применяют катки массой от 3 до 5 т, а затем – от 6 до 10 т.
Общее количество проходов различных катков по одному следу принимают по таблице 8.
Та бл и ц а 8 – Количество проходов катков
Тип катка | Количество проходов при уплотнении | ||
методом заклинки | плотных смесей | ||
на первом этапе | на втором этапе | ||
Гладковальцовый | 10 | 20 | 20 |
С пневматическими вальцами | 10 | 20 | 20 |
С комбинированными вальцами | 6 | 12 | 12 |
С вибрационными вальцами | 4 | 8 | 8 |
6.3. Особенности строительства оснований при отрицательных температурах
6.3.1. При организации работ в зимнее время особое внимание должно быть уделено подготовке производственных предприятий, а также парка автомобилей и дорожных машин.
6.3.2. Перед началом работ поверхность земляного полотна тщательно очищают от снега и льда. При сильных снегопадах и метелях работы по строительству основания прекращают.
Для очистки поверхности земляного полотна от снега и льда рационально использовать автогрейдер с зубчатыми ножами. При этом угол резания должен находиться в пределах от 35° до 40°, угол захвата должен находиться в интервале от 35° до 45° при ледяной корке и от 50° до 65° при плотном снеговом покрове.
6.3.3. Условием успешного и качественного выполнения работ при отрицательных температурах является ускорение процессов погрузки гравийного (щебеночного) материала, обогащения (смешения), вывоза, укладки и уплотнения готовых смесей до их смерзания. Необходимо следить за тем, чтобы вывезенный на земляное полотно материал не содержал снега и льда и имел влажность, не превышающую критическую (приложение А).
Во время оттепелей, а также перед весенним оттаиванием основание, устроенное при отрицательной температуре, следует очищать от снега и льда и обеспечить отвод воды.
6.3.4. Досыпку материала и исправление деформаций основания, устроенного при отрицательной температуре, следует производить только после просыхания земляного полотна и основания.
При температуре воздуха от 0 °С до минус 5 °С продолжительность работ по распределению, профилированию и уплотнению каменного материала влажностью до 3 % не должна превышать 4 часов, а при более низкой температуре – 2 часов. При влажности материала выше критической его следует обрабатывать растворами хлористых солей в количестве от 0,3 % до 0,5 % от массы.
6.3.5. При невозможности немедленной вывозки и укладки приготовленной в карьере гравийной, щебеночной, гравийно-песчаной смеси, а также при заготовке материала впрок во избежание преждевременного смерзания смесь обрабатывают хлористыми солями в количестве от 20 до 30 кг/м3 (при температуре до минус 12 °С – хлористым натрием, а ниже – хлористым кальцием).
Хлористые соли вводят в материал в твердом виде или в растворе. Соль в твердом виде применяют, если естественная влажность гравийного (щебеночного) материала выше 0,4 – 0,5 оптимальной. При влажности смеси ниже 0,4 оптимальной применяют раствор хлористого кальция концентрацией не менее 20 %.
6.3.6. В зимних условиях особое внимание уделяют обеспечению максимально возможного уплотнения смесей. Длину сменной захватки выбирают из расчета быстрого разравнивания и уплотнения материалов до их смерзания.
Уплотнение каменного материала при отрицательной температуре следует производить без увлажнения. Поэтому при устройстве основания из щебня в зимнее время строительные работы заканчивают на первом этапе (укладка крупного щебня). Все последующие операции выполняют весной при положительной температуре воздуха.
6.3.7. После уплотнения за основанием должен быть установлен тщательный уход. В районах с частыми оттепелями следует очищать покрытие от снега с тем, чтобы талая вода не переувлажняла основание и земляное полотно.
Весной в период максимальной влажности дорожного полотна устанавливают строгий контроль за движением технологического транспорта по основанию, построенному в зимнее время. Появившиеся деформации исправляют после полного оттаивания и просыхания земляного полотна и слоев основания.
7 Контроль производства и приемка работ
7.1 В процессе строительства основания должен осуществляться контроль качества материалов и устраиваемого слоя, который подразделяется на входной, операционный и приемочный.
При входном контроле качество материалов оценивается на соответствие требованиям раздела 4, ГОСТ 8269.0 и ГОСТ 5180. При входном контроле оценивают содержание в щебне пылевато-глинистых частиц, прочность, морозостойкость, зерновой состав каждой партии по ГОСТ 8269.0.
Зерновой состав готовых смесей определяют по пункту 4.3 ГОСТ 8269.0, а влажность – по пункту 2 ГОСТ 5180.
7.2. При операционном контроле качества устраиваемого слоя проверяют: высотные отметки, ровность, поперечный уклон, ширину, толщину слоя и качество уплотнения. В случае использования готовых смесей проверяют их влажность и зерновой состав.
Качество уплотнения основания, устраиваемого методом заклинки, оценивают путем контрольного прохода гладковальцового катка массой от 10 до 13 т по всей длине построенного участка. После прохода катка на поверхности слоя не должны оставаться следы и возникать волны перед вальцом, а положенная под валец щебенка должна раздавливаться.
Контроль уплотнения готовой смеси осуществляют по ГОСТ 28514 баллонным плотномером ПБД-КМ.
Геометрические параметры слоя основания из минеральных материалов, не обработанных вяжущими, контролируют по СНиП 3.06.03.
Предельные отклонения по контролируемым параметрам приведены в приложении Б.
Оценка всех показателей должна проводиться не реже, чем через 100 м.
7.3 При приемочном контроле проверяют соответствие фактических значений проектным. Объем измерений должен быть не менее 20 % объема измерений при операционном контроле.
Приложение А (рекомендуемое) Безопасная в отношении смерзания влажность некоторых материалов, используемых для строительства оснований автомобильных дорог
Т а б л и ц а А.1
Вид материала | Насыпная плотность, т/м3 | Фракция, мм, размером до | Безопасная влажность, %, при температуре, °С | ||||
– 5 | – 10 | – 20 | – 30 | – 40 | |||
Щебень (известняк) | 1,45 | 10 | 3,0 | 3,0 | 2,5 | 2,2 | 2,2 |
Щебень (гранит) | 1,41 | 20 | 4,0 | 3,5 | 3,0 | 2,5 | 2,0 |
Щебень (гранит) | 1,60 | 10 | 3,0 | 2,5 | 2,0 | 1,5 | 1,0 |
Гравий | 1,50 | 20 | 2,0 | 1,8 | 1,5 | 1,3 | 1,32 |
Песчано-гравийная смесь | 1,60 | 20 | 2,5 | 2,0 | 1,8 | 1,5 | 1,3 |
Песок | 1,56 | 1 | 2,2 | 2,0 | 1,6 | 1,0 | 0,4 |
Отсев дробления | 1,70 | 2 | 2,8 | 2,5 | 2,0 | 1,5 | 1,0 |
Глинистые грунты | 1,50 | – | 10,0 | 9,0 | 8,0 | 7,0 | 6,5 |
Приложение Б (обязательное) Операционный и приемочный контроль
Т а б л и ц а Б.1
Конструктивный элемент, вид работ, контролируемый параметр | Допустимое отклонение | Метод контроля | Количество измерений при контроле | |
операционном | приемочном | |||
Высотные отметки по оси дороги | ± 5 см (± 1)*;не более 10 % измерений до ± 10 см (± 2 см)* | Геодезический | Через 100 м | Через 500 м |
Ширина слоя | ± 10 см; не более 10 % измерений от – 15 до+ 20 см | Рулеткой | Через 100 м | Через 500 м |
Толщина слоя | ± 1,5 см (± 1 см)*; не более 10 % измерений от– 2,2 см до + 3 см(от – 1,5см до + 2см)* | Линейкой | Через 100 м | Через 500 м |
Ровностьповерхности | Просвет – зазор: | Под рейкой дли- | Через 10 м | На 10 % длины учас- |
для дорог: | ной 3 м в пяти | тка. Длина захватки | ||
I, II и III категорий | 10мм (5 мм)*; не более | точках через 0,5 м | 300 – 400 м. | |
5 % измерений до 20 мм | 100 – 130 измерений | |||
(10 мм)* | на захватке | |||
IV и V категорий | 15 мм; не более 5 % изме- | |||
рений до 30 мм | ||||
Iс, IIс, IIIс категорий | 20 мм; не более 5 % изме- | |||
рений до 40 мм | ||||
Поперечный уклон | ± 0,01 (± 0,005)*; не более 10 % измерений от – 0,015до + 0,03(от – 0,01 до + 0,015)* | Рейкой с уровнем | Через 10 м | На 10 % длины участка. Длина захватки 300 – 400 м. 80 – 100 измерений на захватке |
Влажность щебня и песчано-щебеночной смеси | ± 10 % от оптимальной | Лабораторный | 1 раз в смену | – |
Качествоуплотнения слоя | Отсутствие следов и волны перед катком массой от 10 до 13 т | Визуальный | Постоянно | – |
* Данные в скобках относятся к работам, выполняемым с применением машин с автоматической системой задания вертикальных отметок. |
Библиография
[1] ТУ 48-0114-19-84
[2] Отраслевые дорожные нормы, ОДН 218.046-01 «Проектирование нежестких дорожных одежд, Москва, Росавтодор, 2001